Статья Коррекция развития детей с ОВЗ

Данная статья содержит материал по коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Дополнительное образование не может находиться в стороне от социально-педагогических проблем общества в целом, микросоциума или отдельного воспитанника. Существование дополнительного образования и организация жизнедеятельности в нем детей и подростков уже социально-педагогично, так как позволяет контролировать и направлять досуг детей, привлекать их к организ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования.

КОУ ВО «Бутурлиновская школа - интернат VIII вида»

Воспитатель Бойко Галина Ивановна.

Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, для воспитания творчески развитой личности, в нашей школе хорошо развито дополнительное образование, которое включает в себя различные кружковые занятия, спортивные секции. К нам в школу приходят студенты «Бутурлиновского педагогического училища», приходят педагоги нашего районного дома детского и юношеского творчества, я сама провожу кружковое занятие по декоративно - прикладному искусству. Собственными силами, уверовав в волшебную воспитательную роль дополнительного образования, забегая вперёд, могу сказать, что дети, которых ждут, понимают, дают возможность реализоваться, становятся первыми помощниками педагогов в воспитании честного, порядочного, настоящего человека. Работая в системе дополнительного образования, я поняла, что дополнительное образование не может находиться в стороне от социально-педагогических проблем общества в целом, микросоциума или отдельного воспитанника. Само существование объединения дополнительного образования и организация жизнедеятельности в нем детей и подростков уже социально - педагогично, так как позволяет контролировать и направлять досуг детей, привлечь их к организованным формам в конкретных группах. Именно это является альтернативой неорганизованного свободного времени, создающего риск появления социально-педагогических проблем.

Деятельность учреждений дополнительного образования протекает в рамках свободного времени ребёнка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. При этом ребёнок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга. В отличие от занятий в школе, которые он обязан посещать, внеурочные занятия становятся результатом осознанного добровольного решения. В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования ребёнок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно. Добровольность в учреждениях дополнительного образования проявляется и в том, что ребёнок в любое время может поменять кружок или покинуть учреждение вообще. Для его удержания педагоги не могут использовать тот арсенал дисциплинарных приёмов, который есть у школьного учителя. Только привлекательность самой деятельности, форм и методов её организации, комфортная атмосфера в детском сообществе и, наконец, индивидуальность, искренность и доброжелательность педагога способствуют тому, что ребёнок в течение длительного времени проводит свой досуг в объединении дополнительного образования. Сам факт данной добровольности высоко оценивается детьми, которые называют его одним из наиболее привлекательных моментов в деятельности учреждений дополнительного образования. Положительным моментом является и то, что ребёнок удовлетворяет свои познавательные и коммуникативные потребности в сообществе единомышленников, то есть людей (как детей, так и педагогов) для которых значимы те же интересы, цели, а во многом и ценности. Это способствует созданию доброжелательной дружеской атмосферы, повышению творческой активности детей, развитию их инициативности и самостоятельности. Говоря о том, что для детского объединения характерен общедоступный, массовый, самодеятельный и общественно-полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого ребёнка задачи, она выделяет различные виды такой работы. Это и массовые, и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростков в объединение, требуют от него проявления определенных умений и добросовестного отношения к делу. К ним можно отнести игры-викторины, творческие проекты, экскурсии, конкурсы и фестивали. Именно такие формы дают возможность детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с достижениями товарищей. Можно добавить, что часто такие виды деятельности становятся своеобразной рекламой, привлекающей детей проводить свой досуг в данном объединении, а также стимулируют ребят к достижению новых результатов и, наконец, становятся тестовым показателем результативности деятельности детей. Организационные формы обеспечивают равенство возможностей участия всех желающих школьников, независимо от их способностей и подготовленности. Можно также отметить, деятельность детей в таких сообществах носит регулярный и долговременный характер, а различные формы занятий используются периодически, и выступают в качестве своеобразного творческого итогового отчёта за деятельность кружка в определенный период времени. Общение - одно из важнейших средств педагогического взаимодействия. Совместная творческая увлеченность педагога и детей приводит к неформальности общения, что имеет высокую привлекательность в глазах детей, так как не только способствует установлению доброжелательной атмосферы, но и росту их самоуважения, чувства социальной значимости и взрослости. В детском объединении в атмосфере заботы, игры, радости и общности ребёнку легче обрести поддержку в принятии себя, норм и правил социального мира взрослых, ведь основное содержание дополнительного образования - это самодеятельность и целостная реализация потребностей детей, подростков в социализации, культурной адаптации, поиск новых форм коллективности, поддержки и взаимопомощи детей и взрослых.

Технология воспитания включает:

Признание детства как промежуточной стадии взросления для саморазвития, интеллектуального и духовного роста;

включение воспитанника в реальную жизнь, социально - трудовые процессы на правах субъекта деятельности;

включение подростков в ситуации выбора жизненных ценностей; помощь в их осмыслении, а также в оценке своих действий и поступков:

личностный подход в воспитательной деятельности, определяющий формирование индивидуальности, развитие образованной, духовной, гуманной, свободной, творческой личности, ориентированной на общечеловеческие и общенациональные ценности;

самоуправление в объединениях сверстников, самостоятельное разрешение возникающих проблем, обусловливающее высокий уровень самосознания, чувство самоуважения, собственного достоинства, самодисциплины в сочетании с уважением к мнению других людей, способностью к ориентировке в мире духовных ценностей;

направленность социального воспитания на формирование и развитие таких качеств личности, как гражданская ответственность, патриотизм, сострадание, терпимость, милосердие, благородство, честь и достоинство.

Работая педагогом дополнительного образования, я доказываю, что средствами внеклассного образования удаётся скорректировать поведение самых «трудных» подростков, сформировать у них социально-значимые ценностные ориентиры, вывести из состояния девиантности. И во многом это связано с теми особенностями педагогического взаимодействия, о которых говорилось выше. Достижение достаточных результатов не только в профессиональной подготовке своих воспитанников, но и в решении социально-педагогических задач, возможно в том случае, если в детском объединении сформировано воспитательное пространство.

Родители отмечают положительное влияние внешкольных занятий на воспитание самостоятельности, ответственности, дисциплинированности ребят, раскрытие индивидуальных качеств личности, самоопределения и самореализации в новых условиях сферы свободного времени. Сами же воспитанники отмечают радость общения в коллективе единомышленников, живущих общими интересами и увлечениями, неформальный характер взаимоотношений с руководителем, возможность творческих контактов. Ребята отмечают, что занятия научили их работать в коллективе, расширили кругозор, научили бесконфликтному существованию. Таким образом, дополнительное образование выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности и социализации подрастающего поколения: неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребёнка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Дополнительное образование приобщает ребят к здоровому образу жизни, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма, что способствует повышению качества городской среды. Наполняя процесс дополнительного образования содержанием, очень важно помнить, что нашим воспитанникам предстоит жить в новых социально-экономических условиях, а это означает, что мы должны воспитать в них такие качества, как психологическую и нравственную устойчивость, стремление к самореализации, умение адаптироваться и актуализироваться в социуме.



© 2010-2022