Литературно-музыкальная композиция, посвященная 100-летию К. М. Симонова

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий мероприятия, посвященного 100-летию со дня рождения К. Симонова

СЛАЙД 1

Ведущий 1: Отражение исчезнувших лет,
Облегчение житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет -
Это - книга. Да здравствует книга!
Ведущий2: Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок,-
Это -книга. Да здравствует книга!

СЛАЙД 2

Ведущий 1:Мы приветствуем Вас на мероприятии, посвященном Году литературы.

СЛАЙД 3

Ведущий 2: В этом году многие памятные даты связаны с юбилеями российских писателей, поэтов, драматургов - А.П. Чехова, Б. Пастернака, С. Есенина …

СЛАЙД 4

Ведущий 1: А 28 ноября исполняется 100 лет со дня рождения Константина Симонова - поэта, прозаика, драматурга, журналиста, редактора, общественного деятеля, шестикратного лауреата Государственной (Сталинской) премии.

Ведущий 2: Наше сегодняшнее мероприятие посвящено этой знаменательной дате

СЛАЙД 5

Ведущий 1: Константин Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну (как отмечал писатель в официальной биографии). Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром РККА. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях.

СЛАЙД 6

ВЕДУЩИЙ (2): «Атмосфера нашего дома, - писал Симонов в своей автобиографии, и атмосфера военной части, где служил отец? породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на проверку, вошло в плоть и кровь».

ВЕДУЩИЙ (1): Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям, которым суждено стать судьбой его поколения.

СЛАЙД 7

ВЕДУЩИЙ (2): Война стала для Симонова временем возмужания, временем формирования характера и мировоззрения, испытанием всех его душевных и нравственных качеств. Война была темой, делом, школой, судьбой.

ВЕДУЩИЙ (1): Судьба возложила на его плечи нелегкий солдатский труд еще до начала Великой Отечественной. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны.

ВЕДУЩИЙ (2): Там, на Халхин-Голе, началась огневая, в прямом смысле слова, поэзия Симонова. С Халхин-Гола он привез книгу новых стихов, стихов, посвященных живым и павшим героям.

ВЕДУЩИЙ (1): Тогда же Симонов был удостоен первой правительственной награды - ордена «Знак Почета». Симонову было 24 года.

СЛАЙД 8 (музыка)

ВЕДУЩИЙ (2): Началась Великая Отечественная. С этих пор война стала главной темой его творчества. Прошло совсем немного времени, и он стал не только любимым поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране.

СЛАЙД 9

ВЕДУЩИЙ (1): За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт, первый раз - в июне сорок первого, - под Могилев и последний - в апреле сорок пятого, - под Берлин.

ВЕДУЩИЙ (2): Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Где он только не бывал. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой - Западный фронт, Одесса, Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты - Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия.

СЛАЙД 10

ВЕДУЩИЙ (1): «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом... Это не самый тяжелый хлеб на войне…» - не однажды высказывал эту мысль Симонов.

Нельзя было с этим не согласиться. Но все же она была и тяжелой и опасной.

СЛАЙД 11

ВЕДУЩИЙ 2: Стихотворение «Песня военных корреспондентов» написано по пути с одного фронта на другой - из освобожденного Краснодара в еще не освобожденный Ростов-на-Дону.

«Песня военных корреспондентов» (слушаем песню)

ВЕДУЩИЙ (1): Обычно песня называется "Песня военных корреспондентов". У Симонова стихотворение озаглавлено "Корреспондентская застольная".

СЛАЙД 12

ВЕДУЩИЙ (2): Симонов знал войну как никто. Наверное и не было среди военных писателей человека, превосходившего его объемом этих горьких знаний. Многие пережили больше, многим на фронте досталось больше, а знал он больше. А потом, уже в послевоенную пору, он пополнял свои и без того универсальные знания со свойственным ему упорством и трудолюбием.
И писал, писал, писал…

ВЕДУЩИЙ (1): Писал о том, что видел: писал в газеты, создавал стихи, пьесы, рассказы, повести.

ВЕДУЩИЙ (2): Военная лирика сделала имя Симонова широко известным. Известность переросла в любовь к нему, в любовь искреннюю и вполне заслуженную. Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх смерти, голод, разруху.
Его статьи были не просто хроникой сражений и летописью пережитого - они сражались, мужественного и беззаветно.

ВЕДУЩИЙ (1): Великая Отечественная война стала главной темой в творчестве Константина Симонова. Сам писатель так говорил:« Моя цель - дать почувствовать читателю, какой была эта война. Победа нам досталась дорогой ценой . Если я не расскажу об этих трудностях, тогда мне не удастся рассказать о мере подвига нашего народа».

СЛАЙД 13

ВЕДУЩИЙ (2): Война, как вор, прокралась в каждый дом, оторвала людей от родной земли, разделила семьи, разрушила домашний очаг. Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял: «Жди меня». Но до этого никто не написал этих слов. Их написал Симонов. Писал о своем, но произнес мысль миллионов.
Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все - вера, надежда и любовь.

ВЕДУЩИЙ (1): Вскоре это стихотворение поэта «Жди меня, и я вернусь» облетело всю линию фронта, став для солдат одновременно и гимном, и молитвой.

Это произведение посвящено актрисе Валентине Серовой. Уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся увернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далеко, в солнечной Фергане, куда был эвакуирован театр Валентины Серовой, его ждет любимая женщина.

ВЕДУЩИЙ (2): И именно это давало поэту силы и веру, вселяло надежду, что рано или поздно война закончится, и он сможет быть счастливо со своей избранницей. Поэтому, обращаясь в стихотворении к Валентине Серовой, он просит ее лишь об одном: «Жди меня!».
Вера и любовь этой женщины является для поэта своеобразным талисманом, той невидимой защитой, которая оберегала его на фронте от шальных пуль.

СЛАЙД 14

Стихотворение «Жди меня» (ученик читает стихотворение на фоне видео)

ВЕДУЩИЙ (1): Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями - люди военного поколения отлично это помнят.

СЛАЙД 15

ВЕДУЩИЙ (2): А годом спустя появилось другое стихотворение Симонова, тоже без названия. Иногда это стихотворение называют "Убей его", т. к. слово "убей" 10 раз звучит в его финальной части.

Главный редактор газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг так описывал появление стихотворения в редакции:

ВЕДУЩИЙ (1): Мы ждали материалы от Симонова. Вот, наконец, доставили пакет. На конверте надпись: «Д. И. Ортенбергу. Лично. Срочно. От Симонова. Симонов нарисовал, как это было принято в кавалерии для обозначения сверхсрочности, три креста! Раскрыл пакет, а там оказался не

очерк - стихи «Убей его!». Не буду объяснять, как нужен был этот прямой публицистический призыв в тяжелые дни нашего отступления».

ВЕДУЩИЙ (2): После окончания войны Симонов отказался от названия «Убей его!» и при многочисленных публикациях стихотворения называл его по первой строке - «Если дорог тебе твой дом…»

СЛАЙД 16

Стихотворение «Убей его»(ученик читает стихотворение на фоне видео)

СЛАЙД 17

ВЕДУЩИЙ (1): Во время войны невероятной популярностью пользовались стихотворения Константина Михайловича. Солдаты переписывали их от руки, знали наизусть. Одно из самых известных - «Майор привез мальчишку на лафете…».

ВЕДУЩИЙ (2): В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста - первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ребенок расположился на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия.

ВЕДУЩИЙ (1): Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт. Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.

Ученик читает стихотворение «Майор привез мальчишку…»

СЛАЙД 18

ВЕДУЩИЙ (2): Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. На искренние стихотворения Константина Михайловича не могли не откликнуться сердца советских бойцов.

ВЕДУЩИЙ (1): «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, - насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому».

Ученик читает стихотворение «Родина»

СЛАЙД 19

ВЕДУЩИЙ (2): Любая война начинается с дороги. Образ дороги - символ жизненного пути, который каждый человек должен пройти достойно. И эти военные дороги разводят в разные стороны друзей: Константина Симонова и Алексея Суркова. Алексей Сурков тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времён войны «Землянка». Стихотворение посвящается именно ему, а так же обращено и к нашей памяти. Духом товарищества проникнуто стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Обращаясь к другу, поэт говорит здесь о Родине, которая, как он понимает сейчас, открылась ему по-настоящему только в дни горя, в дни испытании.

Слайд 20

Ученик читает стих-е «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

на фоне видео

СЛАЙД 21

ВЕДУЩИЙ (1): В поэзии военных лет особое звучание приобретает тема солдатской дружбы, любви, товарищества.. Тема войны, солдатской дружбы, верности разрешается поэтом в этическом плане. Верность бойца, чувство товарищества, прямота и откровенность раскрываются как категории, определяющие боевой дух человека, его стойкость в бою, его преданность знамени полка, знамени Родины.
СЛАЙД 22

Ученик читает стихотворение «Товарищ»

ВЕДУЩИЙ (2): По словам Симонова: »Не знаю, как кто на это смотрят, а по мне дружба человеческая - самое дорогое чувство на земле. Это чувство с большой силой проявляется когда людям тяжело; а на войне - людям очень тяжело».

СЛАЙД 23

ВЕДУЩИЙ (1): 1942 год. В авиационной катастрофе погибает один из авторов «12 стульев» - писатель, военный корреспондент Евгений Петров.
Симонова потрясла смерть друга - эта простая, горькая, неотвратимая истина войны: «На наших глазах умирали товарищи».
Он пишет об этом много, настойчиво и каждый раз предельно взволнованно, потому что есть в жизни и такие события, к которым не привыкаешь, как бы часто они не повторялись.

ЧТЕЦ: Памяти Евгения Петрова

Ученик читает стихотворение «Смерть друга»

СЛАЙД 24

ВЕДУЩИЙ (2): Поэма «Сын артиллериста» основана на реальных событиях. Это случилось недалеко от Мурманска. Там шли тяжёлые бои. Лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком проник в тыл врага и оттуда трое суток направлял огонь своих батарей. Иногда ему приходилось наводить огонь на себя. Подвиг лейтенанта Лоскутова и многих других, выполнявших такое же задание, К.Симонов прославил в стихотворении «Сын артиллериста».

Читает учитель «Сын артиллериста»

СЛАЙД 25

ВЕДУЩИЙ (1): Кончилась война, Симонову нет еще и тридцати. Работавший всю войну, не зная отдыха и передышек, он и теперь не имеет времени, чтобы оглянуться.
«По первому зову, по первому ночному звонку из редакции, - писал о нем поэт П. Г. Антокольский, - он мог сорваться куда угодно - на Крайний Север и на Дальний Восток, в Среднеазиатские республики - лишь бы своими глазами увидеть заново строящийся мир…»

ВЕДУЩИЙ (2): Симонов объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других странах. Любознательность, писательский и общественный темперамент ведут его по всей стране, по всему миру.

ВЕДУЩИЙ (1): И тысячи, и тысячи писем, на которые Симонов считал своим долгом отвечать. Только по поводу выхода в свет повести «Дни и ночи» Симонов получил тысячу писем. После показа на экранах страны документальных фильмов «Шел солдат…» и «Солдатские мемуары» Симонов сдал в архив 3014 писем.

ВЕДУЩИЙ (21): «Мне на своем веку пришлось перечесть, наверное, несколько тысяч рукописей и написать несколько тысяч писем начинающим литераторам…» - заметил он в одном из писем еще в 1961 году.

ВЕДУЩИЙ (1): Симонову присылали стихи и прозу, пьесы и мемуары, военно-исторические работы и литературоведческие исследования. К нему постоянно обращались начинающие и так называемые, бывалые люди пишущие мемуары, и уже профессионалы-литераторы.

СЛАЙД 26

ВЕДУЩИЙ (2): Он был потрясающе работоспособен. Он просто садился за стол и писал, и писал, и писал. «Во всем Советском Союзе не было более трудолюбивого писателя», - скажет позднее один из друзей писателя.

ВЕДУЩИЙ (1): Его перу принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записки. Он постоянно выступал в печати как публицист и литературный критик. Самое замечательное из написанных им в этих жанрах составило одиннадцать томов Собрания сочинений.

ВЕДУЩИЙ (2): Пятнадцать лет писатель работает над трилогией «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».
«Это самое капитальное из того, что написано о войне», - писал Алексей Сурков.

ВЕДУЩИЙ (1): Когда вышел роман «Живые и мертвые», книга задела миллионы людей. За ней образовалась очередь в библиотеках, ею восхищались, она порождала порой жаркие споры.
Так было и с двумя другими книгами трилогии.

ВЕДУЩИЙ (2): Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова. И, пожалуй, самым печальным днем для этого человека был день в июле 1979 года, когда он почувствовал, что не может работать. В тот день на телеграфном бланке, найденном позже среди его бумаг, возможно, лишь для себя, Симонов записал: «Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано и не додумано, тоже не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести в порядок не приведенное в него».
И мужественно готовясь к концу, привел в идеальный порядок свой огромный архив…

СЛАЙД 27

ВЕДУЩИЙ (1): Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.
По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого.

ВЕДУЩИЙ (2): Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах - обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом.
Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.

СЛАЙД 28

ВЕДУЩИЙ 1:

Закончить наше сегодняшнее мероприятия позвольте словами самого К. Симонова:

«Люди, которые хотят, чтобы Вторая мировая война действительно

называлась в учебниках истории последней… должны, думая о

мире, особенно хорошо помнить уроки войны».

ВЕДУЩИЙ 2:

Жизнь и творчество К.Симонова- это золотые страницы истории, нашей литературы

© 2010-2022