- Преподавателю
- Классному руководителю
- Краткосрочный творческий проектПутешествие в сказку
Краткосрочный творческий проектПутешествие в сказку
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Андреева С.Г. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краткосрочный творческий проект
«Путешествие в сказку»
«Сказка для ребёнка такое же серьёзное
и настоящее дело, как игра: она нужна ему
для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,
измерить, оценить свои возможности».
(Д. Родари)
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Цели:
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- раскрытие ценности совместного творчества детей, учителей и их родителей.
Задачи.
1. Коррекционно-образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно-развивающие: развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно-воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Участники проекта: учащиеся 1-4класса(8 вид), родители, учитель-логопед, учителя начальных классов, учитель музыки, библиотекарь.
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Продолжительность: 2 недели.
Результат: Игровая программа «Путешествие в сказку».
Этапы работы:
-
Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
-
Составление плана-схемы проекта.
-
Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
-
Обсуждение проекта с учителями начальных классов, музыкальным руководителем.
-
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
-
Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
-
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
-
Презентация проекта.
Пути реализации проекта
1.Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2.Организация выставки поделок, рисунков.
3.Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми.
1.Чтение русских народных сказок; сказок, где герои животные.
2.Прослушивание аудио записей сказок.
3. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок.
4.Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
5.Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
6.Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
7.Самостоятельное составление сказок.
8.Рассказывание сказок собственного сочинения.
9.Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
10.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
11.Загадки о сказках, героях сказок.
12.Викторина по сказкам.
13.Посещение сельской библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, викторина «Путешествие в сказку».
14.Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
15.Игровая программа «Путешествие в сказку».
Содержание работы с родителями.
1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом»
2.Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
3.Придумывание сказок с детьми.
4.Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в школу пришло письмо-просьба от лесных жителей. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь им. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей являются животные. В классном уголке была размещена информация о проекте В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети,) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились инсценировать сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.
План-схема
работы с детьми, учителями и родителями по реализации проекта
«Путешествие в сказку»
№
сроки
содержание работы
ответственные
1
04.04
Беседа с родителями «Знакомство с проектом»
Андреева С.Г. учитель-логопед
2
04.04
Оформление выставки рисунков сказочных персонажей
Педагог -организатор, Салаурова Т.П.
04.04-15.04
Оформление книжного уголка.
Андреева С.Г.- учитель-логопед
3
05.04
Прослушивание аудиосказок
учитель- логопед
4
04.04-15.04
Чтение разных русских народных сказок
учитель- логопед, учителя нач.классов
5
04.04-15.04
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
учителя нач.классов
6
08.04
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам.
учителя нач.классов
7
11.04
Сказочный КВН
логопед
8
13.04
Посещение сельской библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, викторина «Путешествие в сказку».
библиотекарь.
9
04.04-15.04
Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
родители
10
15.04
Занятие по развитию связной речи «Русские народные сказки про животных»
логопед
11
21.02
Игровая программа «Путешествие в сказку».
логопед
Используемая литература.
4. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
Приложение
Сказки
Бобовое зернышко
Гуси - лебеди
Звери в яме
Зимовье зверей.
Колобок
Кот и лиса
Лиса и дрозд
Лиса и журавль
Лиса и заяц
Лиса и тетерев
Маша и медведь
Мужик и медведь
Петушок - золотой гребешок
Репка
Викторина по сказкам
-
В чем журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кувшин.
-
Какой продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Масло.
-
Что размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кашу.
-
Какого героя провели на пирожках? Ответ: Медведя из сказки «Маша и медведь».
-
Какое самое популярное число в русских народных сказках? Ответ: Три.
Игровая программа «Путешествие по сказкам»
1. Конкурс «Назови сказку!»
Ведущая: - Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Первый конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.
Тянут дед, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко
Догадался? Это … (Репка)
Помогала им яблонька,
Помогала им печка,
Помогала им голубая речка
Все им помогали,
Все их укрывали.
К матушке и батюшке
Они домой попали. (Гуси-лебеди)
Не послушал брат сестрёнку
Превратился он в козлёнка!
Во всём ведьма виновата.
Звали как сестру и брата? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Где и когда приключилось такое?
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал,
И печалилась баба.
Только кудахтала … (Курочка ряба)
Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам,
Румяный бок,
А зовётся … (Колобок)
В этом доме - вот так да! -
Поместились без труда
Мышь, лягушка, волк с лисой,
Зайка серенький, косой.
Мишка втиснулся, как мог,-
Развалился... (Теремок)
Зайку выгнала лиса...
Плачет зайчик: Вот беда!
Волк, медведь и петушок
Помогали зайке. Вот!
Догадались вы, друзья,
Что за сказка эта? Да? (Заюшкина избушка)
Отворили дверь козлята,
И… пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят)
Колотил да колотил
По тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом... (Лиса и Журавль)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Теперь скорей ответь!
Названье этой сказки… (Маша и медведь)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
2. Конкурс «Телеграммы»
Ведущая:
Кто-то по лесу бродил,
Сумку в елках обронил.
Что лежит в ней? Погляжу
И по секрету вам скажу.
Телеграммы! Целых три!
Только трудно мне понять,
Кто послать их так спешил,
Что даже подписать забыл?
«К лисе в гости я иду, прилететь к вам не могу!»
(Журавль из русской народной сказки «Лиса и журавль».)
«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»
(Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)
«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».
(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)
3. Конкурс «Филфорд»
Ведущая: - Найдите в филфорде 10 персонажей сказок. Для этого нужно в каждой строчке среди букв найти слово. Если вы его найдете и правильно назовете, то оно высветится. Начнем искать слова.
у
м
е
д
в
е
д
ь
ю
ё
л
р
п
в
о
л
к
ш
э
ж
п
е
т
у
х
т
и
м
с
и
к
ч
с
я
и
ч
к
о
б
к
х
з
щ
ш
г
д
е
д
о
т
л
у
ь
а
п
л
и
с
а
к
н
е
к
р
е
п
к
а
е
у
г
а
с
ь
т
г
у
с
и
м
ю
м
а
ш
а
н
с
л
ч
и
з
к
о
з
а
ч
ц
к
а
й
Ответы: медведь, волк, петух, яичко, дед, лиса, репка, гуси, Маша, коза.
4.Конкурс «Ассоциации»
Ведущая: - Ребята, следующий конкурс тоже на сообразительность.
Ассоциации - это слова, которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попробуйте отгадать сказки по ассоциации со словами:
1. Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)
2. Царь, стрела, клубок, Иван-царевич, щука. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)
3. Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)
4. Коза, петух, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)
5. Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)
6. Медведь, Машенька, пирожки. (Русская народная сказка «Маша и медведь».)
7. Заяц, петух, лиса, собаки. (Русская народная сказка «Заюшкина избушка».)
8. Лиса, кувшин, журавль. (Русская народная сказка «Лиса и журавль»).
5. Конкурс «Исправь ошибки»
Ведущая: - В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
«Петушок Ряба» - «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» - «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» - «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» - «Лисичка со скалочкой».
«По рыбьему велению» - «По щучьему велению».
«Пять медведей» - «Три медведя»
«Домик» - «Теремок»
«Морковка» - «Репка»
6. Конкурс «Собери пословицы
Детям выдаются карточки следующего содержания.
Друзья познаются
За добро
Под лежачий камень
Без труда не вытащишь
Доброе братство
рыбку из пруда.
дороже богатства.
в беде.
вода не течёт.
добром платят.
7. Конкурс «Продолжи сказку»
Ведущая: - Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).
1. Посадил дед репку и говорит:
- Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!
Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может...
- А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку -
Тянут-потянут, вытянуть не могут).
2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад - увидела гусей - лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке - кисельным берегам.
- А что дальше? («Речка, спрячь нас!» - просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3. …Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит - невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:
- А что дальше? («Тепло ли тебе, девица?». « Тепло, Морозушко, тепло, батюшка»).
4. …Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
- Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба….
(«Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)
5. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…
(«Терем-теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).
6. … Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает:
- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?
- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась...
Щука ему говорит:
- Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только…
(«По щучьему веленью. По моему хотенью»).
8. Подведение итогов.