Краткосрочный творческий проектПутешествие в сказку

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку».Участники проекта: учащиеся 1-5 класса(8 вид), родители, учитель-логопед, учитель русского языка и литературы, учителя начальных классов, учитель музыки, библиотекарь.Продолжительность: 2 недели.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочный творческий проект
«Путешествие в сказку»

«Сказка для ребёнка такое же серьёзное
и настоящее дело, как игра: она нужна ему
для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,
измерить, оценить свои возможности».
(Д. Родари)



Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Цели:
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- раскрытие ценности совместного творчества детей, учителей и их родителей.

Задачи.
1. Коррекционно-образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно-развивающие: развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно-воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

Участники проекта: учащиеся 1-4класса(8 вид), родители, учитель-логопед, учителя начальных классов, учитель музыки, библиотекарь.

Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность: 2 недели.

Результат: Игровая программа «Путешествие в сказку».

Этапы работы:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

  2. Составление плана-схемы проекта.

  3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

  4. Обсуждение проекта с учителями начальных классов, музыкальным руководителем.

  5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

  6. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

  7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

  8. Презентация проекта.

Пути реализации проекта

1.Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

2.Организация выставки поделок, рисунков.

3.Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми.

1.Чтение русских народных сказок; сказок, где герои животные.

2.Прослушивание аудио записей сказок.

3. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок.

4.Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

5.Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

6.Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

7.Самостоятельное составление сказок.

8.Рассказывание сказок собственного сочинения.

9.Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

10.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

11.Загадки о сказках, героях сказок.

12.Викторина по сказкам.

13.Посещение сельской библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, викторина «Путешествие в сказку».

14.Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

15.Игровая программа «Путешествие в сказку».

Содержание работы с родителями.

1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

2.Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).

3.Придумывание сказок с детьми.

4.Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в школу пришло письмо-просьба от лесных жителей. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь им. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей являются животные. В классном уголке была размещена информация о проекте В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети,) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились инсценировать сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.

План-схема
работы с детьми, учителями и родителями по реализации проекта
«Путешествие в сказку»

сроки

содержание работы

ответственные

1

04.04

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

Андреева С.Г. учитель-логопед

2

04.04

Оформление выставки рисунков сказочных персонажей

Педагог -организатор, Салаурова Т.П.

04.04-15.04

Оформление книжного уголка.

Андреева С.Г.- учитель-логопед

3

05.04

Прослушивание аудиосказок

учитель- логопед

4

04.04-15.04

Чтение разных русских народных сказок

учитель- логопед, учителя нач.классов

5

04.04-15.04

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

учителя нач.классов

6

08.04

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам.

учителя нач.классов

7

11.04

Сказочный КВН

логопед

8

13.04

Посещение сельской библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, викторина «Путешествие в сказку».

библиотекарь.

9

04.04-15.04

Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

родители

10

15.04

Занятие по развитию связной речи «Русские народные сказки про животных»

логопед

11

21.02

Игровая программа «Путешествие в сказку».

логопед

Используемая литература.
4. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.

Приложение

Сказки

Бобовое зернышко

Гуси - лебеди

Звери в яме

Зимовье зверей.

Колобок

Кот и лиса

Лиса и дрозд

Лиса и журавль

Лиса и заяц

Лиса и тетерев

Маша и медведь

Мужик и медведь

Петушок - золотой гребешок

Репка



Викторина по сказкам

  • В чем журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кувшин.

  • Какой продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Масло.

  • Что размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кашу.

  • Какого героя провели на пирожках? Ответ: Медведя из сказки «Маша и медведь».

  • Какое самое популярное число в русских народных сказках? Ответ: Три.

Игровая программа «Путешествие по сказкам»

1. Конкурс «Назови сказку!»

Ведущая: - Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Первый конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.

Тянут дед, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко
Догадался? Это … (Репка)

Помогала им яблонька,
Помогала им печка,
Помогала им голубая речка
Все им помогали,
Все их укрывали.
К матушке и батюшке
Они домой попали. (Гуси-лебеди)

Не послушал брат сестрёнку
Превратился он в козлёнка!
Во всём ведьма виновата.
Звали как сестру и брата? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Где и когда приключилось такое?
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал,
И печалилась баба.
Только кудахтала … (Курочка ряба)

Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам,
Румяный бок,
А зовётся … (Колобок)

В этом доме - вот так да! -
Поместились без труда
Мышь, лягушка, волк с лисой,
Зайка серенький, косой.
Мишка втиснулся, как мог,-
Развалился... (Теремок)

Зайку выгнала лиса...
Плачет зайчик: Вот беда!
Волк, медведь и петушок
Помогали зайке. Вот!
Догадались вы, друзья,
Что за сказка эта? Да? (Заюшкина избушка)

Отворили дверь козлята,
И… пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят)

Колотил да колотил
По тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом... (Лиса и Журавль)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Теперь скорей ответь!
Названье этой сказки… (Маша и медведь)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

2. Конкурс «Телеграммы»

Ведущая:

Кто-то по лесу бродил,

Сумку в елках обронил.

Что лежит в ней? Погляжу

И по секрету вам скажу.

Телеграммы! Целых три!

Только трудно мне понять,

Кто послать их так спешил,

Что даже подписать забыл?

«К лисе в гости я иду, прилететь к вам не могу!»

(Журавль из русской народной сказки «Лиса и журавль».)

«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»

(Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)

«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».

(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)

3. Конкурс «Филфорд»

Ведущая: - Найдите в филфорде 10 персонажей сказок. Для этого нужно в каждой строчке среди букв найти слово. Если вы его найдете и правильно назовете, то оно высветится. Начнем искать слова.

у

м

е

д

в

е

д

ь

ю

ё

л

р

п

в

о

л

к

ш

э

ж

п

е

т

у

х

т

и

м

с

и

к

ч

с

я

и

ч

к

о

б

к

х

з

щ

ш

г

д

е

д

о

т

л

у

ь

а

п

л

и

с

а

к

н

е

к

р

е

п

к

а

е

у

г

а

с

ь

т

г

у

с

и

м

ю

м

а

ш

а

н

с

л

ч

и

з

к

о

з

а

ч

ц

к

а

й

Ответы: медведь, волк, петух, яичко, дед, лиса, репка, гуси, Маша, коза.

4.Конкурс «Ассоциации»

Ведущая: - Ребята, следующий конкурс тоже на сообразительность.

Ассоциации - это слова, которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попробуйте отгадать сказки по ассоциации со словами:

1. Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)

2. Царь, стрела, клубок, Иван-царевич, щука. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

3. Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)

4. Коза, петух, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)

5. Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

6. Медведь, Машенька, пирожки. (Русская народная сказка «Маша и медведь».)

7. Заяц, петух, лиса, собаки. (Русская народная сказка «Заюшкина избушка».)

8. Лиса, кувшин, журавль. (Русская народная сказка «Лиса и журавль»).

5. Конкурс «Исправь ошибки»

Ведущая: - В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

«Петушок Ряба» - «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» - «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» - «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» - «Лисичка со скалочкой».
«По рыбьему велению» - «По щучьему велению».
«Пять медведей» - «Три медведя»
«Домик» - «Теремок»
«Морковка» - «Репка»

6. Конкурс «Собери пословицы

Детям выдаются карточки следующего содержания.

Друзья познаются
За добро
Под лежачий камень
Без труда не вытащишь
Доброе братство

рыбку из пруда.
дороже богатства.
в беде.
вода не течёт.
добром платят.

7. Конкурс «Продолжи сказку»

Ведущая: - Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).

1. Посадил дед репку и говорит:

- Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!

Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может...

- А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку -

Тянут-потянут, вытянуть не могут).

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад - увидела гусей - лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке - кисельным берегам.
- А что дальше? («Речка, спрячь нас!» - просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

3. …Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит - невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

- А что дальше? («Тепло ли тебе, девица?». « Тепло, Морозушко, тепло, батюшка»).

4. …Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

- Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба….

(«Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)

5. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…

(«Терем-теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).

6. … Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. 

- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.  Щука его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь? 

- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... 

Щука ему говорит:

- Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только…

(«По щучьему веленью. По моему хотенью»).

8. Подведение итогов.



© 2010-2022