- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Милосердие спасет МИР!
Классный час Милосердие спасет МИР!
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ли Е.Н. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час на тему:
«Милосердие спасет мир!»
Цели:
-
поговорить о лучших качествах человека, показать, что милосердие, доброта - первооснова человека, основа человеческих отношений;
-
развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
-
способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
-
развивать нравственные качества и творческие способности.
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о милосердии. Эпиграфом нашего классного часа будут слова «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
-
Что же такое милосердие?
-
Предлагаю вам обратиться к толковому словарю Ожегова и объяснить значение слова МИЛОСЕРДИЕ.
(Милосердие - готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердный - проявляющий милосердие.)
-
Составьте ассоциограмму к слову «милосердие» (на доске пишется ассоциативный ряд)
-
Милосердный - это какой? (дети подбирают синонимы ).
-
Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.
( Учащиеся рассуждают, приводят примеры)
Учитель. Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому - либо или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие - традиционная черта россиян.
«Вернёмся» на столетие назад. Вот некоторые факты.
В 1890- 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:
-
в Санкт- Петербурге- 1981327 рублей;
-
в Москве- 1813060 рублей;
-
в Одессе- 709863 рубля;
-
в Риге- 504556 рублей.
Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и ,конечно, покупательную способность рубля тоже:
-
7-9 рублей стоила корова;
-
3-5 рублей костюм тройка;
-
25-40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.
-
в 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.
-
А сколько их, интересно, сегодня?
-
Кому они помогают?
( ответы детей ).
Учитель . Давайте попробуем с вами нарисовать солнце человечности.
Творческое задание «Солнце человечности».
Разделите детей на группы, раздайте им по листу ватмана и попросите их нарисовать солнце человечности. Каждый участник группы рисует на солнце свой луч и подписывает на нём имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески. Затем ребята по очереди рассказывает о своих лучах. Из работ делается выставка: «Солнце человечности».
( рисунки крепятся на доску )
Учитель :
-
Стоит ли быть в наше время милосердным?
-
Кому милосердие и сострадание нужнее всего?
-
Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?
-
Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?
-
Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?
-
Есть ли люди , не достойные милосердия?
Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.
(Учитель читает статью Д. Гранина «О милосердии»).
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным пониманием, обостренным ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - было и со мной . Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся - и причин видимых не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас - о главных жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
-
Почему мог произойти такой случай?
-
Откуда же в людях равнодушие?
-
Почему бездушие, жестокость стали нормальными?
-
Почему утрачивается чувство милосердия?
-
Термин «милосердие», к сожалению , непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.
-
Нужно ли милосердие сегодня?
(Ученики рассуждают и отвечают)
Учитель. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.
Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечений травматизма доктора Г. А. Илизарова спросили: « Вы так много работаете для других , а когда же вы работаете для себя? » Врач - целитель страшно удивился : « Живу так , а не иначе не потому ,что должен , а потому что хочу помочь большему количеству людей».
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74 - летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь , перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной , повседневной жизни. В нашей стране есть много людей , которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
В стихотворении «Памятник» (1836) А.С. Пушкин написал такие слова:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как бы ни трактовали последнюю строку , в любом случае , они есть прямой призыв к милосердию.
И закончить наш с вами разговор хотелось бы « Облаком милосердия», которое вы сейчас будете составлять.
( на доске висят 3 облака, дети под музыку пишут на самоклеящейся разноцветной бумаге небольшое рассуждение « Что бы я сделал , чтобы в мире было больше милосердия», выходят, клеят на доску ).
Идёт обсуждение ответов детей.
Учитель. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите , уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.
И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание!
Афоризмы о доброте, милосердии (для оформления доски)
-
Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. ( Саади)
-
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. ( Эмерсон)
-
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. ( Гюго)
-
Теплота человеческого сердца - это чудесное излучение - обогащает души людей, помогает им жить лучше и работать лучше. ( В.М.Кожевников)
-
Кто сочувствует горю ближних, тот будет иметь свою долю в их радости.
-
Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто- нибудь и постоянно напоминал, что есть несчастные…Делайте добро! (А.П.Чехов)