Доклад Работа с текстом параграфа

Как работать с параграфом учебника:Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нём событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.Составь развёрнутый план - он облегчит подготовку домашнего задания. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЛЯ ЧЕГО, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ДОМА РАБОТАТЬ С ПАРАГРАФОМ?

Как работать с параграфом учебника:

1. Прочитай весь параграф, составь целостное представлени об описанных в нём событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.

2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.

3. Составь развёрнутый план - он облегчит подготовку домашнего задания.

4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.

5. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, кинофильмах.

6. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.

7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.

8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом и без него.

9. Подготовь ответы на вопросы и задания, помещённые в конце параграфа.

Можно использовать различные виды самостоятельной работы с учебником:

- нахождение ответов в тексте учебника на поставленные вопросы в конце параграфа,

- повторение формулировок, определений понятий, формул;

- чтение текста параграфа по частям для выделения главного или составления планов;

- комментированное чтение текста;

- нахождение в тексте того, о чем не говорил учитель;

- выделение практических применений явлений и законов;

- выделение сведений исторического характера;

- нахождение вывода формулы, разбор этого вывода, анализ формулы;

- сравнение рисунков, схем, таблиц; составление вопросов и задач по тексту;

Виды пересказов.

Редкий урок проходит без пересказа, поэтому в этой работе особенно велика опасность шаблона. Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге уровень их речевого развития.

Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу. Прежде всего, в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что прочитанный образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи. В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала (за исключением таких видов пересказа, где последовательность изменяется по заданию учителя), причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания..

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы:

  • предупреждение учащихся о том, что рассказ следует пересказывать подробно, близко к тесту (или сжато);

  • беседа - анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе;

  • отработка выразительного чтения как подготовка к выразительному рассказыванию;

  • расчленение рассказа, выделение частей, их озаглавливание, составление плана текста, предназначенного для пересказа;

  • пересказ фрагментов теста; предварительный («черновой») пересказ, разбор его недостатков и достоинств если возможно, обращение к аналогичным случаям из жизни, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся.

Пересказу нужно систематически обучать (не просто - «прочитай и перескажи»!). Ведь конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни, в производственной и общественной деятельности мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.

Выборочный пересказ.

Выборочный пересказ, как и выборочное чтение, - это работа над темой. Что, значит, пересказать выборочно? Это, значит, выбрать из текста ту его часть, которая способствует узкому вопросу, узкой теме.

Пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая изображена на картинке.

При пересказе иллюстрация не только опора для воспроизведения содержания обычно небольшого отрывка текста, но и возбудитель эмоций, стимулятор речевого творчества.

Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана.

Сжатый пересказ.

Излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Пересказать кратко детям труднее, чем передать содержание прочитанного в полном объеме, так как в кратком пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное, детали. Школьнику приходится самому определять, что в тексте важно и что не очень. Он должен выбрать из текста основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Естественно, что сокращение текста не может проходить механически, путем удаления некоторых предложений и абзацев. Если ученик пойдет по такому пути, то неизбежны логические разрывы, пропуски. Школьник должен передать главное содержание своими словами, по-своему. Следовательно, в сжатом пересказе речевая задача еще сложнее, чем в полном, подробном.

Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями.

Отдельные творческие элементы могут встречаться и в подробном, и в выборочном пересказах. Но здесь мы рассмотрим те случаи, когда перед школьниками специально ставится задача по перестройке или дополнению текста рассказа.

Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:

  • пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица.

  • пересказ от лица одного из персонажей - работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений;

  • пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей; продолжение рассказа, судьбы героя;

  • инсценирование рассказа, т.е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение; составление сценария по рассказу;

  • словесное рисование («что я изобразил бы на картине»).

Пересказ с изменением лица рассказчика, строго говоря, еще не может быть назван творческой работы, так как перестройка текста носит преимущественно грамматический характер. Однако замена первого лица глаголов третьим лицом приводит к необходимости некоторых изменений и в содержании текста.

Чтобы успешно справиться с таким пересказом, ученик должен войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

Конспектирование - относится к числу наиболее важных общеучебных умений. На него опирается весь учебный процесс, так как и школьникам приходится использовать для подготовки к занятиям конспектирование учебного параграфа или дополнительной литературы.

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.

Виды конспектов:

  • конспект-план,

  • конспект-схема,

  • текстуальный конспект.

КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН

1. Внимательно прочитай текст.

2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавь части.

4. В каждой выдели несколько положений, развивающих главную мысль.

5. Теперь остается проверить, все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли

отражение в плане.

КАК НУЖНО КОНСПЕКТИРОВАТЬ

1. Конспект - это изложение основного содержания текста с выделением наиболее

значимых и интересных предложений.

2. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое

произведение.

3. Конспектированию предшествует составление плана.

4. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или

редактора сборника), полное название работы, место и год издания.

5. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается

точно.

6. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются

подробно.

7. В конспекте можно использовать цитаты.

8. При оформление конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на

полях. Они помогут вам в работе.


© 2010-2022