Проект классного руководителя Радость человеческого общения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Проект классного руководителя

«Радость человеческого общения»





Разработчик проекта: Мошкина Марина Геннадьевна
























Постановка проблемы и обоснование необходимости разработки проекта


Понятие «общение» в психологии употребляется чаще всего применительно к межличностным контактам. Но общение - это не только контакт между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией и переживаниями, но это и главное условие и способ существования людей.

От того насколько хорошо человек владеет правилами общения зависит во многом и его успешность в жизни и микроклимат того коллектива, членом которого он является.

В восьмом классе, классным руководителем которого я являюсь, несмотря на в общем благоприятный сложившийся микроклимат(нет изгоев, нет явно выраженной вражды, злостных нарушителей дисциплины), часто вспыхивают мелкие конфликты, которые изрядно портят всем нервы и настроение, нарушая нормальную рабочую обстановку. Например, один из учащихся входит в класс после болезни, а его место за партой занято другим. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же брысь с моего места!». Назревает, а затем и вспыхивает конфликт, которого вполне можно было избежать. Или другая ситуация: учитель поставил учащемуся оценку ниже той, которую он ожидал. Ученик, долго не думая, начинает бурно высказываться: «Я вообще больше ничего делать не буду! Мне ваш предмет вообще не нужен!». И опять: испорченное настроение, «трещина» во взаимоотношениях(уже с учителем).

Анализируя все подобные конфликтные ситуации, я пришла к выводу, что основная причина их возникновения в неумении детей правильно общаться с другими людьми. У многих ребят отсутствуют такие важные составляющие понятия «общение» как: «культура поведения», «культура речи». Многие подростки не могут( или не считают нужным) контролировать свои эмоции, поступки и слова во время общения с другими людьми, что приводит к возникновению конфликтов. Такие дети не умеют слушать и слышать собеседника, не владеют навыками поведения в проблемной ситуации. Другие - наоборот, ведут себя скованно, неуверенно, не могут подобрать нужных слов при общении. Но самое главное: такое поведение становится привычкой, от которой потом, во «взрослой жизни» избавиться будет гораздо сложнее.

Всё выше изложенное и послужило основанием для разработки данного проекта, в ходе реализации которого учащиеся должны расширить свои знания о правилах поведения, приобрести навыки правильного общения, научиться контролировать свои эмоции и слова, прийти к пониманию того, что надо стараться жить, получая истинную радость от общения.


Основная проектная идея.


Цикл мероприятий в различной форме (устный журнал, беседы с элементами обсуждения, занятия-тренинги), направленных на овладение детьми правилами общения.

Цели проекта


  • Расширить знания учащихся о правилах общения.

  • Помочь приобрести практические навыки правильного поведения в различных ситуациях.

Задачи

  • Разработать сценарии мероприятий, входящих в проект.

  • Подготовить участников творческих групп к проведению мероприятий проекта.

  • Подготовить проект «Свода законов общения нашего класса».

Сроки реализации: 2 месяца

Ожидаемые результаты


  • Учащимися усвоены правила общения

  • Речь учащихся, их манеры общения друг с другом и со взрослыми изменились в лучшую сторону

  • Создан «Свод законов общения нашего класса», соответствующий общепринятым правилам общения.

Показатели результативности

- Осознанное внесение каждым учащимся своих предложений в «Свод законов общения нашего класса».

  • Педагогический мониторинг классного руководителя за устойчивостью приобретённых учащимися практических навыков правильного общения

Участники проекта: учащиеся 8 класса.

Имеющиеся и необходимые ресурсы

Кадровые: консультации психолога

Методические: библиотечный фонд школы

Интернет

Материально - технические: компьютер

проектор

фотоаппарат



Механизмы реализации проекта

1.Объявление учащимся проектной идеи; определение перечня мероприятий, входящих в проект, их целей, задач и содержания; формирование творческих групп

2.Работа с творческими группами по подготовке и проведению мероприятий, входящих в проект.

План - карта действий по реализации проекта


содержание

ответственный

сроки


1 этап - подготовительный

формулировка проблемы проекта, определение аспектов её рассмотрения


Классный руководитель


1-я неделя


2 этап - планирование и организация

деятельности.

Формирование творческих групп по подготовке и проведению мероприятий, входящих в проект; разработка сценариев мероприятий.

Классный руководитель


1-я неделя


3 этап - подготовка и проведение меро-

приятий, входящих в проект.

  1. Вводное занятие «Умеем ли мы общаться?»


  1. Беседа с элементами обсуждения «Радость человеческого общения»


  1. Устный журнал «Дейл Карнеги - автор самой известной теории общения.»


  1. Тренинговые занятия «Учимся общаться»

Занятие 1. «Барьеры общения.»

Занятие 2. «Речевой этикет.»

Занятие 3. «Предотвращение конфликтов.»

Занятие 4. «Учимся слушать друг друга»

5. Заключительное занятие «Создание свода законов общения нашего класса.»




Классный руководитель


Классный руководитель,

1-я творческая группа


классный руководитель,

2-я творческая группа


классный руководитель,

3-я творческая группа


классный руководитель





2-я неделя




3-я неделя





4-я неделя




5-я неделя

6-я неделя

7-я неделя





8-я неделя




















Приложение 1.

Вводное занятие «Умеем ли мы общаться?»

Цель: в ходе анкетирования, анализа конкретных ситуаций помочь учащимся осознать ошибки в своём поведении, задуматься над тем, что нужно изменить в своих манерах общения с другими людьми.

Содержание.

Учитель. Сегодня мы поговорим об общении. Что же такое «общение»? Общение - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности. Общение - это не только контакт между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией и переживаниями, но это и главное условие и способ существования людей.

Ваш жизненный опыт ещё мал, и порой вы допускаете ошибки в общении, не замечая этого. А причиной возникших конфликтных ситуаций считаете неправильное поведение других людей, не задумываясь над тем, что причина - то может быть именно в вас, в вашем не верном поведении. Давайте прежде всего, проверим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

Анкета

  1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

а) не принимаю участия;

б) кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую

считаю правильной;

в) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

  1. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?

а) нет;

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую всегда и по любому поводу.

  1. Часто ли вы спорите с друзьями?

а) только в шутку и то если это люди не обидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры - моя стихия.

  1. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперёд?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание - надо же научить грубияна хорошему тону;

в) прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком.

  1. Дома на обед приготовили несолёный суп. Ваша реакция.

а) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

б) молча возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний, и, быть может,

демонстративно откажусь от еды.

  1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо без эмоций сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

  1. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравиться.

а) промолчу;

б) ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

в) выскажу всё, что я об этом думаю.


  1. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесётесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда

больше не участвовать в этом безобразии;

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором,

пообещав взять реванш;

в) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить

обидчикам.

Ключ: а) - 4 балла, б) - 2 балла, в) - 0 баллов. Идёт подсчёт баллов.


После этого учитель раздаёт учащимся листочки с письменными характеристиками и рекомендациями, соответствующими количеству набранных ими баллов, и предлагает дома, наедине с собой, перечитать ещё раз и задуматься над тем легко ли другим людям общаться с ними и что нужно постараться изменить в своих манерах общения.

……………………………………………………………………………………….

22 - 32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12 - 20 баллов. Вы слывёте человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твёрдо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразиться на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов. Споры и конфликты - это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес - можете съесть человека живьём. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

……………………………………………………………………………………….

Учитель. Ни один человек в своей жизни не избежал напоминаний или указаний о том, что надо уметь себя вести. Это говорят взрослые на улице, родители дома, учителя в школе. Как правило, эти замечания делаются за то, что вовремя не сказал «спасибо», «здравствуйте» или «извините». Выходит, если вовремя научиться вставлять эти три - четыре «волшебных» слова, то, действительно, человек умеет себя вести. Однако почему у нас в жизни так много проблем, конфликтов, недоразумений, почему люди так часто не понимают друг друга?

Может быть, потому, что мы почти никогда не задаём себе вопрос: «Куда вести?» ведь само выражение «вести себя» предполагает этот вопрос. И ответ на него - это понимание того, чего я хочу достичь своим поведением, какую цель я перед собой ставлю. Речь идёт не о серьёзных проблемах или поступках(об этом мы, как правило, задумываемся), а о каждодневных наших действиях, словах, мимоходных репликах. Задумывались ли вы хоть раз над тем, почему оказались не понятыми в той или иной ситуации; почему возник конфликт с одноклассниками или с учителем? Пытались ли самокритично взглянуть на своё поведение со стороны?

……………………………………………………………………………………….

Далее учитель предлагает рассмотреть и проанализировать некоторые конфликтные ситуации, которые возникали у учащихся при общении друг с другом или со взрослыми и ответить на вопросы: чьё поведение из участников общения привело к возникновению конфликта? В чём ошибки?

………………………………………………………………………………………

К концу занятия необходимо подвести детей к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависят от правильности, уместности слов и выражений, от манеры обращения, интонации голоса, от употребляемых жестов и мимики, от умения слушать и слышать собеседника, от умения управлять своими эмоциями, словами и поступками. Учащиеся должны осознать, что всему этому необходимо учиться.








Приложение 2.

Разработки занятий из цикла «Учимся общаться».

Занятие 1. «Барьеры общения»

Цели: дать представление о вербальных барьерах общения; познакомить с альтернативными вариантами поведения; обучить анализу различных ситуаций при общении.

Предварительная подготовка:

  1. Учащимся заранее предлагается домашнее задание: объяснить высказывание: «Люди становятся одиноки, если вместо «мостов» они строят «стены».

  2. Подготовить участников ответственной за мероприятие творческой группы к разыгрыванию ситуаций.

Ход занятия.

  1. Обсуждение домашнего задания.

Учитель. Вспомните, какое высказывание предлагалось вам объяснить дома?

Обсуждая ответы участников, учитель подводит их к пониманию барьеров в общении («стен»).

  1. Работа по теме занятия.

Учитель напоминает учащимся значение контроля за своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми. Затем идёт обсуждение вербальных барьеров в общении.

Учитель. Конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто - либо из партнёров начинает общение со слов, препятствующих позитивному общению. Эти слова - и есть вербальные барьеры. Давайте рассмотрим одну из ситуаций, возникших в классе.

/ два учащихся разыгрывают сценку «Случай в классе»: один из учащихся входит в класс после болезни, а его место за партой занято другим учеником. Первый начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же брысь с моего места!» Второй принимает грозный вид, готовясь к ответу./

Учитель останавливает «актёров» и предлагает обсудить поведение и реакцию обоих партнёров:

  • Можно ли было не доводить дело до конфликта?

  • Какие правила общения могли быть использованы?

/ сценка разыгрывается несколько раз с разными вариантами её начала:

  • с угрозы;

  • с указаний и поучений;

  • с критики;

  • с просьбы;/

обсуждаются все варианты и отмечается, какой вариант выхода из конфликтной ситуации был наиболее приемлемым. Смысл разыгранной ситуации - найти достойное решение, приемлемое для обоих партнёров.

Учитель. Какова цель решения любого конфликта?

Если такое решение не найдено, то начинается противостояние. Кому -то необходимо идти на уступки. Если оба идут на уступки, то это - компромисс. Самый лучший выход - сотрудничество.

Далее идёт обсуждение и пояснение с помощью примеров всех понятий

  1. Итог занятия.

Учитель. Теперь попробуйте сказать, почему конфликтные ситуации называют «барьерами» в общении?

  1. Домашнее задание.

В.А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни.

Занятие 2. «Речевой этикет»

Цели: познакомить учащихся с требованиями речевого этикета; формировать навыки речевого общения.

Ход занятия

1. Обсуждение домашнего задания.

Учитель. Дома вам предлагалось подкрепить примерами из жизни высказывание В.А. Сухомлинского о том, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду.

После обсуждения приводимых учащимися примеров учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  • Как связана культура речи с культурой чувств?

  • По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека?

  • От чего зависит способность управлять своими чувствами?

  • Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?

  1. Работа по теме занятия.

Учитель. Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их.(отсутствие в речи слов-паразитов, сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность и т.п.)

Одним из неотъемлемых требований речевого этикета является наличие в речи слов вежливости. Каждый культурный человек должен иметь определённый запас таких слов для употребления в различных ситуациях, возникающих при общении. Давайте поиграем в «Речевой этикет».

Класс делится на две команды, которые по очереди выполняют задания учителя. Побеждает та команда, в запасе у которой окажется больше слов вежливости.


  1. Назовите слова приветствия.(Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую Вас! Привет! Салют!)

  2. Выскажите просьбу.(Вы можете мне сказать?…Не могли бы Вы мне?…Скажите, пожалуйста…Разрешите попросить Вас…Не могли бы Вы?…Будьте так любезны…Будьте добры!)

  3. Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам…Разрешите познакомить Вас…Познакомьтесь…Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.)

  4. Как принято извиняться в культурном обществе? (Приношу вам свои извинения…Позвольте мне извиниться…Не могу не принести Вам свои извинения…Простите за…)

  5. Есть ли в вашем запасе слова утешения и ободрения? (Не огорчайтесь…Нет повода для беспокойства…Нет ничего плохого в том, что…Всё будет хорошо…Успокойтесь.)

  6. Есть ли у вас запас слов благодарности? (Благодарю Вас…Спасибо. Разрешите поблагодарить Вас…Заранее благодарен…Признателен вам…Примите мою благодарность.)

  7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь увидеть Вас ещё! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады Вас видеть! Приятно было познакомиться!)

После подведения итогов игры учитель предлагает учащимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей, разговора с учителем и т. п.

  1. Итог занятия.

Учитель вместе с учащимися ещё раз вспоминает требования речевого этикета и составляет памятку.

4. Домашнее задание.

Учащимся предлагается до следующего занятия зафиксировать хотя бы одну ситуацию, когда им удалось предотвратить конфликт, используя уже известные приёмы.

Занятие 3. «Предотвращение конфликтов»

Цели: выработать у учащихся умение предотвращать конфликты; закрепить навыки поведения в проблемной ситуации.

Ход занятия.

  1. Обсуждение домашнего задания.

Учитель. На предыдущем занятии вам было дано домашнее задание: зафиксировать хотя бы одну ситуацию, когда вам удалось предотвратить конфликт. Давайте его разберём.

  1. Работа по теме.

Учитель предлагает каждому самостоятельно подобрать свой выход из каждой проблемной ситуации, которые предлагает учитель, и записать его в тетради.

Могут быть предложены следующие ситуации:


  • Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал;

  • Мама, придя с работы, начинает отчитывать тебя за беспорядок в квартире;

  • Учитель поставил тебе несправедливо заниженную оценку;

  • Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять;

Тетрадь с ответами сдаётся учителю.

На следующем занятии тетради с комментариями учителя раздаются учащимся.

  1. Итог занятия.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  1. Считаете ли вы себя конфликтным человеком?

  2. Какие способы предотвращения конфликтов вам подходят?

  3. Смогли бы вы предотвратить конфликт или избежать его?

4. Домашнее задание.

Учащимся предлагается сравнить понятия «слушать» и «слышать», и записать в тетрадях, чем они отличаются.

Занятие 4. «Учимся слушать друг друга.»

Цель: подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.

Ход занятия

  1. Обсуждение домашнего задания.

Учитель. Кто может ответить на вопрос домашнего задания и сравнить понятия «слушать» и «слышать»? Подумайте, почему человеку даны два уха, два глаза и только один язык?

  1. Работа по теме.

Учитель. Подумайте, что для вас является самым ценным и самым главным в жизни?

Ответы учащихся записываются на доске.

Далее учитель предлагает вопросы для обсуждения:

  • Когда человеку бывает хорошо? (Когда его любят; когда он здоров; когда его понимают.)

  • Когда человека понимают? (Когда его слушают.)

  • Умеете ли вы слушать?

Предлагается тест «Умеете пи вы слушать?».

Каждый учащийся получает бланк с вопросами:

Тест «Умеете ли вы слушать?»


  1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?

  • - да

  • - нет

  • 2. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?

  • - да

  • - нет

  • 3. Ты часто перебиваешь собеседника?

  • - да

  • - нет

  • 4. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?

  • - да

  • - нет

  • 5. Ты мечтаешь о своём, когда слушаешь других?

  • - да

  • - нет

  • 6. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

  • - да

  • - нет

Учитель. Чем больше в результате ответов «да», тем хуже вы умеете слушать.

Что мешает вам слушать других?

Затем ответы учащихся обобщаются.

Далее учитель предлагает игру «Испорченный телефон»: учащиеся по цепочке передают друг другу пословицы, которые ведущий сказал на ухо сидящему с краю. Затем каждый из них говорит вслух пословицу, которая передана ему с другого конца.

Игра «пойми меня». Все учащиеся одновременно громко произносят своё слово, а водящий повторяет все слова, которые ему удалось услышать.

  1. Итог занятия.

Учащимся предлагаются вопросы для обсуждения:

  • Трудно ли было оценить себя?

  • Что нового вы узнали о себе?

  • С какими людьми вам нравится общаться, что вам в них нравится?


© 2010-2022