Разработка проекта Безопасная перемена

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка проекта Безопасная переменаРазработка проекта Безопасная переменаРазработка проекта Безопасная переменаРазработка проекта Безопасная переменаРазработка проекта Безопасная переменаРазработка проекта Безопасная переменаРазработка проекта Безопасная переменаРазработка проекта Безопасная переменаРазработка проекта Безопасная переменаРазработка проекта Безопасная переменаРазработка проекта Безопасная переменаРазработка проекта Безопасная переменаСодержание

Введение ……………………………………………………………………………………………2-4

Глава 1. Организационный этап………………………………………………………………..5-6

Глава 2. Практический этап…………………………………………………………….……….6-7

Глава 3. Проведение «Безопасных перемен»…………………………………………………….7

Заключение ………………………………………………………………………………………….8

Список используемой литературы………………………………………………………………..9

Приложения………………………………………………………………………………………10-16









Введение

Актуальность.

В первом полугодии 2014-2015 учебного года в начальной школе участились конфликты между обучающимися на переменах. Некоторые ребята неоднократно были замечены в порче школьного имущества, поделок на выставке творческих работ и школьной формы. Наблюдения за обучающимися показали, что причинами этого являются незнание и не выполнение правил безопасного поведения на перемене и не умение самостоятельно организовать свободное время.

Проанализировав режим работы школы, мы выявили, что занятия в нашей школе начинаются в 8 часов 30 минут. Основная масса детей приходит в школу в 8:00. И 30 минут они проводят пассивно, поэтому не у всех детей бодрое и приподнятое настроение. Продолжительность урока - 45 минут. В графике предусмотрена одна большая перемена (20 минут) после 3 урока, остальные перемены - по 10-15 минут. Таким образом, ежедневно для ученика начальной школы, работающего по расписанию пяти уроков, 55 минут школьного времени отводится на перемены.

В это время дети, предоставленные сами себе, бегают по коридорам и лестницам, создавая тем самым травмоопасные ситуации.

Во избежание таких ситуаций возникает необходимость сделать перемену полезной, весёлой и безопасной для каждого обучающегося школы, то есть организованной.

Цель проекта

- способствовать сохранению физического и психического здоровья детей на переменах.

Задачи проекта

1.Создание условий для разумного, организованного, полезного отдыха школьников на перемене.

2.Снижение, исключение травматизма на переменах.

3.Поиск новых технологий и их апробация в рамках проекта.

4.Создание условий для приобретения обучающимися - волонтёрами позитивного социального опыта, для формирования и развития у них социальных компетентностей: ответственности, организованности, взаимовыручки.

5.Совершенствование форм и методов внеурочной работы по развитию интеллектуальных, физических и творческих способностей школьников.

Предполагаемые результаты

1. Будут созданы условия для разумного, организованного, полезного отдыха школьников на перемене.

2. Снизится травматизм на переменах.

3. Уменьшится количество конфликтных ситуаций.

4. Будут созданы условия для приобретения обучающимися - волонтёрами позитивного социального опыта, для формирования и развития у них ответственности, организованности, взаимовыручки.

5. Усовершенствуются формы и методы внеурочной работы по развитию интеллектуальных, физических и творческих способностей школьников.

6. Пройдет апробация новых технологий организации перемены в рамках проекта.

Этапы реализации проекта

Вид деятельности

Участники

Результат

Сроки

Организационный этап

1

«Мозговой штурм»

/планирование/

Педагоги и администрация школы.

План работы

в рамках проекта

ноябрь

2

Соцопрос школьников и педагогов школы

Обучающиеся

1-7 классов, педагоги

Выявление запросов школьников

ноябрь

3

Анализ результатов соцопроса и наблюдений

Педагоги, классные руководители.

Коррекция плана работы в рамках проекта

декабрь

Практический этап

4

Методический семинар

«Особенности организации перемен для обучающихся 1-4 классов»

Учителя начальных классов, заместитель директора по УВР.

Вовлечение кл. руководителей и дежурных учителей предметников

в организацию перемен

декабрь

5

Обучающие занятия с волонтёрами

Обучающиеся 5а, 5б, 6, 7 класс

Овладение теоретическими знаниями и практическими умениями по проведению различных игр

январь-февраль

6

Создание игротеки

Учителя начальных классов, волонтёры

Создание игротек и игровых зон

февраль

7

Проект «Я- ученик»

Обучающиеся 1Б класса

Защита на районном фестивале учебно-социальных проектов

«Я- исследователь» (2 место)

февраль

8

Конкурс на лучшие «Знаки безопасности» на перемене

Обучающиеся 1-7 классов

Создание знаков безопасного поведения в школе на перемене

февраль

9

Организация работы волонтеров

Руководители проекта

Создание графика работы волонтеров на переменах

февраль

Проведение безопасных перемен

Методы и формы реализации проекта: социальный опрос, наблюдения, анкетирование, «мозговой штурм», семинарское занятие, творческие конкурсы, деятельностный метод.

Ресурсное обеспечение: ИКТ средства, настольные игры, картотека игр, видео- и аудиотеки, спортивный инвентарь.

Практическая значимость проекта:

Данный проект может быть использован в своей работе учителями начальной школы.

Участники проекта:

- обучающиеся начальных классов;

- обучающиеся 5 а, 5 б и 7 классов;

- классные руководители 1-7 классов;

- заместитель директора по УВР;

- дежурные учителя-предметники.

Руководители проекта:

Учителя начальных классов: Куляева Л.А., Байзель Т.Ю.






Глава 1. Организационный этап

Первым шагом по реализации проекта было проведение «мозгового штурма» среди педагогов нашей школы с участием заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В результате решено выявить при помощи соцопроса отношение обучающихся к переменам в настоящее время, определить круг интересов, привлечь к организации перемен обучающихся 5-7 классов в качестве волонтеров.

Затем проведено анкетирование педагогов и обучающихся школы. В анкетирование приняли участие 21 педагог и 145 обучающихся 1-5 классов.(см. Приложение 1,2)

100% опрошенных педагогов считают, что работоспособность учеников на уроке зависит от способа проведения перемены. По мнению 98% педагогов, перемена в начальной школе должна быть специально организованной, 2% - считают, что дети должны отдыхать самостоятельно. Педагоги предлагают привлечь старшеклассников для проведения игр на переменах с младшими школьниками, создать игровой уголок, организовать музыкальные паузы, проведение мастер - классов.

В результате опроса обучающихся выявлено, что на перемене дети рисуют (4%), повторяют домашнее задание (3%), ходят в библиотеку (1%), играют в телефон (3%), играют в подвижные игры (26%),бегают (63%),.

На вопрос «Нравится ли вам играть со старшеклассниками?» ученики ответили: «Да»- 33%, «Нет»- 67%. Младшим школьникам не нравится играть со старшеклассниками, потому что они обижают малышей (толкают, высмеивают и т.д.). Большинству опрошенных обучающихся нравятся подвижные игры (65%),игры с «кричалками»-22%, молчаливые игры- 13%.

На перемене дети хотели бы бегать, играть с одноклассниками и старшеклассниками, рисовать, играть в шашки, играть в телефон, слушать музыку.

Наблюдения за школьниками 1-4 классов на перемене показали, что не все дети одинаково проводят свободное время.

Но общая для них деятельность - это игра. В шумной возне, в играх дети создают сами себя, строят свои характеры. Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети открывают доброту и дружбу, развивают физические способности.

Игры на переменах являются обязательным элементом режима дня школы. Переключения с малоподвижной деятельности на активные движения повышает гигиеническую ценность перемен и увеличивает эффективность учебных занятий. Особенно необходимы такие переключения для первоклассников, которые испытывают органическую потребность в движениях и играх. От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке.

Не достаточная двигательная активность отрицательно сказывается на состоянии здоровья школьника. В среднем, для детей, которые не занимаются в спортивных секциях (порядка 92 %), примерное время двигательной активности в неделю не превышает 3 часов 35 минут.

Реализация проекта позволит не только уменьшить травматизм на переменах, но и увеличить время двигательной активности младших школьников, создать условия для приобретения обучающимися - волонтёрами позитивного социального опыта, для формирования и развития у них социальных компетентностей: ответственности, организованности, взаимовыручки.

Какие же игры интересуют детей? Наблюдения показывают, что это, прежде всего, зависит от ряда факторов: во-первых, большое значение имеют психологические особенности детей, чем ребенок подвижнее, эмоциональней, тем чаще он играет в азартные игры. Спокойный ребенок предпочитает игры, связанные с умственной деятельностью; во-вторых - особенности пола; в-третьих, на выбор игр влияет окружающая действительность. В ходе наблюдения за особенностями поведения детей младшего школьного возраста было выделено

3 группы обучающихся:

1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в «догонялки»;

2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью;

3 группа: дети, которым нравятся малоподвижные игры. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны.

Опираясь на результаты наблюдений и высказывания в анкетах, были сделаны следующие выводы:

- большинство детей знают, но не выполняют правила поведения в школе;

- игра - основной вид деятельности обучающихся;

- игр дети знают очень мало, не всегда умеют организовывать своё свободное время, поэтому наши школьные перемены однообразны, в связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, которые нередко приводят к травматизму;

- младшим школьникам нравятся подвижные игры, специально организованные для них дежурными учителями или старшеклассниками;

- необходимо зонирование и создание картотеки игр с учётом психологических и физических особенностей школьников.

Глава 2. Практический этап

В первую очередь были подготовлены и распространены памятки «Поведение на переменах», проведены дополнительные классные часы.

С целью вовлечения классных руководителей и дежурных учителей - предметников в организацию перемен был проведён методический семинар «Особенности организации перемен для обучающихся 1-4 классов» с участием заместителя директора по УВР.

(см. Приложение 3)

Разработаны и проведены обучающие занятия с волонтёрами. (см. Приложение 4) Совместно с учителями начальных классов и волонтёрами определены игровые зоны, созданы игротека и видеотека с комплексами утренней и танцевальной гимнастики. Обучающийся 2 класса Байзель Егор проявил инициативу и совместно со своими родителями изготовил комплект для игры в шашки из бросового материала.

Обучающимися 1 «Б» класса разработан и реализован коллективный проект «Я - ученик. Правила поведения в школе». (см. Приложение 5)

Школьная перемена по интенсивности движения напоминает городскую улицу. Во избежание столкновений движение необходимо регулировать, поэтому волонтёры предложили провести конкурс на лучшие «Знаки безопасности» на перемене. Обучающиеся 1-7 классов приняли активное участие в конкурсе. Лучшие знаки размещены в зонах активного отдыха школьников.

Для организации работы волонтёров были проведены обучающие занятия и составлен график с учётом возможностей и пожеланий самих ребят. (см. Приложение 6)

Глава 3. Проведение безопасных перемен

Проделав подготовительную работу, приступили к проведению безопасных перемен. В зонах отдыха разместили знаки, предварительно объяснив их смысл. Волонтёры с энтузиазмом принялись за работу. (см. Приложение 7) Ребята проявляли собственную инициативу при подготовке викторин, проведении мастер-классов, музыкально-танцевальной гимнастики и подвижных игр. Младшие школьники с удовольствием участвовали в предложенных мероприятиях.(см. Приложение 8)

Игры проводятся на большой перемене через 5 минут после столовой, оканчиваются за 3 минуты до звонка на урок. Таким образом, общее время игры составляет 12-15минут. В игре участвуют все желающие.

При организации подвижных игр важны доброжелательность, двигательный и эмоциональный комфорт, желание ребят участвовать в игре. Поэтому ведущие-волонтеры в своей деятельности руководствуются следующими принципами:

  1. Сознательности и активности: игру надо начинать с хорошим настроением;

  2. Самим проявлять активное участие, нечаянно ошибаться, поддаваться - это вносит в игру оживление, всеобщий смех, эмоциональность;

  3. Тех, кто не хочет играть, насильно заставлять не надо: дети должны сами захотеть вступить в игру;

  4. Ведущий должен ясно представить себе игру, рассказ его должен быть обязательно в увлекательной форме;

  5. При объяснении игры обязательно обговорить правила игры и поведения.

Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески обогащать ее. При этом значительно возрастает заинтересованность участников, увеличивается воспитательное воздействие игры - если игра хорошо усвоена, то повышается активность ребят. Игры можно и нужно повторять по желанию играющих!













Заключение

Правильно организованные подвижные игры благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников: они продуктивнее занимаются, лучше воспринимают материал, внимательно слушают учителя, спокойнее ведут себя в классе. Игры проводятся на больших переменах (при возможности на свежем воздухе) под руководством дежурного учителя или волонтеров. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию. Для игр школьников отведены отдельные места. Проводятся одновременно несколько игр, что дает детям возможность выбора. Игры, проводимые во время перемены, отвечают следующим требованиям: допускать возможность смены состава участников; быть хорошо знакомой детям; иметь простые правила; отвечать физической подготовленности обучающихся; быть интересной. Стремление детей к самостоятельным играм поощряется.

В результате проделанной работы:

- созданы условия для разумного, организованного, полезного отдыха школьников, что способствует снижению и исключению травматизма на переменах;

- созданы условия для приобретения обучающимися - волонтёрами позитивного социального опыта, для формирования и развития у них социальных компетентностей: ответственности, организованности, взаимовыручки;

- усовершенствованы формы и методы внеурочной работы по развитию интеллектуальных, физических и творческих способностей школьников;

- апробированы новые технологии организации внеурочной деятельности обучающихся младшего и среднего звена.

В конце учебного года планируется провести мониторинговое исследование с целью выявления эффективности и значимости проекта по вопросам:

-Участвуете ли вы в наших переменках?

-Нужны ли активные перемены?

-Что дают вам наши перемены?









Список используемой литературы.

  1. Материалы электронных журналов «Здоровье», «Психология», «Классное руководство» за 2012, 2013 г.А.А.Алексеев Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992г.

  2. В.И. Ковалько Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. «Веко», 2004г.

  3. М.М.Безруких Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М., 2004г.

  4. В.Д.Берестов «А в школе - перемена», Владимир, 2008 г.

  5. Л.С.Бескоровайная и др. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.

  6. Интернет-ресурсы:

ru.wikipedia.org

uchportal.ru
























Приложение 1

Анкета для учащихся младших классов


1. Что вы делаете во время перемен:

а) сидим в классе

б) бегаем по коридору

в) находимся в игровой комнате
2. Старшеклассники несколько раз играли с вами на большой перемене. Вам понравилось?

а) да

б) нет

в) мне это не интересно
3. Какие игры вам понравились?

а) с «кричалками»

б) «молчаливые»
4. Чем бы вы хотели заниматься на переменах?

__________________________________________________________________

5. Какие игры или занятия вы могли бы организовать самостоятельно?

__________________________________________________________________

Приложение 2

Анкета для педагогов «Перемена».

  1. Какой должна быть перемена:

А) организованной

Б) дети должны отдыхать самостоятельно.

2. Зависит ли работоспособность ребенка на уроке от способа проведения перемены.

А) да

Б) нет

3. Ваши предложения по организации перемен._______________________________________

_______________________________________________________________________________



Приложение 3

Методический семинар по использованию подвижных игр на перемене.

Семинар был организован руководителями проекта совместно заместителем по УВР (декабрь 2014-2015 учебного года). Он проводился для классных руководителей, учителей-предметников, привлекаемых к проведению оздоровительных мероприятий на перемене.

План проведения методического семинара:

  1. Ознакомление с официальными документами об организации активного отдыха на перемене (заместитель директора по УВР).

    • Теоретические основы активного отдыха в режиме дня школы (Байзель Т.Ю.).

    • Подвижные игры как основной компонент физкультурно-оздоровительной перемены (Куляева Л.А.).

  2. Особенности методики проведения подвижных игр на перемене с детьми разных возрастов. Мастер-класс по проведению подвижных игр с последующим педагогическим анализом. (Байзель Т.Ю., Куляева Л.А.)

  3. Составление игровых карточек. Адаптация существующих игр для проведения на переменах (классные руководители, учитель физической культуры, заместитель директора по воспитательной работе).

  4. Составление плана занятий с волонтёрами.

  5. Утверждение плана проведения перемен.

  6. Утверждение общих рекомендаций проведения перемен.

  7. Подведение итогов семинара.

Организация перемен

Дни недели

Ответственный учитель

Перемены

8.10-8.25

1-я 10 мин.

2-я 15 мин

3-я 20 мин.

4-я 10 мин

понедельник

Кубанцева Л.В.

Г

СОД

ПИ

МК

СОД НСТ

вторник

Шершнева Т.М.

Г

СОД

ВК

МТ

СОД НСТ

среда

Куляева Л.А.

Г

СОД

ПИ

МТ

СОД НСТ

четверг

Михайлова Т.В.

Г

СОД

ВК

ПИ

СОД НСТ

пятница

Байзель Т.Ю.

Г

СОД

ПИ

МТ

СОД НСТ

Приложение 4



Обучающие занятия с волонтерами





Знакомство с рекомендациями при проведении игр





Разучивание игр







Приложение 5

Тема: « Я ученик. Правила поведения в школе».

Актуальность.

С первых дней в школе ребятам рассказывают о правилах поведения в школе: на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях, во время массовых мероприятий. Даже уроки окружающего мира были посвящены этой теме. В нашем классе не все ребята выполняют правила поведения в школе. Особенно часто нарушения происходят на переменах. Мы задумались: почему ребята не соблюдают правила поведения в школе и что сделать, чтобы нарушений стало меньше.

Цель: Узнать, как учащиеся 1 «Б» класса усвоили правила поведения в школе.

Задачи:

  1. Выявить знания одноклассников о правилах поведения учащихся в школе.

  2. Узнать, как учащиеся 1-го «Б» выполняют эти правила.

  3. Напомнить ребятам о правилах поведения в школе.

  4. Найти способы организации интересных и безопасных перемен.

Методы исследования: опрос, наблюдение, работа с информационными источниками, практическая деятельность.

Участники: обучающиеся 1 «Б» класса МБОУ «Самофаловская сош» Абдурасулов Акбарали, Зворыгина Мария, Кокарева Ульяна.

Ход исследования.

Мы предложили одноклассникам ответить на вопросы анкеты

  1. Какие правила поведения учащихся в школе вы знаете?

  2. Нарушаете ли вы правила поведения учащихся в школе?

  3. Чем вы обычно заняты на перемене?

4. Что необходимо сделать для того, чтобы школьники не нарушали правила поведения на переменах?

На вопрос: «Какие правила поведения учащихся в школе вы знаете»? мы получили такие ответы:

  1. Ходить в школу только в форме.

  2. Здороваться с учителями.

  3. Не разговаривать на уроках, не выкрикивать с места, а поднимать руку при

ответе на уроке.

  1. Не драться, не обзываться, не грубить.

  2. На переменах не бегать и не кричать.

Вывод: ответы правильные, значит, МОИ ОДНОКЛАССНИКИ ЗНАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ.

Ответы на вопрос «Нарушаете ли вы правила поведения учащихся в школе»? были честными:

Никогда - 2

Иногда -13

Всегда - 1

На вопрос «Где вы чаще всего нарушаете правила?», все ответили однозначно:

на перемене!

Наши наблюдения это подтвердили.

Поэт Борис Заходер очень давно сочинил стихотворение «Перемена», но оно очень подошло нашему классу.

Ответы учеников на вопрос Чем вы обычно заняты на перемене?

Бегают - 10

Играют - 4

Сидят, посещают библиотеку - 2

Вывод: Ребята в основном бегают на переменах по школе, могут получить травму или поранить товарища.

Мы стали думать, как организовать безопасные перемены. Для начала в каждый класс мы раздали памятки правила поведения в школе:

Перемена - это не только время для отдыха, но и возможность подготовиться к другому уроку.

• Наведите чистоту и порядок на вашем рабочем месте: достаньте из портфеля всё необходимое для следующего урока, уберите всё лишнее.

• Не забывайте заботиться о чистоте в школе. Если вы заметили мусор, уберите его.

• Если учитель попросит вас помочь подготовить класс к следующему уроку, не отказывайтесь. Будет очень хорошо и вежливо, если вы сами предложите такую помощь учителю (вытереть доску, раздать тетради, расставить стулья, сходить за книгами в библиотеку и т. п.).

• Если ваш класс дежурный, вы должны помочь учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

• Во время перемены не бегайте по классу. Если учитель хочет проветрить класс и просит вас выйти, сделайте так, как вам говорят. Вам будет намного легче и приятнее заниматься в только что проветренном классе.

• Во время перемены не играйте и не бегайте с острыми предметами: ручками, карандашами, указкой, ножницами. Вы можете случайно поранить себя или одноклассников.

• Ни в коем случае не садитесь на подоконник, особенно тогда, когда окно открыто. Любое неосторожное движение может привести к печальным последствиям

Мы спросили у ребят, чем бы они хотели заняться на перемене.

Предложения наших одноклассников мы воплотили в жизнь:

  • Организовать игровой уголок

  • Настольные игры

  • Книги

  • Альбомы для раскрашивания

  • Вот такой выход предложили мои одноклассники из этой сложной ситуации.

Вместе с учителем мы наметили МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Урок «Окружающий мир» по теме «В школе».

  2. Классный час «Я - ученик».

  3. Творческая работа «Фоторепортаж».

  4. Работа игрового уголка.

Работая над проектом, мы выяснили, как наши ребята знают и выполняют правила поведения в школе, организовали игровой уголок в классе, наметили вместе с учителем мероприятия по изучению других правил поведения в школе.

Используемые информационные источники:

  1. А.А. Плешаков, Учебник «Окружающий мир», Москва, «Просвещение»,2011.

  2. Типовая инструкция по технике безопасности для школьников. Поведение на переменах.

  3. Устав МБОУ «Самофаловская сош».

  4. Б. Заходер «Перемена», журнал «Мурзилка», Москва, 1973





Авторы проекта

Разработка проекта Безопасная переменаРазработка проекта Безопасная перемена

Наш уголок «Безопасных игр»



Приложение 7



Работа волонтеров


Малоподвижные игры



Подведение итогов конкурса на лучшие знаки безопасности на перемене



Приложение 8

Настольные игры

Шашки своими руками «Великие шахматисты»

«Течет ручеёк, бежит ручеёк…» «Танцуют все!»

20



© 2010-2022