Воспитание здорового образа жизни школьников. Воспитательный проект для учащихся 5-6 классов

«Главные медикаменты – чистый воздух, холодная вода, пила и топор». (В. Д. Поленов - известный русский художник)         Самый бесценный дар  Природы человеку – здоровье и как  же горько осознавать, что человек вместо благодарности за этот дар на протяжении многих лет всячески растаптывает его, уничтожая и коверкая.           Большинство же болезней, считают специалисты, закладываются самим человеком. Кто сейчас не знает, что курение, алкоголь и другие виды наркотиков, подрывают здоровье не един...
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание здорового образа жизни школьников. Воспитательный проект для учащихся 5-6 классовВоспитание здорового образа жизни школьников. Воспитательный проект для учащихся 5-6 классовВоспитание здорового образа жизни школьников. Воспитательный проект для учащихся 5-6 классовВоспитание здорового образа жизни школьников. Воспитательный проект для учащихся 5-6 классовВоспитание здорового образа жизни школьников. Воспитательный проект для учащихся 5-6 классовМАОУ Аромашевская средняя общеобразовательная школа

им. Героя Советского Союза В. Д. Кармацкого






Воспитательный проект

для уч-ся 5-6 классов

составила: С. А. Вдович





Аромашево

2012



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Главные медикаменты - чистый воздух, холодная вода, пила и топор».

(В. Д. Поленов - известный русский художник)

Самый бесценный дар Природы человеку - здоровье и как же горько осознавать, что человек вместо благодарности за этот дар на протяжении многих лет всячески растаптывает его, уничтожая и коверкая.

Большинство же болезней, считают специалисты, закладываются самим человеком. Кто сейчас не знает, что курение, алкоголь и другие виды наркотиков, подрывают здоровье не единиц - стали бичом века? Кто не слышал о СПИДе и его страшных последствиях? О стремительном распространении туберкулеза и сифилиса? Уйти от этих болезней может каждый, у кого есть разум, воля и желание устроить свою жизнь, руководствуясь правилами здорового образа жизни.

Проблема

Анализ практической деятельности классных руководителей в современных школах показывает, что, к сожалению, не все еще пока педагоги рассматривают воспитание, прежде всего, как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка, но всё более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. В связи с этим классным руководителям необходимо осознать первостепенность воспитания культуры здоровья школьников, что, несомненно, будет способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка, формированию ценностного отношения и практических умений, обеспечивающих эффективное управление жизненными силами организма.

В настоящее время, уже проведенные многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования школьников убеждают педагогов и руководителей системы образования в необходимости принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

По данным последнего медицинского осмотра учащихся, в котором было осмотрено более 500 учеников нашей школы, представляется следующая картина: почти 90% уч-ся имеют то или иное соматическое заболевание.













Цель:

создание условий для гармоничного развития личности школьника, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовно, психически, социально адаптированного, физически развитого человека.

Задачи:

Здоровый образ жизни - это соблюдение, привычное выполнение определенных правил, которые обеспечивают гармоничное развитие человека, высокую трудоспособность, душевное равновесие, здоровье.

Правил первое - самое главное, - настроиться на здоровый образ жизни, захотеть быть здоровым.

Правило второе - соблюдать советы гигиены: стремиться к чистоте, разумно чередовать работу и отдых, использовать кладовые природы - солнце, воздух, воду.

Правило третье - научиться рационально питаться.

Правило четвертое - уважать и любить физическую культуру - разумное и полезное регулирование необходимой физической нагрузки.

Правило пятое - уметь управлять своими чувствами, настроением, духовным настроем, научиться жить Владу с окружающим миром.

Перечень правил можно продолжать.





Прогнозирование результата:

Если хотя бы будут соблюдаться эти правила, можно с уверенностью говорить о том, что классный руководитель, как субъект воспитания по привитию здорового образа жизни школьнику, выполнил сою задачу в полном объеме.





Планирование деятельности классного руководителя по достижению намеченной цели.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

О воспитательном процессе говорят и пишут уже десятки столетий, но единых подходов к определению этого понятия нет. Принимая трактовку ученых о том, что воспитание - это непосредственное или опосредованное, прямое или косвенное социально-позитивное, целенаправленное педагогическое воздействие на обучающегося посредством использования имеющихся и создания определенных условий, способствующих его самоактуализации, социализации и саморазвития в многоплановом полисубъектном взаимодействии в образовательной среде, можно предположить, что этот процесс будет эффективным только при активном включении и проявлении инициативы самим ребенком.

В связи с данным определением, классный руководитель как субъект процесса воспитания занимающий активную личностно - ориентированную позицию, должен выстраивать свою работу, исходя из гуманных и культурных ценностей. Следует отметить, что стиль деятельности и поведение классного руководителя во многом характеризуется отношениями с учениками. Нельзя не согласиться с особенностями поведения классного руководителя, основанными на личностно-ориентированной педагогике, необходимости создания условий для развития и саморазвития ребенка, в которые входят:

  1. Открытость, непринужденность общения.

  2. Понимание, способность "войти в положение" другого человека.

  3. Гласность. Неравенство в межличностных отношениях строится на нравственных качествах.

  4. Не оценивание личности, а анализ фактов.

  5. Не приказ, а ориентация на проблему.

  6. Сослагательность, а не категоричность; скорее предложение, чем директива.

Становится очевидным, что главное в деятельности классного руководителя - содействие реализации творческого потенциала личности, обеспечение социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий школьников по решению их собственных проблем, через разнообразные формы и методы индивидуальной работы, создание благоприятных условий для развития гражданственности, мировоззренческой культуры. Первостепенным для педагога является готовность поддержать, помочь воспринимать свою жизнь как наивысшую ценность, а смысл деятельности видеть в удовлетворенности от глубинного общения с учащимися, от успехов своих воспитанников. Именно такой подход отражается в работах современных педагогов-теоретиков и практиков: Дереклеевой Н.И., Ильина Е.Н., Сергеевой В.П., Созонова В.П., Щурковой Н.Е., Селевко Г.К., Плинера Я.Г., Щурковой Н.Е., Маленковой Л.И., Гребенкиной Л.К., Фридмана Л.М. и других.

Работа классного руководителя по воспитанию культуры здоровья школьников является сложной системой, выступающей в качестве компонента, этапа, функции, закономерности, условия, принципов педагогического процесса, что раскрывается следующим образом:

  • воспитание культуры здоровья как компонент педагогического процесса в системе работы классного руководителя, способствует формированию личности активной, разносторонне-развитой, нравственной, творческой, ориентированной на здоровый образ жизни;



  • воспитание культуры здоровья как этап педагогического процесса в системе работы классного руководителя, на котором осуществляется воплощение культуры здоровья в личности воспитанников. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности воспитанников, в ходе которого освоение культуры здоровья выступает в качестве ведущей цели. Такого рода этапом воспитательного процесса являются конкретные мероприятия, направленные на формирование физического, психического, нравственного здоровья и социальную адаптацию школьников;



  • воспитание культуры здоровья как функция педагогического процесса в системе работы классного руководителя, проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности воспитанников к профилактике и преодолению вредных, опасных для здоровья человека факторов жизнедеятельности. Реализация данной функции обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением культуры здоровья, т.е. уровнем сформированности культуры здоровья самого классного руководителя и школьников;



  • воспитание культуры здоровья как закономерность заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая работа по воспитанию культуры здоровья, то это способствует охране здоровья школьников, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности;



  • воспитание культуры здоровья является педагогическим условием включения воспитанников в жизнь, формирования личности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей;

Выделенные признаки отражают разные стороны воспитания культуры здоровья школьников: вхождение в состав педагогического процесса, наличие функции, закономерный характер воспитания культуры здоровья в педагогическом процессе, осознание классным руководителем закономерности в виде следующих педагогических принципов:



- принцип системности - предусматривает выделение структурных компонентов системы воспитания, а также взаимосвязей между ними и ориентирует субъектов данного процесса на систематическое присвоение и использование культуры здоровья в процессе жизнедеятельности;

- принцип научности - выражается в опоре на научные представления, теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания культуры здоровья школьников;

- принцип социокультурный - предусматривает связь процесса воспитания культуры здоровья школьников с жизнью, социокультурной средой, помощь личности во всестороннем развитии;

- принцип непрерывности - заключается в постоянной корректировке в работе по воспитанию культуры здоровья школьников, так как в самой воспитательной системе изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность, через систему целей, содержания, средств обучения и сторон воспитательного процесса;

- принцип гуманизма - выражается в уважении к личности ребенка, в сочетании с требовательностью к нему, в создании благоприятного психологического климата, положительного эмоционального фона в группе. Строится на взаимном доверии, уважении, сотрудничестве, доброжелательности, авторитете учителя, но при этом воспитатель должен проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников - выражается в подборе средств, методов, форм работы с учетом возрастных и индивидуальных различий в работе с конкретными воспитанниками;

- принцип единства - предусматривает обеспечение единых и согласованных действий школы, семьи и общественности в процессе воспитания культуры здоровья обучающихся.





Работа классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе образовательного учреждения, основным механизмом реализации личностно-деятельностного подхода к воспитанникам. При этом личность классного руководителя (субъекта воспитания) является механизмом реализации качественного состояния воспитания - деятельности. Ее влияние на развивающегося ученика, по К.Д. Ушинскому, составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.

Поэтому, предлагаемая программа по формированию здорового образа жизни учащихся является основной, если не самой важной, в воспитании здоровой личности, как в физическом, так и в психологическом понимании.

В данном проекте учтены, если не все, то большинство субъектов, принимающих участие в воспитании ребенка, как личности: родители, учителя-предметники, классный руководитель, школьный психолог.

Программа предполагает долговременное воспитательное воздействие, которое основано на ряде мероприятий, который будет осуществляться с помощью всех субъектов воспитательного процесса.

Данная программа предполагает несколько этапов (блоков) воспитательных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся 5-6 классов.


  1. Просветительская работа с учащимися (классные часы, викторины, конкурсы).

  2. Просветительская и практическая совместная работа с родителями учащихся (родительские собрания, совместные мероприятия с детьми).

  3. Взаимодействие с учителями-предметниками: биологии, химии, физкультуры, ОБЖ (классные часы, конкурсы, шоу).

  4. Взаимодействие с социальным педагогом школы и со школьным психологом (развивающие занятия, тренинги).


















План мероприятий по формированию здорового образа жизни


  1. Просветительская работа с учащимися.


Тема занятия

Вид деятельности

Цикл занятий «Человек и его защита»

1.

Дороже алмаза два твоих глаза.

Кл. час - театрализованная игра

2.

Здоровые зубы здоровью любы.

Кл. час - театрализованная игра

3.

Ухо - это орган слуха.

Кл. час - театрализованная игра

4.

Руки - это лицо человека.

Кл. час - театрализованная игра

5.

Расти коса до пояса.

Кл. час - театрализованная игра

6.

Гигиена обуви.

Кл. час - театрализованная игра

7.

Гигиена одежды.

Кл. час - театрализованная игра

8.

Культурно-гигиенические навыки (заключительное занятие цикла)

Обобщающее мероприятие цикла

2. Вовлечение учащихся в решение существующих проблем в обществе (вредные привычки).


Тема занятия

Вид деятельности

1.

Детство - территория свободная от курения

Акция

2.

Разговор о главном

Ток-шоу

3.

Умей сказать: нет!

Классный час

4.

Давай за жизнь свою бороться

Сюжетно-ролевая игра

5.

Курить или не курить? - вот в чем вопрос

Классный час

6.

Мы судим сигарету

Деловая игра

7.

Нет табачному дыму!

Акция

8.

Я выбираю здоровье

Цикл мероприятий


  1. Правильное питание - залог здоровья


Тема занятия

Вид деятельности

Цикл занятий «ЗОЖ»

1.

Как уберечь себя от нитратов

Классный час

2.

Коктейль здоровья

Урок

3.

Метод БОС

Классный час

4.

Папа, мама и я - экологическая семья

Совместное мероприятия с родителями уч-ся


  1. Здоровье и спорт


Тема занятия

Вид деятельности

1.

Малые олимпийские игры

Спортивные состязания

2.

Мама, папа и я - спортивная семья

Спортивный праздник

3.

Праздник здоровья

Совместное мероприятия с родителями уч-ся

4.

О Спорт! Ты - мир!

День здоровья

5.

Взрослые и дети

Спортивные соревнования

6.

Спортивные соревнования для детей из медицинских групп

Спортивные соревнования


  1. Профилактическая работа с учащимися


Тема занятия

Вид деятельности

1.

Профилактика наркомании и ПАВ

Классный час

2.

Здоровый образ жизни

Ток-шоу

3.

СПИД - чума 21 века

Презентация

4.

Азбука безопасности

Классный час по профилактике дорожно-транспортных происшествий

5.

Наши права

Беседа о Конвенции прав ребенка

6.

Формирование знаний правил уличного движения

Праздник

7.

Пожарная безопасность

Агитбригада

8.

Чтобы не было беды (правила поведения в опасных ситуациях)

Деловая игра


  1. Взаимодействие с родителями


Тема занятия

Вид деятельности

1.

Друзья здоровья

Праздник (родители, уч-ся, учитель физкультуры)

2.

Мама, папа и я - спортивная семья

Спортивный праздник

3.

Курение - вред!

Родительское собрание

4.

Папа, мама и я - экологическая семья

Совместное мероприятия с родителями уч-ся

7. Психофизиологическое здоровье учащихся


Тема занятия

Вид деятельности

1.

Формирование личности на основе здоровьесберегающих технологий

Занятия на природе (раз в четверть)

2.

Улыбка - в чем ее секрет

Беседа-тренинг

3.

Психофизиология и ЗОЖ

Цикл бесед

4.

Стрессоустойчивость

Классный час

5.

Чтобы душа была здорова

Классный час



___________________________________________________________________________________

Составлено по материалам участников ФЕСТИВАЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ «ОТКРЫТЫЙ УРОК» 2005/2006.
Internet: festival.1september.ru


© 2010-2022