Классный час на тему Маленькие солдаты Большой войны

Цель: расширить знания детей о войне 1941-1945гг. Задачи: ¾   воспитание патриотизма; ¾         выработка у учащихся сознательного отношения к гражданскому долгу; ¾         воспитание чувства гордости за свой народ, победивший в войне, за его стойкость и мужество;   ¾         прививать любовь к Родине, помня о её героическом прошлом
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

Тема: маленькие солдаты Великой войны

Цель: расширить знания детей о войне 1941-1945гг.

Задачи:

  • воспитание патриотизма;

  • выработка у учащихся сознательного отношения к гражданскому долгу;

  • воспитание чувства гордости за свой народ, победивший в войне, за его стойкость и мужество;

  • прививать любовь к Родине, помня о её героическом прошлом

Оборудование: презентация, плакаты и иллюстрации на военную тематику, магнитофон

Ход мероприятия.

Чтец 1: слайд1

Что такое война?

Это страх, это смерть,

Это голод, разруха и мрак,

Это крик матерей,

Это стоны солдат,

Это горькие плачи детей.

Я хочу, чтоб Война

Никогда, никогда

Никогда не вернулась назад!

И чтоб тысячу лет

На планете Земля

Мирным был

И закат, и рассвет!

Слайд2

Ведущий1: время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне. Война 1941-1945 гг. была самой жестокой, самой кровопролитной войной, которое только знало человечество.

Слайд3

Ведущий2: давайте поговорим и вспомним детей, которые принимали участие в Великой Отечественной Войне. Обыкновенные школьники, отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.

Слайд4

Ведущий1: каждый из их с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: «Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны были опустеть. Но как солнечный свет, падало на эти глаза человеческое тепло. От ужасов войны детская душа излечивалась нежностью солдат. Вот почему война все-таки не убила детства, не заслонила красок мира, не вытравила мечты и веру в человеческую доброту».

Слайд5

Чтец 2:

А может не было войны,
А может быть, быть была когда-то?
Но мне все чаще снятся сны,
Войной убитые ребята.
И на войну хожу в кино,
Чтоб снова видеть их живыми,
Хожу, чтоб вновь переболеть,
Чтобы душой не очерстветь,
Не растерять того, что свято,
Чтоб не забыть их имена.

Слайд6

Чтец 3:

Мы из-за парт на войну уходили
Не в вагонах плацкартных
Мы по жизни катили
За отцовскими спинами мы не прятались, нет.
Становились мужчинами мы в 14 лет.

Чтец 4:

В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство -
И боль, и радость грозных лет…

Слайд7

Ведущий2: 29 мая 1942 года ЦК ВЛКСМ обратился ко всем учащимся с призывом: наравне с отцами и матерями, работать для фронта. На этот призыв школьники ответили активным участием во всех патриотических движения.

Слайд8

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Слайд9

Чтец 5:

Дети многое сделали для победы!

Сорок первый - он был жестоким!
Чтобы вражеский смять размах,
Шли мальчишки, зажав винтовки
В неумелых еще руках…

(Чтец 6 и 7 выходят вместе)

Слайд10

Чтец 6:

Каждый год, в марте, поднимается Николай Борисович Погорелюк в горы Северного Кавказа, к памятнику на братской могиле, где выбито и его имя.

В 1941 году в детский дом, где жил Николай, пришёл военком, который рассказал ребятам, что фашисты захватили эшалон с ленинградскими детьми, шедший в Среднюю Азию. Нужны были добровольцы для выполнения ответственного задания.

И вот в августе 1942 года 25 отважных юных добровольцев оказались в тылу врага. Задача была серьёзной - узнать, в чем секрет необычной живучести «эдельвейсов», которые сидели в горах по 2 месяца. Ведь более 5и суток человек не может находиться в разряженном воздухе. Нужно было так же отыскать попавших в плен детей и освободить их.

Слайд11

Чтец 7:

Взяли в плен немца, он оказался медиком и рассказал, что у ленинградских детишек берут кровь (лимфу), костный мозг, компоненты печени, обрекая их на гибель. И всё это делается ради стрелков «Эдельвейса», которым вливают вытяжки из тел детей.

Вскоре Николай со своей группой нашли землянку с детишками, освободили их, накормили своим НЗ, отправили к своим в долину. Пять суток ребята продолжали дальнейшие поиски: страшно болела голова, кожа на лице, руках потрескалась, кровоточила. И вот нашли землянку - змеиное логово фашистов, где они творили свои злодеяния. В неравной схватке с сытым, здоровым врагом группа ребят справилась. Логово уничтожено. Командование объявило юным патриотам благодарность, а через несколько месяцев Коля со своими однополчанами вновь взбирается к снеговым вершинам на боевое задание. Бой длился долго, многие бойцы были убиты. Колю тяжело ранило, друг пошел за помощью, а когда вернулся, никого не увидел. Отправил донесение со списком погибших. А Колю подобрали, весь коллектив медсанбата спасал жизнь 13-летнему герою.

Слайд12

Ведущий1: у войны не женское лицо… Но сколько девочек, таких же как наши одноклассницы, отрезали коротко свои косы и надевали грубую солдатскую форму в том суровом сорок первом году.

Чтец 8:

Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Нет, то горят не хаты -
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней…

Слайд13

(Чтец 9 и 10 выходят вместе)

Чтец 9:

Воскресное утро 22 июня 1941 года было прекрасным. После трудовой недели девчонки гуляли в парке. Дошли до сельского военкомата. Веселье улетучилось: толпа односельчан мрачно и сосредоточенно слушало рупор. Многие стояли в слезах: «Война началась, голубчики!»

Маша Дутова решила: «Я должна спасать Родину!» Заявление в военкомат подала тайком от матери. Её зачислили на курсы сандружинниц. Немец двигался на Кавказ. Девушки уже знали, что их ждет там: грязь, дым, недоедание, болезни, вши, раны, смерть. Первые свои 3 дня на войне Маша была дозорным, а потом стала разведчиком зенитной артиллерии. Уже было 2 самолета на её счету.

Слайд14

Чтец 10:

Куда только не забрасывала судьба девушку. Вместе с первой батареей 383-го отдельного артдивизиона прошла Дутова Мария много городов. Снова тыл, снова фронт и 9-я армия. Она уже получила медаль «За оборону Кавказа». Приходилось ползком искать оборванный телефонный кабель, тушить горящие ящики со снарядами. Были случаи, когда по тревоге выбегала с мокрыми волосами на мороз, иногда сутками девочки не могли умыться, спали, где придется. Но не ожесточилось юное сердце. Да, не женское дело война, не женское и античеловеческое.

Слайд15

Ведущий2: их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.

Валентин Котик - подпольщик-разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанском отряде - на счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.

Юта Бондаровская - ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.

Василий Коробко - разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.

Ведущий1: Александр Бородулин - партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.

Галина Комлева - подпольщица поселка Тарновичи, Ленинградской области. Связная подполья, распространитель листовок. Расстреляна немцами.

Виктор Хоменко и Александр Кобер - подпольщики из города Николаева. Разведчики и связные "Николаевского центра". По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами.

Лариса Михеенко - ленинградская школьница, разведчица 6-й Калининской партизанской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстреляна.

Минута молчания.

Слайд16

Ведущий2: ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Слайд17

Ведущий1: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Слайд18

Ведущий2: но даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном Ленинграде работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Слайд19

Чтец 11:

Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)

Песня: «Ленинградские мальчишки», на фоне слайды слайд20- 34

Слайд35

Ведущий1: 21 апреля 1945 года первые советские соединения вступили в Берлин. Из Берлина бежали ближайшие сообщники Гитлера. Фашистская столица была объята пламенем. 30 апреля вспыхнул Рейхстаг. Бои шли за каждый этаж, каждую комнату. В ночь на 1 мая разведчики 756-го полка, Михаил Егоров и Мелитон Кантария подняли над Рейхстагом советский флаг. 2 мая Берлин пал. Об этом дне мечтали 4 года. И вот долгожданная Победа! Война закончилась там, откуда пришла.

Слайд36

Чтец 12:

До великой Победы дожили не все.
Прошла война, ушла за поворот,
В чехлах стоят армейские знамена.
И жизнь. И время движется вперед,
Остались только 30 миллионов.
Остались в поле брани навсегда,
Легли живой дорогою победы!
За нас легли, за то, чтоб никогда
Нам этой боли в жизни не изведать.

Слайд37

Ведущий2: 65 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, не горят дома от фашистских снарядов, не плачут дети, провожая отца на фронт.

Ведущий1: наша страна давно залечила раны войны. Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле, ожили леса. Из руин поднялись светлые города, уже не одно поколение родилось и выросло в мирное время.

Слайд38

Ведущий2: Мир - это лучшее слово на свете,

взрослые к миру стремятся и дети.

Птицы, деревья, цветы на планете

Мир - это главное слово на свете.

Слайд39

Звучит песня «День победы»


© 2010-2022