Статья Этнокультурное воспитание творчеством в объединении «Волшебная глина»

Наше объединение «Волшебная глина» посещают дети в основном представители двух наций  русской и  хакасской. Поэтому важно на своих занятиях создать оптимальное межкультурное пространство для общения двух культур. Перед обучающимися ставится цель не только обучение технологии лепки, но, и воспитание личности, воспитание отношений, в том числе межкультурных отношений, способных познавать и творить культуру путем творческих работ и проектов. Творческое использование принципа толерантности в системе...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ельгечева Светлана леонидовна

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДДТ» г. Сорска

Этнокультурное воспитание творчеством в объединении «Волшебная глина»

Межкультурное пространство есть пространство сосуществования и общения культур, которое при этом не принадлежит никакой отдельной культуре.

Проблема, когда учащихся различных культурных групп, учили уживаться вместе и уважать различные культурные традиции, существовала всегда. Но меняется мир, а межкультурное образование в детском возрасте все равно остается актуальной проблемой современности.

Наше объединение «Волшебная глина» посещают дети в основном представители двух наций русской и хакасской. Поэтому важно на своих занятиях создать оптимальное межкультурное пространство для общения двух культур. Перед обучающимися ставится цель не только обучение технологии лепки, но, и воспитание личности, воспитание отношений, в том числе межкультурных отношений, способных познавать и творить культуру путем творческих работ и проектов. Творческое использование принципа толерантности в системе дополнительного образования становится залогом эффективности обучения, с одной стороны, а также создает благоприятные условия для дальнейшей экспансии толерантности в другие сферы социальных отношений. Дети обретают возможность увлечься историческими фактами, археологическими культурными памятниками, мифологическими историями, былинами, сказаниями. На своих занятиях стараюсь использовать весь накопленный опыт профессиональной деятельности, воспитательные возможности этнопедагогики.

Для этого применяются следующие формы и методы работы:

  1. Экскурсии в музей и на археологические объекты.

  2. Посещение выставок художественных произведений по какому-либо виду декоративно - прикладного искусства.

  3. Изучение живописи и скульптуры известных художников (в виде диалогового контакта, с сопровождением самостоятельного высказывания детей, рассказом руководителя объединения, чтением произведений соответствующей тематики)

  4. Просмотр видеофильмов

Создание межкультурного пространства на занятиях нашего объединения решает задачи:

  1. формирования осознанных позитивных ценностных ориентаций личности всех участников образовательного процесса по отношению к собственной культуре;

  2. воспитания уважения к истории и культуре другого народа;

  3. формирования способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Такая работа ведется на протяжении нескольких лет и проявляется в нашем случае через создание творческих работ и проектов, например: «Хан туис на сизом коне», разработка проекта «Хакасское орнаментальное наследие» (реферат) и творческая работа «Утро в степи». Орнаментальная основа народного искусства доступна даже детям для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Эти работы призваны раскрыть перед детьми богатство собственной или иной культуры народа, помогает им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

Постоянный интерес к культурному наследию нашей малой родины на своих занятиях пытаюсь развивать через участие в конкурсах различного уровня. Одна из последних работ была выполнена после изучения интересных произведений хакасского художника-графиста Ульянова. Его картина «Сон охотника» послужила эскизом для творческой работы. Интерес был не только в объемном исполнении сюжетной композиции, но и в цветовом решении. Если художник написал картину карандашом в черных тонах, то мы ее исполнили в синих тонах, используя при этом лак для волос с блестками, таким образом, усиливая эффект голубого свечения луны.

Работая над Грантовым проектом «Глиняная сказка», где творческие работы представляли русский народный фольклор - сказки, в рабочую группу из шести человек входили дети и русской, и хакасской национальности. Никогда не вставал вопрос о том, что работу данной тематики будет выполнять ребенок только русской национальности и наоборот. Ребята с удовольствием были вовлечены в творческую деятельность. А в течение нескольких месяцев работы было изучено много материала по русскому фольклору, изучена живопись художников оформителей детских книг.

Продолжая работу с проектами, приняли участие в республиканском конкурсе «Жемчужина Хакасии», посвященном дням Тюркской письменности и культуры. Воспитанница нашего объединения Федосеева Ксения проявила интерес, и мы вместе начали работу над проектом «Уйбатский чаа тас». Была изучена не только научная литература, но и совершена экскурсия на территорию культурно-археологического памятника. На мой призыв побывать там откликнулись, и были привлечены родители ребенка. Я видела глаза Ксении полные любопытства, когда она делала снимки величественных стел на закате солнца. Мы с любопытством рассматривали «камень-воин» четырех метровой высоты, камни, к которым прикасалась рука мастера, выбившего на их плоскости рунические знаки и не менее загадочные рисунки. Мы разговаривали, представляли, что могло происходить в те времена. Сколько таинственного и загадочного таит в себе Уйбатский чаа тас. Мы должны понять, что увиденное нами есть древние захоронения, отличные от захоронений христианского мира, и они требуют к себе должного уважения. Я уверена, что в школе Ксения поделится своими впечатлениями со сверстниками. И, может быть, у кого-то тоже возникнет желание пойти в библиотеку или же посетить эти священные места, полные тайн.

В заключение хочется отметить, что для реализации данного образовательного процесса является важным повышение общекультурного, этнокультурного уровня и профессионального развития и саморазвития педагога, а также обеспечение образовательных учреждений специалистами-психологами с навыками межкультурной компетенции и разработанного научно-методического обеспечения.

Библиографический список



  1. elib.bsu.by/bitstream/123456789/49457/1/Цветкова Т.К. ПРОСТРАНСТВО ДИАЛОГА КУЛЬТУР.docx

  2. ru.wikipedia.org

  3. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания//Этнокультурная специфика языкового сознания/Е.Ф.Тарасов. - М.: Ин-т языкознания РАН, 1996. - С.7-22.



© 2010-2022