Конспект классного часа на тему

Конспект классного часа для учащихся 4 класса «Почувствуйте вкус слова»доброта» Тип мероприятия: классный час Субкомпетенции :формирование у учащихся уважения к общечеловеческим ценностям. Воспитание вежливости, внимательности, уважения к людям. Операциональные  цели: О-раскрыть сущность понятия «доброта»; О-объяснить, какой смысл имеют понятия «добро» и «зло»; О-анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими  ценностями; О-проявить человеколюбие, доброту, сочувствие к ок...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект классного часа для учащихся 4 класса

«Почувствуйте вкус слова»доброта»

Тип мероприятия: классный час

Субкомпетенции :формирование у учащихся уважения к общечеловеческим ценностям.

Воспитание вежливости, внимательности, уважения к людям.

Операциональные цели:

О-раскрыть сущность понятия «доброта»;

О-объяснить, какой смысл имеют понятия «добро» и «зло»;

О-анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

О-проявить человеколюбие, доброту, сочувствие к окружающим;

О-объяснить смысл пословиц о добре и зле;

О-чувствовать необходимость доброго отношения друг к другу;

Воспитательные стратегии:

Методы: беседа, проблемная ситуация, дискуссия, анкетирование.

Формы: индивидуальная и групповая.

Оборудование: презентация к классному часу, 3 конверта для команд с пословицами, бумажная кукла, высказывания писателей о доброте, плакат с правилами доброты, проектор, компьютер, записи песен о доброте.

Ход классного часа

Учитель. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Качество это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Это качество -

Наших сердец ДОБРОТА.

(Слайд 1)

- А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.

На фоне музыкального клипа «Доброта» (песенка Фунтика) демонстрируются (слайды 2-3)

Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?

(ответы детей)

Учитель: Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»

Выступление группы «исследователей».

Первая ученица : Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.

(слайд 4)

-Тысячелетиями люди спорят о том, нужна доброта или нет, полезна она или нет, достойна почтения или смешна. Но неужели людям не нужно внимание, забота и сострадания?

Сообщение темы и целей урока.

-_Сегодня на уроке мы попробуем с вами разобраться. Что такое доброта, почему она необходима людям. И тема нашего занятия звучит так: « Почувствуйте вкус слова доброта».

Я предлагаю вам проделать увлекательный путь к доброте. По-настоящему ощутить, почувствовать вкус этого светлого красивого слова.

Работа по теме урока.

«Подумаем вместе»

-Доброта…. Добро, что же это такое? Попробуем разобраться вместе.

Конспект классного часа на тему:

Конспект классного часа на тему:Конспект классного часа на тему:

Конспект классного часа на тему:Конспект классного часа на тему:Конспект классного часа на тему:

Конспект классного часа на тему:Конспект классного часа на тему:

Конспект классного часа на тему:





-Прочитайте слова, которые окружают слово «доброта», и соедините стрелочками только те, которые, по-вашему мнению, так или иначе, относятся к этому слову.

-Так что же такое доброта?

Доброта-это всё положительное, хорошее; это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.


У слова «доброта» есть много родственных слов:

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный - желающий добра

добропорядочный - приличный, достойный одобрения

добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

Вторая ученица: Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид».

Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».


Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

Первая ученица: Добрым быть совсем, совсем не просто:

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы, с тобой добрей.

Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. .Люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела».

Спешите, ребята, их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь. Ведь недаром народ придумал много пословиц о доброте.

- Какие пословицы знаете? Давайте вспомним их.

Дети называют их.

-Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о доброте!

А сейчас мы должны собрать пословицы.

Доброе слово и кошке приятно.

На добрый привет добрый ответ.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Жизнь дана на добрые дела.

Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

- Молодцы, ребята выполняли и это задание.

Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу Лизу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Лиза будет говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.

(Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы)

Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети по очереди называют слова)

- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека

Первая ученица : Утешить можно им, помочь

Развеселить, совет дать снова

Но ты запомни лишь одно

Всегда должно быть добрым слово.

Вторая ученица : Ах; как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались сами,

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)

Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

Сейчас мы будем изображать портрет доброты. «Точка, точка, запятая...». Нельзя сказать, что этот человечек приятный для окружающих. Давайте сделаем его добрым - нарисуем доброе лицо и на лучики прикрепим качества доброго человека.

(Дети у доски рисуют доброе лицо)

Учитель: А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы. Можно ли назвать добрым человека, который:

• делает что-то полезное для людей;

• делает домашнее задание за кого-то;

• ждёт, когда его позовут на помощь;

• переводит старушку через дорогу;

• накормит бездомного котёнка;

• заберёт обратно подаренную вещь;

Учитель: А сейчас давайте устроим музыкальную паузу и споём песню самого наидобрейшего кота в мире «Песенку Леопольда».

Звучит клип «Песня кота Леопольда»

Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.

И сейчас я хочу предоставить слово второй творческой группе, которая защитит свой мини-проект «Добро и зло».

Выступление второй творческой группы


Первая ученица: Каждый знает этот мир

Словно кто-то разделил:

На хорошее, плохое -

В нас живут вот эти двое.

Вторая ученица : Они борются годами

В сказках, фильмах и в нас с вами.

Каждый вправе выбирать

Кому в этом помогать.

Первая ученица: Если хочешь в мире тёмном

Обижать людей с порога,

Драться, хмурить свои брови

В царство зла тебе дорога.

Вторая ученица: Ну, а если ты улыбкой

И хорошим делом тоже

Помогаешь всем на свете,

То добро всегда поможет.

Первая ученица: Помни истину простую:

Что от зла добра не ждут.

Только добрые поступки

И к тебе добром придут!

Вторая ученица: Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.

Третья ученица: Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

Четвертая ученица: Твори добро, чтобы любя,

Добро тебя нашло.

Зла не верши, чтоб и тебя

Не погубило зло.

Пятая ученица: Словами, мыслями, делами

Твори добро, борись со злом.

Всегда, везде, где только сможешь,

А главное - в себе самом.

Учитель: Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

Я предоставляю слово третьей творческой группе. Тема их выступления - «Добро вокруг нас».

Выступление третьей творческой группы


Первая ученица : Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта - пассивная. Это когда человек не ударит слабого, не обидит легкоранимого. Но - пройдёт мимо зла. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла. И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде.

Первый ученик: Мы подвели итоги анкетирования «Добрый ли вы человек?» И вот |что у нас получилось. Оказывается, в нашем классе нет ребят недружелюбных, недоброжелательных, с которыми неинтересно общаться. Но зато есть ребята, которые добры далеко не со всеми, а только с теми, кто им нравится. Это неправильно, потому, что надо стараться быть добрыми со всеми. А ещё у нас есть ребята, которые любезны, нравятся окружающим, умеют общаться с людьми. У них, наверное, много друзей. Пожелаем им всегда быть такими же добрыми.

Ученица: Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым.

• Делись последним с другом.

• Помогай людям

• Защищай слабого

• Не завидуй

• Прощай ошибки другим

Ученик: Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятаться, а поделиться.

Не кричать, а выслушивать.

Не разорвать, а склеить.

Учитель: Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.

Ситуация 1.

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

Ситуация 2.

Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

Учитель: Скажите: в каком случае доброе дело совершалось бескорыстно, а в каком для себя?

Учитель: Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?

Учитель: Какой бы вы совет ему дали?

Задуматься и творить добро ради самого добра, и всегда быть в этом бескорыстным.

Учитель: Ребята, вспомните, как называется сказка о волшебном цветке, который исполнял желания? Кто её автор?

Как девочка Женя использовала лепестки? На что она потратила последний лепесток? (Чтобы мальчик Женя был здоров)

Учитель: Почему последний лепесток вернулся обратно к бабушке? (Потому что Женя потратила его не зря - сделала доброе дело)

Какая из половиц подходит к этой сказке?

• Спеши делать добро.

• Добрые дела красят человека.

• Доброе дело добром вернётся.

Учитель: А какие добрые дела можем сделать мы с вами? Кому нужна наша доброта? (Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)

Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе сотворить? (Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в подъезде, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, уступить место в транспорте, помочь молодой маме вынести коляску, накормить кошку или собаку косточкой из супа, птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке).

Учитель: Вот сегодня, в нашем классе стартует акция «Спеши делать добро». В течение недели мы будем стараться делать как можно больше добрых дел. Эти дела мы будем обсуждать в классе, и я думаю, что они действительно окажутся важными, нужными, добрыми.

Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)

Звучит песня «Дорога добра»)

Итог урока. Сделав добро, человек сам становится чище, лучше, светлее. Если мы будем внимательны к человеку, животному, птице с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (ответы детей)

Что для этого нужно иметь? (добрую душу, доброе сердце)

- А зависит ли доброта от того, какого цвета кожа; какого ты роста, взрослый ты или ребенок?

Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения Агнии Барто «Вовка - добрая душа».

Добрым быть совсем - совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.


Рефлексия.

- Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? (Ученики передают свечу, высказывая свое мнение)

- А теперь давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из таблицы на доске.

Итог урока:

  1. Я узнал(а) …

  2. Научился(ась) …

  3. Открыл (а) для себя …

  4. Я чувствовал (а) себя …

  5. Теперь я знаю …

  6. Мне было интересно …


9


© 2010-2022