- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект классного часа на тему
Конспект классного часа на тему
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Плехова Н.П. |
Дата | 15.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект классного часа для учащихся 4 класса
«Почувствуйте вкус слова»доброта»
Тип мероприятия: классный час
Субкомпетенции :формирование у учащихся уважения к общечеловеческим ценностям.
Воспитание вежливости, внимательности, уважения к людям.
Операциональные цели:
О-раскрыть сущность понятия «доброта»;
О-объяснить, какой смысл имеют понятия «добро» и «зло»;
О-анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
О-проявить человеколюбие, доброту, сочувствие к окружающим;
О-объяснить смысл пословиц о добре и зле;
О-чувствовать необходимость доброго отношения друг к другу;
Воспитательные стратегии:
Методы: беседа, проблемная ситуация, дискуссия, анкетирование.
Формы: индивидуальная и групповая.
Оборудование: презентация к классному часу, 3 конверта для команд с пословицами, бумажная кукла, высказывания писателей о доброте, плакат с правилами доброты, проектор, компьютер, записи песен о доброте.
Ход классного часа
Учитель. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.
Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА.
(Слайд 1)
- А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.
На фоне музыкального клипа «Доброта» (песенка Фунтика) демонстрируются (слайды 2-3)
Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?
(ответы детей)
Учитель: Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»
Выступление группы «исследователей».
Первая ученица : Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.
(слайд 4)
-Тысячелетиями люди спорят о том, нужна доброта или нет, полезна она или нет, достойна почтения или смешна. Но неужели людям не нужно внимание, забота и сострадания?
Сообщение темы и целей урока.
-_Сегодня на уроке мы попробуем с вами разобраться. Что такое доброта, почему она необходима людям. И тема нашего занятия звучит так: « Почувствуйте вкус слова доброта».
Я предлагаю вам проделать увлекательный путь к доброте. По-настоящему ощутить, почувствовать вкус этого светлого красивого слова.
Работа по теме урока.
«Подумаем вместе»
-Доброта…. Добро, что же это такое? Попробуем разобраться вместе.
-Прочитайте слова, которые окружают слово «доброта», и соедините стрелочками только те, которые, по-вашему мнению, так или иначе, относятся к этому слову.
-Так что же такое доброта?
Доброта-это всё положительное, хорошее; это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.
У слова «доброта» есть много родственных слов:
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
Вторая ученица: Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид».
Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».
Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Первая ученица: Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.
Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. .Люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела».
Спешите, ребята, их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь. Ведь недаром народ придумал много пословиц о доброте.
- Какие пословицы знаете? Давайте вспомним их.
Дети называют их.
-Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о доброте!
А сейчас мы должны собрать пословицы.
Доброе слово и кошке приятно.
На добрый привет добрый ответ.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Жизнь дана на добрые дела.
Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
- Молодцы, ребята выполняли и это задание.
Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу Лизу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Лиза будет говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы)
Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека
Первая ученица : Утешить можно им, помочь
Развеселить, совет дать снова
Но ты запомни лишь одно
Всегда должно быть добрым слово.
Вторая ученица : Ах; как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)
Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Сейчас мы будем изображать портрет доброты. «Точка, точка, запятая...». Нельзя сказать, что этот человечек приятный для окружающих. Давайте сделаем его добрым - нарисуем доброе лицо и на лучики прикрепим качества доброго человека.
(Дети у доски рисуют доброе лицо)
Учитель: А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы. Можно ли назвать добрым человека, который:
• делает что-то полезное для людей;
• делает домашнее задание за кого-то;
• ждёт, когда его позовут на помощь;
• переводит старушку через дорогу;
• накормит бездомного котёнка;
• заберёт обратно подаренную вещь;
Учитель: А сейчас давайте устроим музыкальную паузу и споём песню самого наидобрейшего кота в мире «Песенку Леопольда».
Звучит клип «Песня кота Леопольда»
Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.
И сейчас я хочу предоставить слово второй творческой группе, которая защитит свой мини-проект «Добро и зло».
Выступление второй творческой группы
Первая ученица: Каждый знает этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое -
В нас живут вот эти двое.
Вторая ученица : Они борются годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
Первая ученица: Если хочешь в мире тёмном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
Вторая ученица: Ну, а если ты улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
Первая ученица: Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
Вторая ученица: Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.
Третья ученица: Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
Четвертая ученица: Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
Пятая ученица: Словами, мыслями, делами
Твори добро, борись со злом.
Всегда, везде, где только сможешь,
А главное - в себе самом.
Учитель: Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.
Я предоставляю слово третьей творческой группе. Тема их выступления - «Добро вокруг нас».
Выступление третьей творческой группы
Первая ученица : Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта - пассивная. Это когда человек не ударит слабого, не обидит легкоранимого. Но - пройдёт мимо зла. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла. И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде.
Первый ученик: Мы подвели итоги анкетирования «Добрый ли вы человек?» И вот |что у нас получилось. Оказывается, в нашем классе нет ребят недружелюбных, недоброжелательных, с которыми неинтересно общаться. Но зато есть ребята, которые добры далеко не со всеми, а только с теми, кто им нравится. Это неправильно, потому, что надо стараться быть добрыми со всеми. А ещё у нас есть ребята, которые любезны, нравятся окружающим, умеют общаться с людьми. У них, наверное, много друзей. Пожелаем им всегда быть такими же добрыми.
Ученица: Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым.
• Делись последним с другом.
• Помогай людям
• Защищай слабого
• Не завидуй
• Прощай ошибки другим
Ученик: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятаться, а поделиться.
Не кричать, а выслушивать.
Не разорвать, а склеить.
Учитель: Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.
Ситуация 1.
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2.
Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
Учитель: Скажите: в каком случае доброе дело совершалось бескорыстно, а в каком для себя?
Учитель: Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?
Учитель: Какой бы вы совет ему дали?
Задуматься и творить добро ради самого добра, и всегда быть в этом бескорыстным.
Учитель: Ребята, вспомните, как называется сказка о волшебном цветке, который исполнял желания? Кто её автор?
Как девочка Женя использовала лепестки? На что она потратила последний лепесток? (Чтобы мальчик Женя был здоров)
Учитель: Почему последний лепесток вернулся обратно к бабушке? (Потому что Женя потратила его не зря - сделала доброе дело)
Какая из половиц подходит к этой сказке?
• Спеши делать добро.
• Добрые дела красят человека.
• Доброе дело добром вернётся.
Учитель: А какие добрые дела можем сделать мы с вами? Кому нужна наша доброта? (Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)
Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе сотворить? (Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в подъезде, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, уступить место в транспорте, помочь молодой маме вынести коляску, накормить кошку или собаку косточкой из супа, птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке).
Учитель: Вот сегодня, в нашем классе стартует акция «Спеши делать добро». В течение недели мы будем стараться делать как можно больше добрых дел. Эти дела мы будем обсуждать в классе, и я думаю, что они действительно окажутся важными, нужными, добрыми.
Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)
Звучит песня «Дорога добра»)
Итог урока. Сделав добро, человек сам становится чище, лучше, светлее. Если мы будем внимательны к человеку, животному, птице с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (ответы детей)
Что для этого нужно иметь? (добрую душу, доброе сердце)
- А зависит ли доброта от того, какого цвета кожа; какого ты роста, взрослый ты или ребенок?
Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения Агнии Барто «Вовка - добрая душа».
Добрым быть совсем - совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Рефлексия.
- Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? (Ученики передают свечу, высказывая свое мнение)
- А теперь давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из таблицы на доске.
Итог урока:
-
Я узнал(а) …
-
Научился(ась) …
-
Открыл (а) для себя …
-
Я чувствовал (а) себя …
-
Теперь я знаю …
-
Мне было интересно …
9