- Преподавателю
- Классному руководителю
- Практическое занятие на тему Особенности памяти подростков
Практическое занятие на тему Особенности памяти подростков
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Синельникова Л.Н. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Практическое занятие на тему
"Особенности памяти подростков".
Одним из основных свойств личности является память.
Память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо - математические формулы, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили.
Существуют разные типы памяти.
Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок.
Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспоминает экскурсии, походы. Одни перечисляют последовательность событий, воспроизводят объяснения экскурсовода или учителя. В пересказе других вы ярко увидите дорогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился.
У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух.
Кроме того, существуют разделение памяти на два типа в зависимости от длительности информации:
- кратковременную память, когда материал запоминают быстро, но очень не надолго;
- долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.
Скорость запоминания материала у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемую информацию. Второй группе людей для запоминания такого же объема информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.
Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть - к осмысленному запоминанию.
хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято.
Иногда без всякого усилия , порой даже против воли человека, тот или иной материал "всплывает" в памяти человека. Возникает мотив какой- то песни, вспоминаются строчки стихотворения и др. Такая память носит название непроизвольной. Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания материала.
В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее.
В подростковом возрасте память становится «мыслящей». Усиливается роль смыслового запоминая по сравнению с наглядно- образным. Подросток может сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления: запоминание, воспроизведение, припоминание.
Развиваясь, логическая память становится ведущей. Подростки более часто употребляют именно этот вид памяти.
В подростковом возрасте происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими процессами. Для подростка вспомнить - значит мыслить. Процесс запоминая также сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим связям между понятиями и явлениями.
Вследствие появления в школе новых предметов увеличивается количество
информации, которую подросток должен запомнить, в том числе и механически. В связи с этим у школьников подросткового возраста часто возникают проблемы с памятью, возникают жалобы на плохую память. Но наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения, тренировки памяти. Для того чтобы школьники могли успешно учиться в среднем звене школы, у них должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.
Подростка надо учить правильно ставить цели для запоминания материала.
Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток запоминает материал с установкой, что эта информация понадобится в скором времени, то материал усваивается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.
Для того чтобы подростки могли улучшить свою память, тренировать ее, их следует познакомить с законами памяти.
Законы памяти.
-Для лучшего запоминания необходимо думать. Память тесно связана с мышлением, поэтому необходимо учащимся нужно во всем искать смысл. Не следует зубрить заданный параграф, повторяя про себя строчку за строчкой. Результат будет выше, если найти в тексте главную мысль, сделать конспект.
Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Оценивайте то, что дает полученная информация. Если польза действительно ожидается, то читать будет интереснее, а следовательно, больше запомнится.
-К предстоящей работе с материалом следует готовиться. Новое гораздо легче усваивается, если предварительно прочитать что- либо популярное на эту тему. Подумайте о том, что вы знаете на предложенную тему, оцените, насколько информация пополнит знания.
-Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени. Особенно это касается подготовки к зачетным занятиям, к экзаменам.
-Не следует учить друг за другом похожие предметы. Так, не следует учить физику после математики, а литературу после истории. Учеными давно замечено, что лучший способ забыть все, только что выученное, попытаться запомнить нечто похожее.
-Необходимо бороться с забывчивостью.
Бороться с забывчивостью можно следующим образом: представлять обстановку, в которой происходило событие, можно припомнить и само событие. Это объясняется тем, что одновременные впечатления имеют свойства вызывать друг друга. Так, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, или крестик, нарисованный на руке, впоследствии помогают вспомнить и повод, по которому они появились.
-Вся информация должна восприниматься как законченное целое. Так
стихотворение или параграф надо прочитать целиком и пытаться рассказать сразу все. Это поможет потом быстро восстановить в памяти весь материал.
Приемы запоминания.
-Прогноз ситуации. Подумать о том, что произойдет, если не запомнить нужного. Можно прогнозировать и приятные последствия, если они достаточно важны для учащихся.
-Следует переводить скучную, не всегда изложенную доступным языком информацию на приемлемый для подростков язык. Эмоциональное восприятие поможет запомнить материал. Яркое первое впечатление от предлагаемой информации является гарантией успеха.
-Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, нежели главный смысл.
-Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить задачу.
-Для лучшего запоминания можно использовать опорные сигналы, знаковое моделирование.
-Повторение материала. Общеизвестно, что повторение - мать учения. Но даже, если повторять параграф 20 раз подряд, то наутро можно убедиться, что не все обстоит так благополучно с запоминанием, как хотелось бы. Через 30 минут забывается 40% новой информации, на следующий день - 34%, через месяц - 21%. С учетом этого и надо повторять: первый раз сразу после прочтения, второй раз через полчаса, третий раз через день, а четвертый раз через 2-3 недели.
Тренировка памяти.
Тренировка - самый элементарный вид формирования личности, в основе которого лежит систематическое повторение определенных действий, а результатом является закрепление повторяемых процессов.
Существуют следующие правила сохранения знаний:
-Выделите то, что нужно запомнить.
-Отвлекитесь от всего постороннего и сосредоточьте внимание на тех объектах, которые нужно запомнить.
-Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов с друг другом, используйте мнемотехнику.
-В сложном материале обязательно выделяйте смысловые вехи.
-Опирайтесь на свой тип памяти, активизируйте образные представления.
-Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили.
-Не смешивайте узнавание и воспроизведение.
-В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.
Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти.
Для хорошего запоминания необходимо и хорошее здоровье.
Укрепляя и тренируя память, ни в коем случае не следует забывать о таких психических процессах, как внимание, наблюдательность и воля. Тренировать память следует регулярно, посвящая этому хотя бы 30 минут ежедневно.
Лучшие результаты можно получить, если занятия проводить утром, между 8 и 12 часами. Потом наступает спад. Новый пик эффективности наступает к 19 часам.
Чашка чая, кофе улучшают, активизируют память. Табак ухудшает кровоснабжение мозга, в результате чего у большинства курильщиков память слабеет.
Для того чтобы занятия и упражнения были более эффективны, предварительно необходимо провести диагностику памяти и определить, какой вид памяти преобладает, а какой нуждается в тренировке, какие свойства памяти недостаточно развиты.
Ученые- психологи раскрыли секрет запоминания. Оказывается, объём оперативной памяти "семь", т.е. при одновременном восприятии мы можем удержать в памяти в среднем 7 объектов. Это могут быть 7 слов, 7 фраз, 7 параграфов. Причем легче запомнить первый и последний элементы ряда.
Диагностика слуховой памяти.
Кратковременная слуховая память:
методика «10 слов».
Рекомендуемый набор слов:
дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.
При нормальном объеме кратковременной слуховой памяти подросток должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов.
Диагностика словесно - логической памяти:
методика «Смысловая память».
Медленно зачитать подростку 10 пар слов. Между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитать лишь первое слово из каждой пары, подросток должен в это время припомнить второе слово из каждой пары. Затем просим подростка записать все слова парами на листе бумаги.
Рекомендуемый набор слов: шум - вода, стол - обед, мост - река, рубль - копейка, лес - медведь, дуб - желудь, дичь - выстрел, рой - пчела, час - время, гвоздь - доска.
Диагностика опосредованной памяти:
методика "Пиктограмма" .
Инструкция: Зачитываются 12 - 18 слов и словосочетаний. Дети зарисовывают, что угодно и как угодно, лишь бы рисунок мог напомнить заданное слово или словосочетание. Через 5 минут после окончания чтения следует предложить учащимся по рисункам вспомнить заданные слова и под каждой пиктограммой записать слово или словосочетание, которое они должны были запомнить, делая рисунок.
Вариант слов и словосочетаний:
веселый праздник, тяжелая работа, развитие, вкусный ужин, болезнь, разлука, счастье, ядовитый вопрос, дружба, печаль, несправедливость, сомнение, обман богатство.
Коэффициент запоминания вычисляется по формуле:
Т
К= --- * 100
П
Т- количество правильно воспроизведенных сочетаний.
П - общее количество сочетаний, которые предъявлялись.
50 - 60% - этот показатель свидетельствует о хорошей памяти.