Практическое занятие на тему Особенности памяти подростков

Одним из основных свойств личности является память.             Память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не толь­ко лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим.               Некоторые дети прекрасно запомин...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое занятие на тему

"Особенности памяти подростков".

Одним из основных свойств личности является память.

Память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не толь­ко лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо - математические форму­лы, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут бы­стро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то за­помнили.

Существуют разные типы памяти.

Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок.

Образная память тесно связана с вообра­жением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспо­минает экскурсии, походы. Одни перечисляют последова­тельность событий, воспроизводят объяснения экскурсо­вода или учителя. В пересказе других вы ярко увидите до­рогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился.

У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух.

Кроме того, существуют разделение памяти на два типа в зависимости от длительности информации:

- кратковременную память, когда материал запоминают быстро, но очень не надолго;

- долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.

Скорость запоминания материала у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемую информацию. Второй группе людей для запоминания такого же объема информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.

Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть - к осмысленному запоминанию.

хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято.

Иногда без всякого усилия , порой даже против воли человека, тот или иной материал "всплывает" в памяти человека. Возникает мотив какой- то песни, вспоминаются строчки стихотворения и др. Такая память носит название непроизвольной. Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания материала.

В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка сла­бее, чтобы развить ее.

В подростковом возрасте память становится «мыслящей». Усиливается роль смыслового запоминая по сравнению с наглядно- образным. Подросток может сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления: запоминание, воспроизведение, припоминание.

Развиваясь, логическая память становится ведущей. Подростки более часто употребляют именно этот вид памяти.

В подростковом возрасте происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими процессами. Для подростка вспомнить - значит мыслить. Процесс запоминая также сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим связям между понятиями и явлениями.

Вследствие появления в школе новых предметов увеличивается количество

информации, которую подросток должен запомнить, в том числе и механически. В связи с этим у школьников подросткового возраста часто возникают проблемы с памятью, возникают жалобы на плохую память. Но наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения, тренировки памяти. Для того чтобы школьники могли успешно учиться в среднем звене школы, у них должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.

Подростка надо учить правильно ставить цели для запоминания материала.

Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток запоминает материал с установкой, что эта информация понадобится в скором времени, то материал усваивается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.

Для того чтобы подростки могли улучшить свою память, тренировать ее, их следует познакомить с законами памяти.

Законы памяти.


-Для лучшего запоминания необходимо думать. Память тесно связана с мышлением, поэтому необходимо учащимся нужно во всем искать смысл. Не следует зубрить заданный параграф, повторяя про себя строчку за строчкой. Результат будет выше, если найти в тексте главную мысль, сделать конспект.

Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Оценивайте то, что дает полученная информация. Если польза действительно ожидается, то читать будет интереснее, а следовательно, больше запомнится.

-К предстоящей работе с материалом следует готовиться. Новое гораздо легче усваивается, если предварительно прочитать что- либо популярное на эту тему. Подумайте о том, что вы знаете на предложенную тему, оцените, насколько информация пополнит знания.

-Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени. Особенно это касается подготовки к зачетным занятиям, к экзаменам.

-Не следует учить друг за другом похожие предметы. Так, не следует учить физику после математики, а литературу после истории. Учеными давно замечено, что лучший способ забыть все, только что выученное, попытаться запомнить нечто похожее.

-Необходимо бороться с забывчивостью.

Бороться с забывчивостью можно следующим образом: представлять обстановку, в которой происходило событие, можно припомнить и само событие. Это объясняется тем, что одновременные впечатления имеют свойства вызывать друг друга. Так, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, или крестик, нарисованный на руке, впоследствии помогают вспомнить и повод, по которому они появились.

-Вся информация должна восприниматься как законченное целое. Так

стихотворение или параграф надо прочитать целиком и пытаться рассказать сразу все. Это поможет потом быстро восстановить в памяти весь материал.

Приемы запоминания.

-Прогноз ситуации. Подумать о том, что произойдет, если не запомнить нужного. Можно прогнозировать и приятные последствия, если они достаточно важны для учащихся.

-Следует переводить скучную, не всегда изложенную доступным языком информацию на приемлемый для подростков язык. Эмоциональное восприятие поможет запомнить материал. Яркое первое впечатление от предлагаемой информации является гарантией успеха.

-Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, нежели главный смысл.

-Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить задачу.

-Для лучшего запоминания можно использовать опорные сигналы, знаковое моделирование.

-Повторение материала. Общеизвестно, что повторение - мать учения. Но даже, если повторять параграф 20 раз подряд, то наутро можно убедиться, что не все обстоит так благополучно с запоминанием, как хотелось бы. Через 30 минут забывается 40% новой информации, на следующий день - 34%, через месяц - 21%. С учетом этого и надо повторять: первый раз сразу после прочтения, второй раз через полчаса, третий раз через день, а четвертый раз через 2-3 недели.

Тренировка памяти.

Тренировка - самый элементарный вид формирования личности, в основе которого лежит систематическое повторение определенных действий, а результатом является закрепление повторяемых процессов.

Существуют следующие правила сохранения знаний:

-Выделите то, что нужно запомнить.

-Отвлекитесь от всего постороннего и сосредоточьте внимание на тех объектах, которые нужно запомнить.

-Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов с друг другом, используйте мнемотехнику.

-В сложном материале обязательно выделяйте смысловые вехи.

-Опирайтесь на свой тип памяти, активизируйте образные представления.

-Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили.

-Не смешивайте узнавание и воспроизведение.

-В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.

Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти.

Для хорошего запоминания необходимо и хорошее здоровье.

Укрепляя и тренируя память, ни в коем случае не следует забывать о таких психических процессах, как внимание, наблюдательность и воля. Тренировать память следует регулярно, посвящая этому хотя бы 30 минут ежедневно.

Лучшие результаты можно получить, если занятия проводить утром, между 8 и 12 часами. Потом наступает спад. Новый пик эффективности наступает к 19 часам.

Чашка чая, кофе улучшают, активизируют память. Табак ухудшает кровоснабжение мозга, в результате чего у большинства курильщиков память слабеет.

Для того чтобы занятия и упражнения были более эффективны, предварительно необходимо провести диагностику памяти и определить, какой вид памяти преобладает, а какой нуждается в тренировке, какие свойства памяти недостаточно развиты.

Ученые- психологи раскрыли секрет запоминания. Оказывается, объём оперативной памяти "семь", т.е. при одновременном восприятии мы можем удержать в памяти в среднем 7 объектов. Это могут быть 7 слов, 7 фраз, 7 параграфов. Причем легче запомнить первый и последний элементы ряда.

Диагностика слуховой памяти.

Кратковременная слуховая память:

методика «10 слов».

Рекомендуемый набор слов:

дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.

При нормальном объеме кратковременной слуховой памяти подросток должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов.


Диагностика словесно - логической памяти:

методика «Смысловая память».

Медленно зачитать подростку 10 пар слов. Между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитать лишь первое слово из каждой пары, подросток должен в это время припомнить второе слово из каждой пары. Затем просим подростка записать все слова парами на листе бумаги.

Рекомендуемый набор слов: шум - вода, стол - обед, мост - река, рубль - копейка, лес - медведь, дуб - желудь, дичь - выстрел, рой - пчела, час - время, гвоздь - доска.

Диагностика опосредованной памяти:

методика "Пиктограмма" .

Инструкция: Зачитываются 12 - 18 слов и словосочетаний. Дети зарисовывают, что угодно и как угодно, лишь бы рисунок мог напомнить заданное слово или словосочетание. Через 5 минут после окончания чтения следует предложить учащимся по рисункам вспомнить заданные слова и под каждой пиктограммой записать слово или словосочетание, которое они должны были запомнить, делая рисунок.

Вариант слов и словосочетаний:

веселый праздник, тяжелая работа, развитие, вкусный ужин, болезнь, разлука, счастье, ядовитый вопрос, дружба, печаль, несправедливость, сомнение, обман богатство.

Коэффициент запоминания вычисляется по формуле:

Т

К= --- * 100

П

Т- количество правильно воспроизведенных сочетаний.

П - общее количество сочетаний, которые предъявлялись.

50 - 60% - этот показатель свидетельствует о хорошей памяти.

© 2010-2022