- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа элективного курса Учение с увлечением
Программа элективного курса Учение с увлечением
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гайбарян В.М. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Чалтырская
Программа элективного курса
«Основы исследовательской
деятельности
Составитель:
Гайбарян В.М.
Программа элективного курса
«Основы исследовательской
деятельности
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Элективные учебные предметы направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика.
Элективный курс «Основы исследовательской деятельности» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе и сформировать познавательную самостоятельность, так как именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации.
Реализация программы курса предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.
Цель курса: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать формированию целостного представления об исследовательской деятельности.
Задачи курса:
-
систематизировать представление обучающихся об исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;
-
сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы;
-
развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;
-
совершенствовать умение поиска информации из разных источников;
-
формировать культуру публичного выступления;
-
оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на научно-практических конференциях.
Организация учебного процесса
Программа кружка рассчитана на 170 часов и предлагается для учащихся7- 10 класса. Возможно изучение данного курса и в 11 классе.
Курс имеет практико-ориентированную направленность. В тематическом планировании предусмотрены как теоретические, так и практические занятия. Обучение методике исследовательской работы проводится параллельно с работой учащихся над собственными исследованиями.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.
Происходит развитие не только практических умений организации научно-исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. Необходимо обучать школьников методам поиска и обработки информации. Одним из основных источников информации в современных условиях является Интернет. В Приложении № 1 к программе приведен список сайтов, которые могут оказать помощь учителю при проведении занятий данного элективного курса.
Приоритетными методами организации деятельности педагога и детей в кружке являются
-
Методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, дискуссии, методы учебного поощрения…)
-
Методы организации и осуществления учебных действий и операций (словесные, наглядные, практические, методы самоуправления учебными действиями)
-
Методы контроля и самоконтроля (наблюдение педагога за практической деятельностью, контроль при помощи компьютера, письменный и устный контроль).
Формы организации деятельности детей на занятии:
-
Индивидуальные
-
Групповые
-
Коллективные
Формы обучения:
-
Экскурсии
-
Семинары
-
Интеллектуальные игры.
Итоговой формой контроля предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание исследовательской работы, реферата, проекта и последующее выступление учащихся на научно-практических конференциях различных уровней.
Предполагаемый результат
Приобретение знаний, умений и навыков в области исследовательской работы, участие в конкурсах, выставках.
По окончании изучения курса учащиеся должны
знать:
-
виды различных исследовательских работ;
-
структуру научно-исследовательской работы;
-
методы научного исследования;
уметь:
-
работать с различными источниками информации;
-
обосновывать актуальность выбранной темы;
-
составлять индивидуальный рабочий план; библиографический список, тезисы к работе и т.д.;
-
выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.
Реализация программы обеспечивает следующий воспитательный эффект:
- положительные изменения в общении, речи, поведении, внешнем виде;
- ценностные ориентации: трудолюбие, ответственность, активную жизненную позицию ребёнка, любовь к своей школе, краю, стране;
- коммуникативные качества личности;
Примерная программа составлена на основе учебно-методического пособия Тыртышниковой Е.А. «Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся средних общеобразовательных учреждений в условиях преемственности образования и планирования профессиональной деятельности», рекомендации А. И. Савенкова, А. В. Масленниковой, С. Л. Белых, Н.И. Дереклеевойи Ю. Г. Юдиной «Основы исследовательской деятельности» (festival.1september.ru).
Условия реализации
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью- овладением навыками исследования. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики основам исследовательской деятельности. Занятия проводятся с учётом возрастных и психологических особенностей.
Программа курса-170ч.
Введение в исследовательскую деятельность (2 ч.)
Цели, задачи, содержание элективного курса. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. Основные виды исследовательских работ
Раздел 1. Методология и технология написания научно-исследовательской работы (20 ч.)
Наука и научное исследование. Классификация наук. Основные этапы научного исследования. Основные понятия исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Проблемы и их виды. Развитие умений видеть проблемы
Выбор темы исследовательской работы. Принципы выбора темы и обоснование ее актуальности. Формулирование гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования
Методы научного исследования (теоретические и эмпирические). Эксперимент и наблюдение, их отличие.. Описательный метод. Сравнительно-исторический метод. Экспериментальные методы. Проведение самостоятельного исследования по выбранной теме.
Раздел 2 Язык и стиль научно-исследовательской работы
Стиль написания и содержание научно-исследовательской работы
Защита работы (доклад.) Правила изложения научной речи.
Раздел 3 Подготовка и написание научно-исследовательской работы
Алгоритм исследовательской деятельности. Текст как продукт исследовательской работы. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.
Работа с источниками информации. Виды информации: обзорная, реферативная, справочная и др. Источники информации: книги, периодические издания, электронные ресурсы и др. Библиотеки, их возможности в проведении исследования. Возможности использования Интернет-технологий в исследовательской деятельности.
Принципы составления библиографии. Правила оформления ссылок и списка литературы. Способы обработки полученной информации. Поэтапная работа над исследовательской работой. Требования к введению исследовательской работы (аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследования, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования). Проведение исследований по выбранным темам . Основная часть: описание этапов и процесса исследования. Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования.
Требования к оформлению научных работ.
Оформление работы
Раздел 4. Подготовка к защите исследовательской работы (7 ч.)
Критерии оценки исследовательской работы. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Аннотация. Защита учебно-исследовательских работ: алгоритм проведения защиты. Доклад - форма публичного выступления. Правила публичного выступления. Структура научного доклада.
Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Тематическое планирование курса
№
Название разделов и тем
Кол-во часов
Дата
Введение в исследовательскую деятельность(2 ч.)
1
Цели, задачи, содержание элективного курса. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность.
1
2
Основные виды исследовательских работ
1
Раздел 1. Методология и технология написания научно-исследовательской работы (32 ч.)
3-4
Наука и научное исследование
2
5-6
Классификация наук
2
7-8
Основные этапы научного исследования.
2
9-10
Основные понятия исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция и т.д.
2
11-12
Практическая работа №1 Составление глоссария
2
13-14
Проблемы и их виды. Развитие умений видеть проблемы
2
15-16
Выбор темы исследовательской работы. Принципы выбора темы и обоснование ее актуальности.
2
17-18
Практическая работа №2 Выбор темы исследовательской работы, обоснование ее актуальности. (групповая работа )
2
19-20
Формулирование гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования.
2
21-22
Практическая работа №3 Формулирование гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования.
2
23-24
Методы научного исследования (теоретические и эмпирические). Эксперимент и наблюдение, их отличие.
2
25-26
Практическая работа№4 Выбор методов исследования.
2
27-28
Описательный метод. Сравнительно-исторический метод. Экспериментальные методы.
2
29-30
Методика систематизации результатов собственных изысканий.
2
31-32
Методика трансформации мысли в графический образ
2
33-34
Практическая работа№5 Отчёт каждой группы о проделанной работе
2
РАЗДЕЛ 2 Язык и стиль научно-исследовательской работы (8ч.)
35-36
Стиль написания и содержание научно-исследовательской работы
2
37-38
Защита работы (доклад.) Правила изложения научной речи.
2
39-40
Практическая работа №6 Составление научного доклада.
2
41-42
Практическая работа №7 Устная презентация доклада
2
Раздел 3 Подготовка и написание научно-исследовательской работы (90ч)
43-44
Алгоритм исследовательской деятельности.
2
45-46
Текст как продукт исследовательской работы.
2
47-48
Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. Лист собственных размышлений и выводов
2
49-50
Практическая работа№8 Составление листа собственных размышлений и выводов
2
51-52
Библиотеки, их возможности в проведении исследования. Возможности использования Интернет-технологий в исследовательской деятельности.
2
53-54
Принципы составления библиографии. Правила оформления ссылок и списка литературы.
2
55-60
Практическая работа №9 Работа с источниками информации. Виды информации: обзорная, реферативная, справочная и др. Источники информации: книги, периодические издания
6
61-66
Практическая работа № 10
Работа с поисковыми системами в Интернете. Создание списка полезных ресурсов.
6
67-68
Практическая работа № 11
Составление и оформление списка источников по теме исследования.
2
69-72
Практическая работа № 12.Способы обработки полученной информации
4
73-76
Экскурсия в ДГТУ. Встреча с координаторами проекта « В будущее- с инженерным образованием» Инструктаж по ТБ
4
77-78
Поэтапная работа над исследовательской работой. Требования к введению исследовательской работы.
2
79-82
Практическая работа № 13
Написание введения.
4
83-84
Основная часть: описание этапов и процесса исследования.
2
85-86
Самостоятельная работа . Консультация с учителями- предметниками
2
87-90
Экскурсии на объекты исследования
4
91-96
Практическая работа № 14
Проведение исследований по выбранным темам
6
97-98
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований
2
99-102
Практическая работа № 15Обработка данных исследования
4
103-120
Практическая работа № 16.
Работа над основной частью исследования.
18
121-122
Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования.
2
123-126
Практическая работа № 17. Написание заключения.
4
127-128
Требования к оформлению научных работ
2
129-132
Практическая работа № 18. Оформление работы
4
Раздел 4. Подготовка к защите и защита исследовательской работы (38ч.)
133-134
Критерии оценки исследовательской работы.
2
135-136
Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Аннотация
2
137-138
Практическая работа № 19.
Составление тезисов к работе
2
139
Защита учебно-исследовательских работ: алгоритм проведения защиты.
1
140
Доклад - форма публичного выступления. Правила публичного выступления. Структура научного доклада.
1
141-142
Практическая работа № 20.
Составление текста доклада.
2
143-144
Обсуждение содержания презентаций исследовательских работ учащихся
2
145-150
Практическая работа№21: Презентация Microsoft Power Point исследовательской работы - мультимедийная поддержка доклада ученика
6
151-152
Графический способ изложения иллюстративного материала. Работа с таблицами
2
153-156
Практическая работа№22 Построение графиков, диаграмм, схем
4
157-158
Практическая работа Оформление таблиц
2
159-160
Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии.
2
161-164
Практическая работа № 23. Защита исследовательской работы. Представление и Выступление учащихся на школьной научной конференции.
4
165-166
Анализ выступления, самоанализ.
2
167-170
Выступление на конференции в ДГТУ
4
Список литературы
-
Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С. Обухова. - Ижевск, 2007.
-
Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. - 2001. - №1. - С 105-107.
-
Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. - 2001. - №1. - С.102-105.
-
Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. - 2004. - №5. - С. 51-60.
-
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272с.
-
Сабитов Р.А.Основы научных исследований: Учеб. Пособие/Челяб. гос. ун-т. Челябинск,2002.138с.
-
Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. - 2004. - №5. - С. 61-66.
-
Система работы по организации исследовательской деятельности учащихся. В помощь учителю. - Экибастуз, 2006 htth://school1.ekibastuz.kz/…/systema_deyat.doc
-
Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №4. - С. 34-45.
-
Тыртышникова Е.А. Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся средних общеобразовательных учреждений в условиях преемственности образования и планирования профессиональной деятельности Учебно-методическое пособие. / Под ред. Чубовой Е.П. - ООО «Лаборатория развития», 2012.С.3-54
-
Юдина Ю.Г. Основы исследовательской деятельности. Программа по курсу. - festival.1september.ru/articles/502200/
Приложение № 2
Список Интернет-ресурсов для учителя и учащихся
-
Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» researcher.ru/ (большое количество материалов по методике и практике исследовательской деятельности учащихся, а также содержится дополнительная информация, которая поможет учителю в повседневной образовательной и методической деятельности)
-
Центр развития исследовательской деятельности учащихся redu.ru/
Сайты библиотек
-
Российская государственная библиотека rsl.ru
-
Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского gnpbu.ru