Программа элективного курса Учение с увлечением

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Чалтырская



Программа элективного курса

«Основы исследовательской

деятельности


Составитель:

Гайбарян В.М.



















Программа элективного курса


«Основы исследовательской

деятельности


Пояснительная записка


В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Элективные учебные предметы направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика.

Элективный курс «Основы исследовательской деятельности» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе и сформировать познавательную самостоятельность, так как именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации.

Реализация программы курса предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.

Цель курса: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать формированию целостного представления об исследовательской деятельности.

Задачи курса:

  • систематизировать представление обучающихся об исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;

  • сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы;

  • развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;

  • совершенствовать умение поиска информации из разных источников;

  • формировать культуру публичного выступления;

  • оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на научно-практических конференциях.

Организация учебного процесса

Программа кружка рассчитана на 170 часов и предлагается для учащихся7- 10 класса. Возможно изучение данного курса и в 11 классе.

Курс имеет практико-ориентированную направленность. В тематическом планировании предусмотрены как теоретические, так и практические занятия. Обучение методике исследовательской работы проводится параллельно с работой учащихся над собственными исследованиями.

Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.

Происходит развитие не только практических умений организации научно-исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. Необходимо обучать школьников методам поиска и обработки информации. Одним из основных источников информации в современных условиях является Интернет. В Приложении № 1 к программе приведен список сайтов, которые могут оказать помощь учителю при проведении занятий данного элективного курса.

Приоритетными методами организации деятельности педагога и детей в кружке являются

  • Методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, дискуссии, методы учебного поощрения…)

  • Методы организации и осуществления учебных действий и операций (словесные, наглядные, практические, методы самоуправления учебными действиями)

  • Методы контроля и самоконтроля (наблюдение педагога за практической деятельностью, контроль при помощи компьютера, письменный и устный контроль).

Формы организации деятельности детей на занятии:

  • Индивидуальные

  • Групповые

  • Коллективные

Формы обучения:

  • Экскурсии

  • Семинары

  • Интеллектуальные игры.

Итоговой формой контроля предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание исследовательской работы, реферата, проекта и последующее выступление учащихся на научно-практических конференциях различных уровней.

Предполагаемый результат

Приобретение знаний, умений и навыков в области исследовательской работы, участие в конкурсах, выставках.

По окончании изучения курса учащиеся должны

знать:

  • виды различных исследовательских работ;

  • структуру научно-исследовательской работы;

  • методы научного исследования;

уметь:

  • работать с различными источниками информации;

  • обосновывать актуальность выбранной темы;

  • составлять индивидуальный рабочий план; библиографический список, тезисы к работе и т.д.;

  • выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.

Реализация программы обеспечивает следующий воспитательный эффект:

- положительные изменения в общении, речи, поведении, внешнем виде;

- ценностные ориентации: трудолюбие, ответственность, активную жизненную позицию ребёнка, любовь к своей школе, краю, стране;

- коммуникативные качества личности;

Примерная программа составлена на основе учебно-методического пособия Тыртышниковой Е.А. «Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся средних общеобразовательных учреждений в условиях преемственности образования и планирования профессиональной деятельности», рекомендации А. И. Савенкова, А. В. Масленниковой, С. Л. Белых, Н.И. Дереклеевойи Ю. Г. Юдиной «Основы исследовательской деятельности» (festival.1september.ru).


Условия реализации

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью- овладением навыками исследования. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики основам исследовательской деятельности. Занятия проводятся с учётом возрастных и психологических особенностей.





Программа курса-170ч.

Введение в исследовательскую деятельность (2 ч.)

Цели, задачи, содержание элективного курса. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. Основные виды исследовательских работ

Раздел 1. Методология и технология написания научно-исследовательской работы (20 ч.)

Наука и научное исследование. Классификация наук. Основные этапы научного исследования. Основные понятия исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Проблемы и их виды. Развитие умений видеть проблемы

Выбор темы исследовательской работы. Принципы выбора темы и обоснование ее актуальности. Формулирование гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования

Методы научного исследования (теоретические и эмпирические). Эксперимент и наблюдение, их отличие.. Описательный метод. Сравнительно-исторический метод. Экспериментальные методы. Проведение самостоятельного исследования по выбранной теме.

Раздел 2 Язык и стиль научно-исследовательской работы

Стиль написания и содержание научно-исследовательской работы

Защита работы (доклад.) Правила изложения научной речи.

Раздел 3 Подготовка и написание научно-исследовательской работы

Алгоритм исследовательской деятельности. Текст как продукт исследовательской работы. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.

Работа с источниками информации. Виды информации: обзорная, реферативная, справочная и др. Источники информации: книги, периодические издания, электронные ресурсы и др. Библиотеки, их возможности в проведении исследования. Возможности использования Интернет-технологий в исследовательской деятельности.

Принципы составления библиографии. Правила оформления ссылок и списка литературы. Способы обработки полученной информации. Поэтапная работа над исследовательской работой. Требования к введению исследовательской работы (аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследования, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования). Проведение исследований по выбранным темам . Основная часть: описание этапов и процесса исследования. Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования.

Требования к оформлению научных работ.

Оформление работы

Раздел 4. Подготовка к защите исследовательской работы (7 ч.)

Критерии оценки исследовательской работы. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Аннотация. Защита учебно-исследовательских работ: алгоритм проведения защиты. Доклад - форма публичного выступления. Правила публичного выступления. Структура научного доклада.

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.


































Тематическое планирование курса



Название разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Введение в исследовательскую деятельность(2 ч.)

1

Цели, задачи, содержание элективного курса. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность.

1


2

Основные виды исследовательских работ

1



Раздел 1. Методология и технология написания научно-исследовательской работы (32 ч.)

3-4

Наука и научное исследование

2


5-6

Классификация наук

2


7-8

Основные этапы научного исследования.

2


9-10

Основные понятия исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция и т.д.

2


11-12


Практическая работа №1 Составление глоссария

2


13-14

Проблемы и их виды. Развитие умений видеть проблемы

2


15-16

Выбор темы исследовательской работы. Принципы выбора темы и обоснование ее актуальности.

2


17-18

Практическая работа №2 Выбор темы исследовательской работы, обоснование ее актуальности. (групповая работа )

2


19-20

Формулирование гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования.

2


21-22

Практическая работа №3 Формулирование гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования.

2


23-24

Методы научного исследования (теоретические и эмпирические). Эксперимент и наблюдение, их отличие.

2


25-26

Практическая работа№4 Выбор методов исследования.

2


27-28

Описательный метод. Сравнительно-исторический метод. Экспериментальные методы.

2


29-30

Методика систематизации результатов собственных изысканий.

2


31-32

Методика трансформации мысли в графический образ

2


33-34

Практическая работа№5 Отчёт каждой группы о проделанной работе

2



РАЗДЕЛ 2 Язык и стиль научно-исследовательской работы (8ч.)

35-36

Стиль написания и содержание научно-исследовательской работы

2


37-38

Защита работы (доклад.) Правила изложения научной речи.

2


39-40

Практическая работа №6 Составление научного доклада.

2


41-42

Практическая работа №7 Устная презентация доклада

2



Раздел 3 Подготовка и написание научно-исследовательской работы (90ч)

43-44

Алгоритм исследовательской деятельности.

2


45-46

Текст как продукт исследовательской работы.

2


47-48

Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. Лист собственных размышлений и выводов

2


49-50

Практическая работа№8 Составление листа собственных размышлений и выводов

2


51-52

Библиотеки, их возможности в проведении исследования. Возможности использования Интернет-технологий в исследовательской деятельности.

2


53-54

Принципы составления библиографии. Правила оформления ссылок и списка литературы.

2


55-60

Практическая работа №9 Работа с источниками информации. Виды информации: обзорная, реферативная, справочная и др. Источники информации: книги, периодические издания

6


61-66

Практическая работа № 10

Работа с поисковыми системами в Интернете. Создание списка полезных ресурсов.

6


67-68

Практическая работа № 11

Составление и оформление списка источников по теме исследования.

2


69-72

Практическая работа № 12.Способы обработки полученной информации

4


73-76

Экскурсия в ДГТУ. Встреча с координаторами проекта « В будущее- с инженерным образованием» Инструктаж по ТБ

4


77-78

Поэтапная работа над исследовательской работой. Требования к введению исследовательской работы.

2


79-82

Практическая работа № 13

Написание введения.

4


83-84

Основная часть: описание этапов и процесса исследования.

2


85-86

Самостоятельная работа . Консультация с учителями- предметниками

2


87-90

Экскурсии на объекты исследования

4


91-96

Практическая работа № 14

Проведение исследований по выбранным темам

6


97-98

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

2


99-102

Практическая работа № 15Обработка данных исследования

4


103-120

Практическая работа № 16.

Работа над основной частью исследования.

18


121-122

Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования.

2


123-126

Практическая работа № 17. Написание заключения.

4


127-128

Требования к оформлению научных работ

2


129-132

Практическая работа № 18. Оформление работы

4



Раздел 4. Подготовка к защите и защита исследовательской работы (38ч.)

133-134

Критерии оценки исследовательской работы.

2


135-136

Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Аннотация

2


137-138

Практическая работа № 19.

Составление тезисов к работе

2


139

Защита учебно-исследовательских работ: алгоритм проведения защиты.

1


140

Доклад - форма публичного выступления. Правила публичного выступления. Структура научного доклада.

1


141-142

Практическая работа № 20.

Составление текста доклада.

2


143-144

Обсуждение содержания презентаций исследовательских работ учащихся

2


145-150

Практическая работа№21: Презентация Microsoft Power Point исследовательской работы - мультимедийная поддержка доклада ученика

6


151-152

Графический способ изложения иллюстративного материала. Работа с таблицами

2


153-156

Практическая работа№22 Построение графиков, диаграмм, схем

4


157-158

Практическая работа Оформление таблиц

2


159-160

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии.

2


161-164

Практическая работа № 23. Защита исследовательской работы. Представление и Выступление учащихся на школьной научной конференции.

4


165-166

Анализ выступления, самоанализ.

2


167-170

Выступление на конференции в ДГТУ

4






Список литературы

  1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С. Обухова. - Ижевск, 2007.

  2. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. - 2001. - №1. - С 105-107.

  3. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. - 2001. - №1. - С.102-105.

  4. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. - 2004. - №5. - С. 51-60.

  5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272с.

  6. Сабитов Р.А.Основы научных исследований: Учеб. Пособие/Челяб. гос. ун-т. Челябинск,2002.138с.

  7. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. - 2004. - №5. - С. 61-66.

  8. Система работы по организации исследовательской деятельности учащихся. В помощь учителю. - Экибастуз, 2006 htth://school1.ekibastuz.kz/…/systema_deyat.doc

  9. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №4. - С. 34-45.

  10. Тыртышникова Е.А. Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся средних общеобразовательных учреждений в условиях преемственности образования и планирования профессиональной деятельности Учебно-методическое пособие. / Под ред. Чубовой Е.П. - ООО «Лаборатория развития», 2012.С.3-54

  11. Юдина Ю.Г. Основы исследовательской деятельности. Программа по курсу. - festival.1september.ru/articles/502200/

Приложение № 2

Список Интернет-ресурсов для учителя и учащихся


  1. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» researcher.ru/ (большое количество материалов по методике и практике исследовательской деятельности учащихся, а также содержится дополнительная информация, которая поможет учителю в повседневной образовательной и методической деятельности)

  2. Центр развития исследовательской деятельности учащихся redu.ru/

Сайты библиотек

  1. Российская государственная библиотека rsl.ru

  2. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского gnpbu.ru


© 2010-2022