Классный час «Истинное счастье - пение человеческого сердца»

Данный классный час посвящен знакомству  с личностью малоизвестного  русского философа И.А.Ильина и его книгой «Поющее сердце России». Основной целью классного часа является воспитание духовно-нравственных качеств учащихся: терпения, спокойствия, духовного богатства, уважения личности других, умения общаться, с юмором относиться к жизненным трудностям, умения любить. перед проведение классного часа нужно обязательно познакомить с такими понятиями как: философия и публицистика. Задача классного ч...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Истинное счастье - пение человеческого сердца


Есть только одно истинное

«счастье» на земле -

пение человеческого сердца.

Если оно поет, то у человека

есть почти все; почти,

потому что ему остается еще

позаботиться о том, чтобы

сердце его не разочаровалось

в любимом предмете и не замолкло.

И.А.Ильин. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний.


Цели и задачи: познакомить с личностью известного русского философа И.А. Ильина, способствовать становлению, развитию нравственных качеств учащихся; способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.

Оборудование: презентация, аудиозапись, толковый словарь

Слова: философия, публицистика

Ход мероприятия

1. Вступительное слово. (слайд 1)

Дорогие друзья! Имя замечательного русского мыслителя Ивана Александровича Ильина известно сегодня в России очень мало. Это очень печально, потому что произведения Ивана Александровича удивительны по глубине и по красоте художественного слова, и еще потому, что Иван Ильин любил Россию горячо и самоотверженно, переживал все происходящее на Родине, но никогда не отчаивался и видел в бедах предпосылки к творческому возрастанию; невидимое воскресение в видимом умирании. Он верил, что возрождение и воскресение России неизбежно, и что произойти оно должно, прежде всего, в нас самих. И путь к воскресению - в непрестанном самосовершенствовании. А помочь нам в этом может - творчество Ивана Ильина.

2. Страницы биографии (слайд 2).

Иван Александрович Ильин родился 28 марта (по старому стилю) 1883 года в Москве в дворянской семье присяжного. Родители будущего философа были образованными, религиозными людьми и стремились дать сыну хорошее воспитание.

Учился Иван сначала Московской гимназии. По воспоминаниям одноклассника, Ильин был «светлый блондин, почти рыжий, сухопарый и длинноногий; он отлично учился… но, кроме громкого голоса и широкой непринужденной жестикуляции, он в те время как будто ничем не был замечателен. Даже товарищи его не предполагали, что его специальностью может стать и стала - философия». В 1901г. он закончил гимназию с золотой медалью, получив прекрасное классическое образование, в частности знание нескольких языков: церковнославянского, латинского и греческого, французского и немецкого. Так же блистательно закончил он и Московский университет.

Жена. (слайд 3). В этом же году Ильин женился на Наталии Николаевне Вокач, которая была духовно близка ему (она занималась философией, искусствоведением, историей) и разделяла с ним все невзгоды его жизни.

26 сентября 1922 года молодой, но уже достаточно известный философ был выслан из России вместе с другими русскими мыслителями на знаменитом "философском пароходе".

3. Слово преподавателя.

Сейчас вам предстоит послушать небольшой отрывок из книги Ильина «Поющее сердце», может быть, кому то станет понятнее, что подтолкнуло его на путь размышлений о смысле жизни.

4. Прослушивание аудиозаписи «О лишениях» (до слов «законом оловянного солдата»).

5. Знакомство с основными положениями философии Ильина. Выступления учащихся

Слайд 4. Духовное богатство

Иван Александрович Ильин с детства полюбил книги. Вначале это были сказки Андерсена и братьев Гримм и с тех пор, по собственному признанию, он сам стал как стойкий оловянный солдатик - "с невозмутимым выражением лица". Позднее пришло увлечение историей. Свой книжный шкаф он называл хранителем "детского духовного очага".
Культуру чтения следует прививать, учить отбирать книги, дабы впустую не растратить время, труд и душевный настрой. Здесь требуется талантливый и одухотворенный педагог, способный формировать духовные потребности ученика, чтобы его тянуло не занять время легкой книжкой, а манило к поиску знаний, к совершенствованию своего душевного склада.

Слайд 5. Священный смысл жизни

Лицо Ивана Александровича чаще всего было невозмутимым, но душа жила, чувствовала, была художественно-страстной и страдала за несовершенство мира и людей, за их духовную пустоту и неумение определить в жизни главное и непреходящее, которому только и можно посвятить свои труды, чаяния и упования. Для счастья, считал И. Ильин, необходимо лишь "всегда что-то любить и чего-то хотеть. И это должно быть тем, что не может разочаровать".

Не должно быть страха перед неприятностями, которые следует осмысливать, прислушавшись к своему естеству, разобравшись в его потребностях.

Жизнь надо принимать такой, какова она есть, и только тот заслуживает радости, кто полюбил свои будни и нашел священный смысл обыденности. "Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишенную смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты, - писал Иван Ильин. - Надо понять серьезный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя ее высокого смысла.
Жизнь никогда не бывает сплошным успехом. Нередки и неудачи. Но перед ними нельзя опускать руки, помня, что, пока ты жив, можно все исправить и неудачу обратить в успех. Надо решительно гнать от себя чувство, что твоя неудача - позор в глазах других людей. Каждый волен судить о другом как он считает нужным. И пусть судят... Тот, кто потерпел неудачу, должен отнестись к ней "как к лучшей школе успеха, как к тренировке, как к уроку на будущее". Но главное, как считал Иван Ильин, - следует не забывать, что "в жизни действительно существует нечто большее, чем просто жизненный успех, а именно - духовная победа над мелочным, тщеславным поганцем в собственной душе".

Слайд 6. Болезнь души человечества

Ненависть - сродни душевной болезни, несчастье для самого ненавидящего, ибо его сердце упорствует в отрицании и высыхает. "Человек счастлив тогда, когда он отдается любви и отдается самозабвенно. Ненависть же делает это счастье невозможным", - заключал Иван Ильин. В подобной душе царит застой и накапливается дымящая злобой атмосфера, готовая выплеснуться наружу разрушающими действиями. Внутренне ненавидящий человек не может отделить себя от своего врага, мир видит в черном свете, мечтает о расправе и взывает к мести. Он живет не собой, а тем, кого ненавидит.

Слайд 7. Кто хочет глубины - тот должен учиться видеть

Иван Александрович скептически относился к богатству, называя богатого человека "большим мешком с дырой". Сколько не клади - не наполнишь. Нужна особая сила для того, чтобы сказать "благословенное слово "довольно". Но, как показывает жизнь, к сему волшебному слову прибегают только избранные, ищущие кроме материального и духовное богатство. При его же поиске слово "довольно" не употребляется, ибо не может быть с избытком знаний, культуры, эрудиции, ума, а главное - красоты души и сердца, человеческого тепла и отзывчивости. Бедность нуждается в утешении и поддержке. Однако гораздо порочнее духовная бедность, при которой человек опустошен, не нужен себе и другим, не видит в жизни смысла. Он духовно мертв. Духовная нищета ведет его к гибели. Путь к спасению - борьба за освобождение от внешнего мира "из себя". Людские сердца по природе тщеславны. Они крайне чувствительны во всем личном и копят обиды. Этого следует избегать. С обидчивыми людьми, считал Ильин, следует обращаться, как со страдальцами с открытыми ранами, и обходиться бережно, не пополняя груз подлинных и мнимых обид. Следует помнить, что "совсем нелегко идти по жизни одиноким, непонятым человеком, обиженным, нелюбимым и беспомощным".

Слайд 8. Зависть - неуважение к себе

Иван Ильин был уверен, что пока люди живут на земле, они должны ладить, находить дорогу друг к другу, объединяться, помогать один другому. Для этого надо уметь прощать, избавиться от непомерного самомнения, не подчеркивать своего превосходства, если оно есть в чем-либо, не таить и не копить обид, стремиться к радости общения и, разумеется, уважать в другом человеке человека. Мудрости нехитрые, но нелегко исполнимые. Следует научиться прощать друг другу непохожесть, преимущества, успехи, лидерство. Этому часто мешает зависть - чувство глубокого эгоиста, страдающего комплексом неполноценности или, напротив, гипертрофированным самомнением. Иван Александрович полагал, что в зависти дремлет инстинкт убийства и разрушения. Она ненасытна, ибо зложелатель глубоко обижен на всякий чужой успех, чем сковывает свои силы, душит собственное творчество и способности к позитивному восприятию мира. Зависть - это духовная болезнь. Защититься от нее можно только одним способом: нужно не копаться в своей несостоятельности, а неустанными трудами добиваться успехов, стараясь при этом думать не о себе, а о том деле, которым занят, вкладываясь в него полностью. Нужно научиться улыбаться другим, ибо улыбка - признак здоровья, доброжелательности и сердечной симпатии. Она имеет неисчерпаемое богатство выражения, и при умелом пользовании ее "легкая, светлая нить протягивается от человека к человеку; сразу возникает взаимное расположение душ, а по мере того как улыбка становится все сердечнее и ласковее - дружба и любовь".

Слайд 9. Истинное утешение и отрада

К прекрасным человеческим качествам Иван Ильин относил юмор, дарящий "истинное утешение и отраду". Юмор несет позитивный "душевный заряд", ибо "возникает из меланхолии духа, который преображает свою боль в улыбку и тем самым преодолевает его". Однако, по Ильину, искусство юмора заключается в том, "чтобы заставить себя улыбаться в своих страданиях". Здесь необходим характер и уважение к другим людям: не выплескивать на них свою скопившуюся боль, скверное расположение духа, а дарить улыбку, искрящуюся шутку, согревающую теплотой умного и доброго человека. Человек с чувством юмора заботится о хорошем душевном расположении других людей, служит им своим умением из любой ситуации "выудить" непроизвольный и искренний смех. Это своеобразный дар, но также требующий чувства меры и такта".

Слайд 10. Человек обязан уметь любить

Человек должен уметь любить, "а именно - безраздельной и полной любовью". Она определяет человека, возвышает его, облагораживает, придает ему выразительность и красоту. Тот, кто ничего не любит, - неприкаянный, не нашедший себя человек. Ему ничего не дорого, в том числе и он сам. В жизни нет крепких привязанностей, интересов, душевности. Все серо, скучно, а главное - духовно пусто. И от этой пустоты идет незаметное разложение характера, чувств, совести, способностей и возможностей, ибо нет и любимого дела, в котором можно было бы их реализовать и совершенствовать.

Слайд 11. Истинное счастье - пение человеческого сердца

Людям не хватает силы очевидности, "этой великолепной способности что-то окончательно понять и признать истиной, этой творческой способности быть настолько захваченным истиной, что все в душе растворяется в ней". Человеку не хватает воли искать непреходящие истины и утверждаться на них как на краеугольном камне собственной жизни. При этом Иван Александрович подчеркивал, что путь к очевидности лежит и через сомнения. Если они истинные, глубокие, то это есть не что иное, "как жажда очевидности", т.е. первозданной истины, которая наполнит человека светом осознанности бытия и высоким смыслом собственных трудов.
Ильин ратовал за то, чтобы в человеческой душе не было пустоты, безразличия, равнодушия, духовной апатии и застоя. У человека должно быть "поющее сердце". С ним он и себе и другим будет в радость. Не случайно Иван Ильин написал: "Есть только одно истинное "счастье" на земле - пение человеческого сердца. Если оно поет, то у человека есть почти все; почти, потому что ему остается позаботиться о том, чтобы сердце его не разочаровалось в любимом предмете и не замолкло". Сердце поет от любви, когда "вдыхает любовь из Божьих пространств и само дарит любовь каждому существу, каждой пылинке и даже злому человеку. Тогда в нем струится и пульсирует священная кровь Бытия".

Слайд 12. Медаль за развитие русской мысли имени И.А.Ильина

Слайд 13. Заключительный

Вопросы учащимся.

1. Что вы узнали сегодня об И.А.Ильине?

2. Как вы поняли, в чем секрет счастливой жизни?

Домашнее задание: написать рассуждение на тему: «Что такое счастье?»







© 2010-2022