Классный час на тему: Дети - герои Кубани Посвящённый 70 летию Победы

Данная методическая разработка классного часа направлена на воспитание гордости за Российское государство, увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу, формирование знаний творчества поэтов и писателей, отразивших в своем творчестве период Великой Отечественной войны  и приурочена к празднованию 70-летней   годовщины  Победы . Хотя со дня окончания Великой Отечественной войны прошло немало времени, точнее 70 л...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 с.Трехсельского муниципального образования Успенский район


Методическая разработка

классного часа

(3 класс)

Классный час на тему: Дети - герои Кубани Посвящённый 70 летию ПобедыКлассный час на тему: Дети - герои Кубани Посвящённый 70 летию ПобедыКлассный час на тему: Дети - герои Кубани Посвящённый 70 летию ПобедыКлассный час на тему: Дети - герои Кубани Посвящённый 70 летию Победы







Классный час на тему: Дети - герои Кубани Посвящённый 70 летию Победы






Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.


Подготовила: учитель начальных классов

МБОУСОШ №5 с.Трёхсельского

Попова Диана Константиновна


Аннотация

Данная методическая разработка классного часа направлена на воспитание гордости за Российское государство, увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу, формирование знаний творчества поэтов и писателей, отразивших в своем творчестве период Великой Отечественной войны и приурочена к празднованию 70-летней годовщины Победы .










Содержание



1. Введение.

2. Основная часть:

2.1. План классного часа.

2.2. Подготовительный этап.

2.3. Сценарий классного часа.

3. Заключение.

4. Литература




Прошла война, прошла страда.

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А.Т. Твардовский.



Хотя со дня окончания Великой Отечественной войны прошло немало времени, точнее 70 лет, эхо войны до сих пор отдается чувством боли и страданий в сердцах наших соотечественников старшего поколения, людей, увидевших и переживших страшную войну, и, наверно, в меньшей степени в сердцах молодых людей.

Основной целью проекта является формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, знаний произведений поэтов и писателей, отразивших в своих произведениях тему войны.

Тема: «Юные герои Кубани!»

(70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается).

Цели:

- развивать у школьников чувства гордости за свою Родину, край, своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни;

- формировать предметные и универсальные способы действий, составляющих основу первичного изучения Великой Отечественной войны, развития и воспитания обучающихся;

- закрепить знания учащихся, о Великой Отечественной войне как о важнейшем историческом событии в жизни нашего народа, с использованием мультимедийных средств, подготовленных школьных проектов, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.


Задачи :

- содействие в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся, в формировании российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, уважению к государственным Праздникам России.

- формирование у школьников российской гражданской идентичности личности посредством изучения материалов Великой Отечественной войны 1941-1945 г., осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;

- формирование активной жизненной позиции школьников, создание педагогических условий для их гражданского самоопределения, стремления к самореализации в России;

- формирование понимания сущности таких ценностей как: ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья. Воспитание необходимости принятия обучающимися опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;

- мотивирование обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.

Оформление: книжная выставка, портреты героев. Фотографии памятников.

Оборудование: просмотр и обсуждение хроникально-документальных фильмов, посвященных Победе в Великой Отечественной войне;

компьютерная презентации на тему войны.

Форма классного часа: информационный час.



Ход классного часа.

  1. Вступительное слово классного руководителя

  2. Выступления учащихся

  3. Чтение стихотворений.

  4. Исполнение песен

  5. Заключение.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Давно промчались годы боевые

И позади проклятая война,

И до сих пор не заживают раны,

Которые оставила она.

Крижевец Л.Г.


В этом году исполняется 70 лет со дня Великой Победы. Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращенных в пепел городах и селах, о тружениках тыла, вынесших на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья, о самой главной и невосполнимой утрате - миллионах человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны. Великая Победа... Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом. Родина наша - это наша история, наша культура, это наше прошлое, а прошлое - это память… Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени. Эту память мы будем бережно хранить и передавать из поколения в поколение, она переживет века…Именно Великой Победе мы обязаны мирному небу над головой, сохранению и возрождению духовности России.

Среди тех, кто испил чашу войны, полную горечи, страданий, унижений, голода, побоев, одиночества и полной незащищенности, были не только ветераны, но и бывшие малолетние узники фашизма.


Ученик:
Памяти юных мальчиков и девочек,
кто боролся и умирал за свободу
и счастье людей, посвящается…
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
Роберт Рождественский


Учитель:
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Эта война стала тяжелым испытанием для народа нашей страны. Решался вопрос о жизни и смерти не только Советского Союза, но и всей тысячелетней российской государственности.
Поэтому с первых дней войны советский народ проявил небывалый героизм, защищая свою Родину от немецко-фашистских захватчиков.
Вслед за первым июньским днем последовало еще 1418 дней войны. И сколько бы ни прошло времени с тех пор, в памяти людей, в их сердцах будет жить и не изгладится никогда та точка опоры, отсчета лет, месяцев, дней и часов бессмертия, несгибаемого мужества и героизма советских людей.
Ученик:
Ранним солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово « война».
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом году.

Учитель:

Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.


ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Ученик:
Чёрным было небо над Кубанью,
Нефть клубила адскую пургу.
Мальчики без воинского званья
Бились на кубанском берегу.

Не надев солдатских гимнастёрок,
Пареньки из краснодарских школ
По- солдатски вплавились в пригорок,
Как велели честь и комсомол.

Учитель:

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими-отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду.
И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Ученик:

Его я узнал не из книжки-
Жестокое слово- война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли-
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
(А. Иоффе)
Учитель:
Кубанские пионеры также внесли свой вклад в победу над врагом.
В годы войны зародилось и развернулось в массовое, поистине всенародное ребячье движение. В госпиталях ребята ухаживали за ранеными, выступали с художественной самодеятельностью.

Мы родом не из детства, нет!
Его война у нас украла!
Как будто разом отключили свет,
И тьма жестокая настала.
И в горле задержался смех,
Рыданьем вырвавшись наружу.
И слёзы на глазах у тех,
Кто провожал отца иль мужа.
Мы куклы побросали, взяв лопаты,
И шили не наряды, а кисеты.
Надолго позабыв кинотеатры,
В госпиталях давали мы концерты.
Учебный год был слишком уж коротким,
За парты мы садились лишь зимою,
В газетах, книгах старых между строчек
Писали не чернилами, а сажею с водою.
А лето проводили на фабриках, в полях,
На фронте трудовом сражались.
Чтобы солдаты в боевых краях
Без хлеба и патронов не остались.
Мы ждали почтальона и боялись!
Пусть лучше мимо он пройдёт,
А вдруг он не письмо желанное доставит,
А похоронку принесёт.
Так день за днём четыре долгих года,
За осенью зима, а там весна и лето.
И вот великим единением народа
Добыта долгожданная победа.
Не описать, не рассказать словами,
Какие чувства охватили всех,
Смешались боль утраты, ликованьем,
Здесь слышан плач, а там - счастливый смех
Летели вверх пилотки, шапки, кепки.
Гремело многократное ура!
Всё это в памяти так сохранилось крепко,
Как будто было это лишь вчера.
Стал праздником тот день, святым и светлым,
Одним из главных на Руси!
Но, Боже справедливый, чашу эту
Ты мимо сыновей и внуков пронеси.

В летнюю пору 1941 года в колхозах края работало около 200 тысяч школьников. В период временной оккупации Кубани гитлеровские захватчики встретили массовое сопротивление всего населения, вылившееся в широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе сумели найти своё место пионеры. Юные герои вписали замечательные, беспримерные страницы в летопись боевой славы.

Ученик:

Лены, Володи, Сережи и Коли
Мирно учились в родной своей школе
В тихих уютных кубанских станицах,
Там, где в колодцах вода серебрится,
Там, где поют соловьи на рассвете
Жили спокойно и счастливо дети,
Строили планы, влюблялись беспечно,
Жизнь им казалась такой бесконечной!
Но прогремели железные грозы,
С неба упали свинцовые слезы,
Горькою стала в колодцах вода,
Черною тучей нависла беда.
В раз потемнели и сгорбились хаты,
Папки и братья подались в солдаты,
Все изменилось в станице родной,
Даже цветы вдруг запахли войной.
Страшною стала вокруг тишина.
Кончилось детство. Настала война.


Звучит «Пионеры- герои Кубани»
Учитель:

Кубанцы по праву гордятся юными героями, своими земляками. До войны это были обычные ребята. Они учились, занимались общественными делами, любили книги, охотно ходили в кино. Но сегодня, мысленно прослеживая их деятельность в чрезвычайных обстоятельствах, нельзя не поражаться их мужеству, ибо на осознанное самопожертвование во имя достижения победы над ненавистным врагом шли не закаленные опытом солдаты, а дети 12-15 -летнего возраста. Вспомним имена некоторых из них.

ЖЕНЯ ПОПОВ. Учился в 8-й Майкопской школе, писал листовки и расклеивал их по городу, вел подрывную деятельность в тылу врага, срывая выполнение боевых операций фашистов. В декабре 1942 года был схвачен фашистами. Целый месяц его пытали в гестапо. 17 января, в день своего рождения, Женя был расстрелян.
А что было дальше?
Гестапо, тюрьма.
Пытки,
Допросы,
Расправа.
А что было дальше?
Холодная тьма
И юная
Вечная слава.

ЛЁНЯ ОБЪЕДКО. Жил в хуторе Семисводном Красноармейского района. Желая помочь партизанам, перерубил телефонный кабель, тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб, до станицы Славянской, где шла передовая линия. Был схвачен гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года.

НАДЯ ГНЕЗДИЛОВА. Ученица 6 класса станицы Даховской Тульского района. Была разведчицей в партизанском отряде, участвовала в операции по освобождению станицы. Погибла в перестрелке во время боя.


ВИТЯ ГУРИН. Учился в школе № 2 станицы Новотитаровской , Динского района. Был связным и разведчиком в партизанском отряде. Вместе с группой партизан был схвачен фашистами и расстрелян в декабре 1942 года. Витя Гурин посмертно награжден медалью «За оборону Кавказа».

ВАНЯ МАСАЛЫКИН. Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие - винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.

ТОЛЯ АЛЕХИН. Учился в школе № 1 города Анапы, занимался в радиокружке. Был радистом в партизанском отряде, участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. Погиб в бою с врагами в январе 1943 года.

ВОЛОДЯ ГУКОВ. Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года.
Дети войны-и веет холодом,
Дети войны-и пахнет голодом,
Дети войны- и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!
Л.М.Голодяевская.

ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА. Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами.

СТЕПА ПОНОМАРЕВ. Жил в станице Каменномостской. Ему было 14 лет. Он был связным в партизанском отряде, участвовал в операциях по освобождению пленных, предотвращал угон скота, раскрывал имена предателей. Был схвачен фашистами на пороге родного дома. После жестоких пыток в октябре 1942 года Степа был расстрелян.

ЛЁНЯ ТАРАННИК. Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком - следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года.

ВИТЯ НОВИЦКИЙ. Житель города Новороссийска. Не раз убегал на фронт, был под Керчью в самом пекле сражений. Во время наступление фашистов на Новороссийск Витя помогал нашим матросам отбивать атаки врага. Когда матросы погибли, он встал за пулемет. Фашисты проникли в дом и зверски расправились с Витей. Они облили его бензином, подожгли и сбросили на мостовую. Витя Новицкий посмертно награжден орденом Отечественной войны.

НИНА КАМЕНЕВА. Дочь партизана. Жила в станице Новосвободной Тульского района. Ей было 15 лет. Она добывала информацию для отряда, в котором воевал отец. Нина и ее мать были схвачены, подверглись страшным пыткам и были вместе расстреляны в октябре 1942 года.

ФЕДЯ ТОКАРЕВ. Учился в школе № 3 станицы Абадзехской. Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю живыми.

ВИТАЛИК И ЛЕНА ГОЛУБЯТНИКОВЫ. Учились в школе № 3 станицы Брюховецкой. В 1943 году во время отступления немецких войск ценой своих жизней они спасли колонну советских солдат, предупредив их о засаде.


Эта новость летела как птица,
Отступала угрюмо тоска:
Оставляют фашисты станицу,
Наступают родные войска.
Ждали жители наших
Советских,
Ждали, словно любимых своих,
Ждал свободы народ
В Брюховецкой,
Ждал прихода бойцов дорогих.
Ждали этого Лена и Витя.
День февральский был долгий ,
Как год.
Вдруг из дома напротив-
Смотрите-
В щель немецкий глядит пулемет.
Их пронзила догадка: засада!
Непонятная слышалась речь…
« нам спасти наших воинов надо,
Нужно наших бойцов уберечь».
Стали строгими юные лица,
На раздумье -секунды ушли…
А бойцов- принимала
Станица,
Вот они показались в вдали.
И все ближе родные шинели
И счастливые лица солдат…
« Стойте! Сто-о-ой…»,-
Голоса зазвенели,

Но прервал их чужой автомат.

Нет для памяти нашей

Преграды,
Наступил он, торжественный
Миг:
Вижу сверстников ясные
Взгляды
И не в камне, не в бронзе-
Живых.

КОЛЯ ШУЛЬГА. Родился в станице Кисляковской Кущевского района, учился в 18-школе. Ему было 11 лет. Он был связным в партизанском отряде, переправлял оружие партизанам, перерезал линии связи фашистов. По доносу Коля был схвачен, его пытали и закопали в яме живым.

ВЛАДИК КАШИРИН. Житель города Анапы. Принимал участие в подрывной деятельности подпольной группы «Рассвет», возглавляемой Катей Соловьяновой. Он спас заминированный склад зерна, вынув 55 запалов и оборвав шнуры в ящиках со взрывчаткой. За этот подвиг он был награжден медалью «За отвагу». В составе 18-й армии Владик принимал участие в боях за Крым, дошел до Будапешта. Среди его наград есть медаль «За оборону Кавказа». Герой погиб после войны, обезвреживая неразорвавшуюся бомбу.

ЮРА САЗОНОВ и КОЛЯ ТОКАРЕВ. Жили в станице Даховской. Были связными в партизанском отряде, передавали партизанам ценные сведения, расклеивали в станице листовки. Юных разведчиков выследили и после долгих пыток в гестапо расстреляли в октябре 1942 года.

МУСЯ ПИНКЕНЗОН. Учился в 5 классе школы № 1 станицы Усть-Лабинской. Очень любил музыку, играл на скрипке. Во время массовых арестов был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты вывели не расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся. Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на плечо скрипку и заиграл. Торжественно и гордо звучала мелодия, которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней автоматные очереди…
Никак забыть я не могу
Тот город Краснодар.
Лежала скрипка на снегу,
Над ней закат пылал.
Он так потешиться хотел,
Фашистский генерал.
Но мальчик пел, он только пел
« Интернационал»!
Исполняется песня «Огонь Памяти»
Учитель:
Неправда, что время сушит слезы. Неправда, что время притупляет горечь утрат. Седые матери помнят погибших детей. Никто не заставит их позабыть. Повешены, расстреляны, погребены заживо…
Мы вспомнили только о немногих, кто свои юные жизни отдал за освобождение Родины. Но мы помним всех.

Вела на подвиги страна,
И в жизни быстротечной
Их не забудут имена,
И точно так же, как весна,
Их юность будет вечной.

Ученик

Сколько в войну сыновей вы утратили
В горе своем сединой убеленные
Над обелисками низко склоненные
Русские матери - сердцем открытые,
Как не сломились вы горем убитые?
Светлой зарею взошли над Россией,
Стали звездою ее негасимою.
В белые вьюги в цветении смородины
Низкий поклон вам от ласковой Родины
Вашим сынам, что стоят обелисками
Вечная память и скорбь материнская.

Исполняется песня «Зажгите свечи»
Много юных, еще не познавших жизнь, ребят забрала война, но они отдали жизнь за наше будущее, и как могли приближали своими подвигами день Победы.
Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. Над нашими городами и селами ясное небо, теплое солнце. Буйно цветут сады и шумят неоглядные нивы. За все это отдали свои жизни малолетние герои. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.
Ученик:

Над нами небо голубое,
Нам жизнь счастливая дана,
И мы обязаны с тобою
Запомнить эти имена.
Герои наши - просто дети,
Чью жизнь оборвала война.
И мы должны запомнить эти,
Запомнить эти имена!
Принять их к сердцу близко-близко,
Их подвиг оценить сполна.
И, поклонившись обелискам,
Запомнить эти имена!
Запомнить навсегда и свято
И пронести сквозь времена.
Во имя Родины, ребята,
Запомним эти имена!
Минута молчания
Ученик:


Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!

О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!


Заключение.

Данный классный час оказывает положительное действие, особенно в этом, 2015 году, когда мы отмечаем 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Актуальность этой темы объясняется еще и тем, что в настоящее время особое внимание уделяется воспитанию патриотизма и гражданственности.

Классный час побуждает учащихся расширять свой кругозор, самостоятельно заняться изучением материалов о Великой Отечественной войне, познакомиться с творчеством поэтов и писателей, участвовавших в войне.

Классный час «Дети - герои Кубани!» вызывает у учащихся интерес, а это в свою очередь способствует достижению целей.


Список литературы:

Информация о подвигах пионеров-героев взята из набора открыток «Пионеры-герои Кубани», отпечатано по заказу КГФ «Патриот» в типографии ООО «КИПК», Краснодар, Ростовское шоссе, 14.

Набор открыток составлен на основе литературы:

2. Помни их имена. - Краснодар, 1962 год. Кн.изд-во

3. Карабанов И. Это было на хуторе Семисводном. Советская Кубань, 1966.

4. Резаева М. летите, голуби, летите. Новороссийский рабочий, 1968

5. Вареч Л. Партизан Витя Гурин. Трибуна, 1982

6. Жерноклев И. Отдали жизнь за Родину. Маяк, 1982

7. Попов В. Три награды пионера Каширина (из сборника «Пора открытий начинается») Краснодарское кН. Изд-во, 1982

8. Н. Надыкта. Ухожу, не прощаясь… Комсомолец Кубани, 1975


© 2010-2022