Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МИТЯЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика Матвеева Л.П. ВВЕДЕНИЕ Радикальные изменения, происходящие в нашем социуме, возрастающая интеллектуализация общества, компьютеризация технологических процессов, усложнение межличностных отношений значительно повышают роль личности во всех сферах общественной жизни и обуславливают актуальность проблемы физической и психологической подготовленности подрастающего поколения к участию в жизни общества. Все более очевидной становится зависимость развития цивилизации от достигнутого уровня образованности всех членов общества, которая определяется способностями и качествами личности, и в первую очередь, состоянием ее здоровья. Современные представления о здоровье человека, о здоровом образе жизни свидетельствуют о том, что достижения высокого уровня реализации потенциала личности и общественного здоровья не может быть выполнено спонтанными несистемными усилиями нескольких энтузиастов или нескольких групп людей, если они не будут придерживаться системных научных обоснованных действий, которые являются естественной частью государственной и общественной политики страны. Такой системой является формирование здорового образа жизни. В настоящее время во всех школах преподается курс «Основы здоровья», во многих введено преподавание валеологии, проводятся классные и внеклассные мероприятия по вопросам здорового образа жизни, развиваются новые технологии и подходы к обучению защищенному поведению. Составной частью этих курсов являются проблемы сохранения здоровья и профилактики химической зависимости. Под защищенным (безопасным) поведением подразумевается формирование такого стереотипа поведения подростка, который позволяет в любой ситуации (стресса, внешнего давления и т.п.) обеспечить сохранение здоровья, противодействие негативным воздействиям социальной среды, сохранить адекватную самооценку, самоуважение. 3 Совсем крохотному ребенку мы объясняем: огонь обжигает, может случиться беда! Точно так же подростку мы обязаны сказать: наркотик убивает, твоя жизнь зависит от твоего поведения, от твоих знаний. Самыми большими возможностями для воспитательной работы с подростками и формирования защищенного поведения располагают педагоги. Учителю доступна огромная аудитория, возраст которой позволяет обеспечить превентивность формируемых навыков, преподаватель получает специальную подготовку, постоянно взаимодействует с молодежью. Но важно не просто проинформировать ученика, необходимо сформировать жизненную стратегию, которая позволит сберечь здоровье в любой ситуации. Научиться говорить «нет» в сложной ситуации (например, когда ребенку предлагают попробовать наркотик) не менее важно, чем знать тригонометрические формулы. Кроме школьного образовательного компонента при формировании здорового образа жизни, можно использовать огромное количество внешкольных форм деятельности. Вся профилактическая работа должна быть построена на понимании возрастных особенностей восприятия подростка, уважении к его личности. Если в школе есть драматический театр, спортивный клуб, танцевальный класс, они могут стать ареной для профилактической работы вне класса. Очень важно привлекать старших учеников к работе с младшими. Необходимо, чтобы с подростками работали те люди, которые могут формировать доверительные отношения с детьми, пользуются уважением и авторитетом у подростков, имеют соответствующие знания проблемы. I. ХИМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ 1.1. Влияние психоактивных веществ на организм человека Чтобы квалифицированно проводить профилактическую работу по борьбе с наркоманией, учителю необходимо знать, что такое «наркотик», как психоактивные вещества влияют на организм человека, почему дети все же пробуют наркотические вещества, как вести просветительскую работу с родителями и ответы еще на многие вопросы. 4 Слово наркотик имеет несколько значений. В юридическом смысле – это вещества, признанные таковыми (то есть наркотическими) законодательно. В медицинском смысле – это психоактивное вещество, вызывающее зависимость, которая приводит к приему данного вещества в опасных для здоровья дозах и может вызвать неблагоприятные социальные последствия. Поэтому медицинский перечень наркотических веществ шире юридического и включает такие вещества, как алкоголь и табак, которые являются легальными, в отличие от нелегальных наркотиков, таких, как героин, марихуана, кокаин и т.п. Строго говоря, нелегальным является не само наркотическое вещество, а его производство, продажа или использование в особых обстоятельствах, согласно существующему законодательству. Например, для водителей алкоголь фактически является нелегальным наркотиком, так как они наказываются за его употребление. Согласно украинскому законодательству, лицам моложе 18 лет запрещено продавать и покупать алкогольные и табачные изделия. Поэтому для подростков алкоголь и табак также являются нелегальными наркотиками. С давних времен наиболее известны патологические состояния сознания, вызываемые с помощью наркотиков. Каждый слышал о возможных последствиях употребления этих средств: об адской зависимости от героина, о риске передозировки, об опасностях при вождении машины в состоянии наркотического опьянения, об умственной деградации человека, долгое время употребляющего наркотики, о риске заболевания раком в результате курения… Тем не менее люди продолжают употреблять психотропные средства. Табак, кофе, алкоголь – это, несомненно, самые распространенные психотропные (хотя многие об этом и не догадываются) средства, потребляемые в нашем обществе. Кроме того, достаточно широко используются (хотя и нелегально) марихуана, амфетамин, кокаин и многие другие психотропные средства. О каком бы веществе такого рода ни шла речь, все они воздействуют на головной мозг, либо ускоряя передачу сенсорных сигналов, либо ее блокируя или видоизменяя, либо мешая некоторым нервным центрам внимательно выполнять свою функцию. Теперь известно, что эти эффекты обусловлены их влиянием на нейромедиаторы – вещества, ответственные за 5 передачу сигналов от одного нейрона к другому в синапсах. Многократное употребление наркотика чаще всего приводит к привыканию к нему. Нужно отличать физическую зависимость от психологической. В обоих случаях существует потребность в определенном веществе. Когда имеет место физическая зависимость, функционирование нейромедиаторов изменяется так, что организм не может больше обходиться без наркотика, и если прекратить его введение сразу, возникает синдром абстиненции, иногда со смертельным исходом. Не каждое психоактивное вещество формирует физиологическую зависимость, но относительно алкоголя, кокаина, опиатов, барбитуратов и никотина такая способность однозначно доказана. Психологическая же зависимость выражается в стремлении употреблять наркотик ради удовольствия или чувства удовлетворения, которое он доставляет. Употребление некоторых психотропных веществ приводит к развитию толерантности (толерантность – привыкание, необходимость все время увеличивать дозу лекарственного средства, чтобы получить тот же эффект): организм становится все более устойчивым к их действию, и для достижения желаемого эффекта требуются все большие дозы. Степень толерантности и скорость, с которой она развивается, зависят от природы химического соединения, свойств организма, а также от частоты употребления данного средства и его дозы. В некоторых случаях толерантность касается только одного аспекта действия препарата. Например, он может больше не вызывать прежней степени эйфории, но опасность смертельной передозировки будет при этом сохраняться. В любом случае химическая зависимость приводит к потере здоровья, ухудшению взаимоотношений с людьми, краху карьеры и, в конечном счете, к деградации личности. 1.2. Физиологические, психологические и социальные последствия развития химической зависимости Почему люди употребляют психоактивные вещества и в чем 6 причина злоупотребления ими? Существенную роль в возникновении химической зависимости играют биологические, психологические, культурные, правовые, этические, политические и экономические факторы. Рассмотрим некоторые факторы, мотивирующие применение психоактивных средств. Психологические факторы. Одним из факторов, побуждающих человека принимать наркотики, является отсутствие чувства собственного достоинства. Люди, которые относятся к себе без должного уважения, которые стыдятся себя, могут попытаться подавить это чувство с помощью алкоголя или наркотиков. Они меньше озабочены вредными последствиями всякого рода злоупотреблений. Их поведение направлено на саморазрушение. Такие люди нуждаются в помощи специалистов и в поддержке друзей и родных. Если родители хотят уберечь своих детей от наркомании, они должны воспитать в них чувство собственного достоинства. Дети должны быть уверены в том, что они любимы и дороги, что их уважают и ценят. Формирование самоуважения, адекватной самооценки является важным компонентом реабилитации и профилактики химической зависимости. В течение многих лет делались попытки связать определенные личностные характеристики со склонностью к алкоголизму и наркомании. Полагали, что неуверенность в себе, неумение справляться с жизненными трудностями, проблемы во взаимоотношениях с другими людьми, импульсивность подталкивают человека к наркотикам. Однако в действительности оказалось, что у множества людей, страдающих разного рода химической зависимостью, этих черт нет; в то же время люди, обладающие набором всех этих недостатков, вовсе не обязательно становятся алкоголиками и наркоманами. Социальные факторы. На распространение наркомании в обществе существенным образом влияют его традиции, культура, внимание к этой проблеме со стороны средств массовой информации. 7 Общественное мнение может оказывать как положительное, так и отрицательное действие на человека. Мнение окружающих особенно важно для подростка. Тот факт, что применение наркотиков противоречит закону, осуждается обществом, и, следовательно, сопряжено с риском, делает его привлекательным для определенных социальных групп, особенно для подростков. Возбуждение, связанное с рискованными действиями, поначалу может служить даже большим вознаграждением, чем эффекты применяемых средств сами по себе. Ощущение пережитой вместе опасности тесно связывает всех членов группы наркоманов. Люди, участвующие в реализации программ борьбы с наркоманией, должны учитывать это важное обстоятельство. Влияние средств массовой информации и рекламы многими специалистами оценивается как важный компонент формирования определенных взглядов молодежи. В течение многих лет с телеэкранов и экранов кинотеатров восхвалялось злоупотребление алкоголем и табаком. Пьющие и курящие герои фильмов окружены ореолом мужества и романтизма, они вызывают восхищение и желание подражать во всем. В настоящее время ширится протест общественности многих стран мира против прямой и косвенной рекламы сигарет и спиртного. Биологические факторы. В последнее время появляется все больше данных, подтверждающих биологическую природу химической зависимости. Многие случаи алкоголизма и наркомании теперь с уверенность связывают с врожденными нарушениями определенных процессов в мозге. Для выяснения роли наследственности в развитии алкоголизма особенно полезными оказались исследования, проведенные на приемных детях. Мальчики, воспитывающиеся в благополучных семьях, но имеющие биологических отцов-алкоголиков, в три раза чаще впоследствии становились алкоголиками, чем сыновья не страдающих алкоголизмом биологических отцов. Сходным образом частота алкоголизма среди приемных дочерей, чьи биологические матери были алкоголичками, оказалась втрое выше, чем среди дочерей не склонных к алкоголизму женщин. Алкоголизм биологических родителей противоположного пола 8 увеличивал риск алкоголизма у ребенка, но не до такой степени, как алкоголизм родителя того же пола. II. НАРКОМАНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 2.1. Почему дети пробуют наркотические вещества? Вырастая, дети постоянно пробуют делать что-то новое, чего они раньше не делали. Им приходится преодолевать страх, например, когда они впервые самостоятельно идут из школы домой. Они пробуют еду, которая кажется им противной, например, горчицу. Они делают это, чтобы стать взрослее. К сожалению, одними из атрибутов мира взрослых являются алкоголь, табак и прочие наркотики. Поэтому возникновение мысли о том, чтобы попробовать, что это такое, практически неизбежно. Особенно явно проявится эта мысль в том случае, если в семье кто-либо из взрослых пьет или курит. Вопрос лишь в том, реализуется ли эта мысль в действие, и если да, то к чему это приведет. Многие пробуют психоактивные вещества из любопытства. Любопытство является важнейшей частью человеческой натуры, и именно оно побуждает подростка выпить первую рюмку, выкурить первую сигарету или принять таблетку. Если приятель в восторге от какого-то средства, может возникнуть соблазн попробовать его просто так, чтобы узнать, что это такое. Большинство людей этим и ограничится, но для некоторых этот случай может стать роковым. Вследствие физиологических или психологических особенностей их ощущения будут особенно приятными и сильными, что, скорее всего, заставит этих людей приобщиться к наркотикам. Может быть, они остановятся на уровне периодического употребления, а может быть, попадут в химическую зависимость. Поскольку никто из нас не знает, как организм прореагирует на наркотик, любые эксперименты с ним следует признать весьма опасными. Дети не могут существовать сами по себе, им надо общаться со своими сверстниками. К сожалению, среди них иногда попадаются те, кто уже употребляют наркотики, более того, атрибутом юной компании может 9 быть, например, курение марихуаны. Помимо курения, эта группа обладаетеще многими привлекательными для ребенка чертами, и, желая присоединиться к этой группе, он пытается курить, даже если это ему и противно. В этом случае эффекты, вызываемые наркотиками или любым другим психоактивным средством, рассматриваются как второстепенные по отношению к главной цели – не отстать от других и поддержать компанию. К тому же сверстники, как правило, не равнодушны к тому, курит ли член их группы или нет, и поэтому разнообразными способами (прикидываясь щедрыми друзьями, насмехаясь и т.п.) принуждают новичка закурить. Если ребенок не знает, как сопротивляться этому давлению, он практически обречен на курение. Иногда подростки испытывают психологические проблемы, чувствуют себя неудачниками или никому не нужными. Поэтому, когда кто-то сообщает им, что наркотики могут облегчить их состояние,, они охотно верят этим рассказам и пробуют наркотики. К тому же они могут сознательно или подсознательно ощущать, что проблемное употребление наркотиков – это верный способ обратить на себя внимание вечно занятых родителей. В подростковом возрасте часто бывает так, что увлечения подростка резко расходятся с представлениями и возможностями его родителей. Хочется сделать что-то в знак протеста против родительского гнета. И наркотики вполне могут служить таким способом протеста. К тому же тайное употребление наркотиков может представляться захватывающей игрой, полной риска и опасностей, что делает ее более привлекательной. 2.2. Особенности влияния и распространения наркотиков среди молодежи Психоактивные вещества вызывают самые разные эффекты: могут расслабить и возбудить, заставить забыться и изменить восприятие и т.д. Использование таких средств в значительной мере мотивируется именно желанием достичь определенных эффектов. Однако крайне важно контролировать состояние даже при приеме легальных психотропных веществ: алкоголя, кофеина, барбитуратов, транквилизаторов. Если случаи 10 их употребления учащаются или необходимая доза возрастает, надо остановиться, чтобы не допустить развития химической зависимости. Химическая зависимость может быть чисто психологической, но может включать и физиологическую компоненту. В любом случае человек испытывает настоятельную потребность выпить спиртное или принять наркотик, несмотря на отрицательные последствия этого поступка. Чтобы предотвратить химическую зависимость подростка от любого наркотического вещества, необходима целая программа действий. Но учитель должен знать, что распространение наркотиков среди молодежи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в превентивной работе: - даже однократная проба наркотика подростком до пятнадцати лет сильно увеличивает риск злоупотребления в дальнейшем; - злоупотребление в подростковом возрасте часто является началом пожизненной борьбы с химической зависимостью; - злоупотребление наркотиками мешает становлению личности молодого человека, его эмоциональному и социальному развитию, учебе и карьере; - злоупотребление наркотическими средствами отчуждает молодого человека от остальных членов общества; - наркомания может привести подростка к воровству. Проституции и другим видам противозаконной деятельности; - наркотики в организме подростка метаболизируются не совсем так, как у взрослых, и причиняют значительно больший вред; - прием наркотиков провоцирует рискованное поведение в сексуальных отношениях, что значительно повышает вероятность заражения инфекциями, передающимися половым путем; - использование инъекционных наркотиков является одним из факторов риска заражения ВИЧ. 11 Некоторые группы молодежи подвержены большему риску наркомании, чем другие. Среди факторов, увеличивающих вероятность злоупотребления наркотиками, отмечаются следующие: - нарушение нормальных внутрисемейных отношений; - присутствие в семье алкоголиков или наркоманов; Равнодушное отношение родителей к приему наркотических средств; - пережитое физическое, эмоциональное или сексуальное насилие; - наличие наркоманов в компании, в которую входит подросток; - доступность наркотиков; - чувство страха, разочарования, одиночества; - рано проявившееся антиобщественное поведение в школе, особенно агрессивность; - неадекватная самооценка. Предотвратить болезнь намного легче и дешевле, чем ее лечить. Вот почему программы, рассчитанные на предотвращение наркомании среди молодежи, являются жизненной необходимостью. Уберечь молодых людей от злоупотребления лекарственными и наркотическими средствами – нелегкая задача. Многие специально разработанные для этой цели программы оказались неэффективными, а некоторые из них приводили к прямо противоположному результату. Чтобы противостоять давлению компании, толкающей молодого человека к наркотикам, он должен быть внутренне убежден в неприемлемости подобных действий. Попытки просто давать подросткам сведения о психоактивных средствах и риске, связанном с их приемом, не приносят существенного успеха в решении этой труднейшей задачи. Работа с подростком по формированию защищенного поведения должна приводить к самоубежденности в неприемлемости приема 12 психоактивных средств, к включению в активное развитие собственной личности. Опыт показывает, что эффективное решение проблемы возможно только при совместных усилиях школы, семьи, всех общественных институтов. III.ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НАРКОМАНИИ У ДЕТЕЙ 3.1. Как говорить с детьми о наркотиках Большинство детей и подростков действительно не употребляют наркотических веществ. Но, готовы они к тому или нет, им предлагают попробовать такие вещества. Многим детям приходится принимать впервые решения о том, попробовать наркотики или нет, когда они еще достаточно малы. Вот почему очень важно своевременно обсудить с ними употребление наркотических веществ. Сейчас во многих школах проводятся антинаркотические уроки. К сожалению, эти уроки обычно используют традиционные модели, основанные на запугивании и информации о свойствах наркотических веществ. Как показывает опыт, такие программы малоэффективны, а иногда дают противоположный эффект, то есть в тех классах, где проводились подобные программы, уровень потребления наркотических веществ был больше, чем в тех классах, где не было никаких антинаркотических программ. Однако это не значит, что учитель не должен обсуждать с учениками эту проблему во избежание проявления интереса к наркотическим веществам. Превентивная программа должна быть целенаправленной, систематической и методически грамотной, чтобы достичь желаемого результата. При этом надо ясно осознавать, что нет таких средств, которые могли бы использовать взрослые, для того чтобы с полной гарантией удержать детей от употребления наркотиков. Этот выбор ребенку придется делать самостоятельно. Но в нашем распоряжении есть такие средства, которые мы обязаны использовать, чтобы помочь нашим детям подготовиться к собственному выбору, когда для него наступит время. 13 Дети думают, что они знают о наркотических веществах все, но многое из того, что они слышали, является неправдой. Вокруг наркотиков создано множество мифов, которые при их обсуждении рассеиваются. Чем больше учитель знает об этой проблеме, тем больше дети будут ему доверять. Как минимум, преподаватель должен знать: - основные виды наркотических веществ и связанные с ними опасности; - как обсуждать с ребенком проблемы употребления людьми наркотиков; - признаки потребления наркотических веществ и связанные с этим изменения поведения и внешнего вида употребившего их человека; - куда в случае необходимости обратиться за помощью. 3.2. Какое действие оказывают наркотические вещества Все наркотические вещества способны оказать ощутимое воздействие на клетки головного мозга. Но ощущения конкретного потребителя наркотиков зависят не только от свойств самого вещества, а и от таких факторов, как установка и обстановка. Если испытываемые негативные последствия обусловлены веществом как таковым, то испытываемые потребителями наркотиков приятные ощущения (так называемые кайф, эйфория, балдеж…), ради которых и принимают наркотики, зависят в основном от установки и обстановки. При этом одно и то же количество одного и того же вещества может действовать на одного и того же человека совершенно по-разному. Например, алкоголь в тихом кафе может расслаблять, а на дискотеке – возбуждать. Известно много случаев, когда потребители наркотиков (например, экстази) испытывали те же ощущения, если получали совсем другое вещество. Если человек не знает, что данное ему вещество является наркотиком, то он, как правило, будет испытывать только неприятные ощущения. Эйфория же является следствием социального обучения, а не природным свойствам наркотиков. Поэтому наиболее перспективным направлением профилактики представляется не запугивание 14 негативными сторонами, а разрушение мифов, существующих вокруг наркотиков. В юности люди сталкиваются с атрибутами мира взрослых, и иногда оказывается, что мнение поколений об одном и том же, например, музыкальных направлениях, расходятся. Поэтому подростки часто стремятся лично познакомиться с теми атрибутами, которые не нравятся взрослым, чтобы лично удостовериться, плохи они или нет. Вообще экспериментирование с различными веществами – это способ стать взрослым и независимым. Но вот способы экспериментирования у разных людей различаются. Одни доверяют проводить эксперимент на тему «наступить на грабли» другим, некоторые же предпочитают делать это самостоятельно. И беда не в том, что человеку понадобится пара экспериментов, чтобы убедиться, что наступать на грабли – это несколько неприятно. Проблема наступает тогда, когда ему понравится делать это, и он станет рассказывать своим друзьям, как это замечательно, когда древко ударяет между глаз. Очень важно проводить в школе просветительскую работу с родителями. Когда родители узнают, что их ребенок пробует наркотики, они часто впадают в панику и их реакция колеблется от вины («Раньше мне надо было думать о ребенке!») до злости («Он у меня ремня получит и из дому не выйдет!»). Но ни пассивность, ни агрессивность не помогут ребенку. Посоветуйте родителям в таких случаях запомнить две вещи: 1. Экспериментирование далеко не всегда ведет к зависимости. 2. Вы можете использовать свое родительское влияние, чтобы предотвратить перерастание эксперимента в привычку. По данным всеукраинского опроса, 14% пятнадцатилетних подростков выкурили за свою жизнь 1-2 сигареты. То есть каждый седьмой ребенок решил попробовать курить, убедился, что это действительно противно, и более не собирается продолжать это занятие. Не все это знают, но нелегальные наркотики при первом употреблении, как правило, также вызывают весьма неприятную реакцию. И здесь важно, кому поверит 15 подросток – себе, своему организму или группе сверстников, которые убедят его, что нужно набраться «силы воли» и задавить естественную реакцию своего организма во имя некоего «кайфа». Алкоголь часто вызывает у подростков рвоту, и они стыдятся этого рефлекса, вместо того, чтобы восхищаться мудростью природы, которая придумала такой простой автоматический способ избавления от яда. Очень важно поговорить с подростком в то время, когда он начал экспериментировать, и подробно расспросить его о тех ощущениях, которые он испытал. Сверстникам он может, притворяясь, сказать, что все было классно, но если взрослый, которому он доверяет (учитель, родитель), расспросит его, он расскажет истинную реакцию. И тогда нужно направить его размышления в том направлении, чтобы он стал доверять не словам (чьи бы они ни были), а себе, своему организму. Как некурящий человек не получает никакого удовольствия от табачного дыма, так и человек, который не верит в то, что наркотики вызывают «кайф», никогда не испытает такого «кайфа». К сожалению, далеко не у всех детей знакомство с наркотиками заканчивается экспериментированием. Некоторые начинают употреблять их систематически. Поэтому очень важно знать признаки и симптомы, которые могут свидетельствовать о потреблении подростком наркотических веществ. Физические признаки: - замедленная речь, медленная или неадекватная реакция или же повышенная болтливость; - утрата моторных навыков; - внезапное уменьшение или увеличение массы тела; - изменение внешнего вида или утрата интереса к своему внешнему виду и личной гигиене; - изменение размера и формы зрачка или покраснение глаз; 16 - обильное выделение пота, неприятный запах от тела или изо рта; - существенные изменения часов сна и прогулок; - следы от уколов на руках или прочих местах; - следы крови на рукаве рубашки или на иных неожиданных частях одежды; - участившиеся случаи расстройства желудка, рвоты и т.п.; - исчезновения алкоголя, денег и вещей из дома; - необычные порошки, таблетки, куски обожженной жести, иглы и шприцы. Психологические признаки: - внезапные и регулярные перемены настроения от радости и живости до замкнутости и угрюмости; - повышенная лживость и иные признаки тайного поведения; - необычная раздражительность и агрессивность; - депрессия или враждебность ко всему вплоть до разговоров о самоубийстве; - утрата интереса к прежним своим увлечениям, спорту, школе и т.п.; - участившиеся пропуски занятий в школе. 3.3. Помогите ребенку научиться говорить «нет» наркотикам Тема наркотических веществ часто вызывает у детей замешательство. Если таблетки, которые продают на дискотеках так опасны, почему мама, когда она не в настроении, глотает всякие таблетки, которые прячет от детей? Если алкоголь столь вреден, почему папа пьет водку на праздниках или за ужином? 17 Дети получают противоречивую информацию не только от родителей. Хотя профилактические службы говорят об опасности алкоголя, табака и иных веществ, на улицах, в средствах массовой информации, в песнях популярных певцов дети видят и слышат, как эти же вещества всячески приукрашиваются. У детей недостаточно знаний и опыта, чтобы самим разобраться в этих противоречиях. Если они не получат необходимую информацию от взрослых, заботящихся о их здоровье, они могут получить ее от тех, кто захочет приобщить их к курению, употреблению алкоголя или наркотиков, чтобы на этом заработать. и чем раньше будет проводиться такая просветительская работа, тем лучше: некоторые дети впервые пробуют сигареты, алкогольные напитки и даже нелегальные наркотики в возрасте 10 лет. А многие начинают интересоваться данными вопросами в еще более раннем возрасте. Чтобы подготовиться к такому разговору, нужно хорошо ознакомиться с фактическим материалом. Если вы не знаете ответа на какой-то вопрос, касающийся данной темы, нужно честно сказать об этом и попробовать найти ответ вместе. Взрослым необходимо четко определить свою позицию в отношении потребления наркотических веществ. Дайте очень ясно понять детям, что вы против того, чтобы они пробовали наркотические вещества. Дайте им также понять, что вас волнует не столько сам факт употребления ими наркотиков, сколько их здоровье и безопасность. Учитель (родитель) ошибается, если считает, что он расскажет пару жутких историй про наркоманов, и дети будут обходить наркотики стороной. Не срабатывает. Особенно ребенок не поверит, если знает кого-то, кто употребляет наркотики и не имеет видимых проблем. Он также может думать, что это может случиться с кем-то, но только не с ним. К тому же жуткие истории привлекают. Недаром же многие дети с упоением смотрят фильмы-«ужастики». Риск может оттолкнуть взрослого человека, но привлечь подростка, так как предоставляет возможность испытать себя: катание на роликовых коньках и горных лыжах связано с определенным риском, но именно этим и привлекает. Не надо также подробно говорить об отдаленных последствиях, таких как рак легких и цирроз печени. Для 18 подростка это столь далекая перспектива, что он не воспринимает эту информацию в отношении себя. Для того чтобы ребенок научился говорить «нет» наркотикам, родителям надо научить его говорить «нет» в семейных ситуациях. Если ребенок привык, что он обязан делать только то, что ему говорят старшие, он не сможет отказаться, когда кто-то постарше предложит ему сигарету или шприц. Если же человек умеет говорить «нет» когда он не хочет что-то делать, то он становится уверенным в себе, а именно это и необходимо, чтобы противостоять давлению сверстников, которые уговаривают попробовать наркотики. Для ребенка очень важно научиться говорить «нет» и при этом не превращаться в отверженного. Поэтому предложите ему попрактиковаться в вымышленной ситуации, например: «После школы ты с несколькими своими друзьями зашли в гости к одному из них. Его родителей нет дома, и он достает из холодильника несколько банок пива и предлагает одну тебе. Что ты ответишь ему?» Если ребенок сможет предложить ответ, прокомментируйте его. Если нет, покажите ему возможные варианты ответов: - Простое отрицание: «Спасибо, нет», «Нет, я не буду». - Отрицание с выражением позиции: «Нет, я не пью пива», «Нет, алкоголь не для меня». - Отрицание с причиной: «Нет, мне нужно готовиться к контрольной», «Нет, у меня сегодня игра». - Отрицание с контрпредложением: «Нет, давайте лучше поиграем в теннис», «Нет, а соку у тебя не найдется?» Необходимо обсудить с ребенком, почему сверстники предлагают ему наркотики: - Является ли такое предложение искренней заботой о нем или насилием с целью навязать свое представление о жизни? 19 - Не вызвано ли предложение нелегальных наркотиков желанием вовлечь в сеть сбыта? - Объясните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. - Обсудите иные возможные причины, по которым один человек предлагает наркотики другому. Научите ребенка находить поддержку отказу от наркотиков в своем кругу. Для этого: - Поговорите с ним, что такое настоящий друг. - Посоветуйте присмотреться, кто еще в его кругу отвергает наркотики, и обсудить с ними то, как они могут помочь друг другу. - Если потребители наркотиков в их компании составляют меньшинство, ваш ребенок может попытаться вместе со своими друзьями убедить их отказаться от наркотиков. - Покажите ему, что его позиция не обязательно должна заключаться в пассивном отказе. Если потребителям наркотиков удается изменить отношение членов компании к наркотикам, почему бы и ему не сделать то же самое, ведь жизнь без наркотиков лучше. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Что же делать, если все же, несмотря на все наши усилия по проведению профилактической работы, ребенок начал систематически употреблять наркотические вещества? Прежде всего, родителям не впадать в панику и помнить, что потребление наркотиков можно помочь прекратить. Наркотическая зависимость излечима, и чем раньше проблема будет выявлена и рассмотрена, тем больше шансов оказать действенную помощь подростку. Скажите ему, что понимаете возможные причины, которые толкают людей к наркотикам. Это не поощрение наркомании, а способ донести до ребенка, что вы понимаете очевидное и готовы к открытой дискуссии по данному вопросу. Дайте ребенку ясно понять, что, хотя вам и не нравится то, что он делает, вы любите его и окажете ему всю необходимую для его здоровья и безопасности поддержку. 20 Проводите больше времени со своим ребенком. Некоторые родители считают, что достаточно смотреть телевизор вместе с ребенком. Но это не то времяпрепровождение, которое ему нужно. Принимайте участие в его делах. Помогайте ему делать домашние задания, попробуйте принять участие в его хобби. Придумайте новое интересное дело, которым вы сможете заниматься вместе. Посетите места, где любит проводить время ваш ребенок, пусть даже это будет прокуренный бар. Попробуйте понять, чем его это место привлекает, и тогда вы сможете предложить ему иные способы удовлетворения подобных его нужд. Не пытайтесь задобрить подростка деньгами. Вы не сможете купить собственного ребенка, а наркодельцы очень любят детей с деньгами. Познакомьтесь с его друзьями. Возможно, кто-то из них настроен против наркотиков, и вы сможете сообща воздействовать на вашего ребенка. Поддерживайте контакты с теми родителями, кто также действительно хочет помочь своим детям, употребляющим наркотики. Ознакомьтесь с теми службами в вашей местности, которые оказывают помощь потребителям наркотиков и их лечение, чтобы к тому моменту, когда ваш ребенок решит обратиться за такой помощью, вы вместе могли бы выбрать то, что ему в наибольшей степени подойдет. И помните, что несмотря на все нерешенные вопросы, связанные с химической зависимостью, нужно бороться за каждого ребенка сообща: родителям, школе, общественности. Только тогда будет решена проблема здоровья каждого члена общества, проблема здоровья человечества. 21 ЛИТЕРАТУРА 1. Богданович Л. И. Белый ужас. – М.: Московский рабочий, 1982. – 142 с. 2.Буянов М.И. Размышления о наркомании: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 77 с. 3. Воропай А.В. Дорогая сигарета. – М.: Воениздат, 1986. – 64 с. 4. Габиани А.А. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. – М.: Мысль, 1990. – 221 с. 5. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с. 6. Гурски С. Внимание – наркомания! – М.: Медицина, 1988.-140 с. 7.Ефимова В.М., Гавриленко Ю.М. Современные технологии формирования навыков защищенного поведения у подростков. – Симферополь: Таврия, 2002. – 199 с. 8. Клещева Р.П. Табакокурение и мозг. – М.: Наука, 1991. – 125 с. 9. Красовский К. Что я могу сделать, чтобы помочь моим детям жить без наркотиков? – Киев, 2000. – 47 с. 10. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. 11. Личко А.Е.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат pdf
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
© 2010-2022