Классный час Толерантность – это проявление человеческой индивидуальности

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на  службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…             В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложны...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Толерантность - это проявление человеческой индивидуальности



Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле как люди.


Б. Шоу


Цели занятия:

1. Закрепить определение термина «толерантность».

2. Познакомить учащихся с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

3. Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА


На фоне мелодии классный руководитель зачитывает эпиграф.

Учитель: Добрый день. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о толерантности, как проявление человеческой индивидуальности. Нашу беседу я бы хотела начать с игры «Звали, зовут, будут звать…». (Дети по очереди, по кругу произносят следующие слова, начиная с ведущего: «Когда я была совсем маленькой меня звали Любочкой, в школе меня звали Любой, а сейчас меня зовут Любовью Семёновной»).

После игры вопрос:

- Ребята, что вы чувствовали, когда произносили своё имя в разных вариантах, и особенно имя отчество? (Ответы учащихся).

Учитель подводит итог сказанному:

- Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.


Учитель: Ребята, а сейчас я вам расскажу сказку. (Звучит нежная музыка).

Жила - была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка. Выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвёртую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. Не знаю кого и выбирать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши и в жизни ты ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого бы выбрали вы? Почему? (Ответы учащихся).

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы учащихся).

Учитель: Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Вам уже известно это слово и смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Что же такое толерантность? Давайте вместе дадим определение этому понятию. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков.

На доске плакат с изображением солнца. Учитель дописывает фломастером ответы детей.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте послушаем, как слово «толерантность» определяется на разных языках земного шара. Сообщение подготовили Курбанова Гуля и Ширяева Регина.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Учитель: Какое из определений вам импонирует более всего?

Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

А что же объединяет эти определения?

Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

(Ответы учащихся)

Учитель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, ни иногда бывает и наоборот. Предлагаю вашему вниманию сценку «Перед вами две дороги. Выбирайте…», которую подготовили ребята из нашего класса.

(выступление учащихся)

Вопросы после просмотра сценки:

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.


Работа по группам.

Сейчас мы разделимся на 2 группы. I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.


Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие, гуманизм

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Нетерпимость

Выражение пренебрежения

Раздражительность

Равнодушие

Учащиеся дают определение толерантному и интолерантному пути.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Учитель: Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности.

Наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ссор, ни ругани. Давайте попробуем создать «дерево толерантности».

(Учитель делит класс на четыре группы: яблоко, банан, лимон, апельсин). Каждая группа напишет на листочках по два правила толерантного общения. Затем докладчик из каждой группы, которого вы выберите, выйдет к доске зачитает правила и приклеит к нашему «дереву толерантности».

Дети работают в группах, записывают на листках правила выходят, зачитывают и приклеивают их на «дерево».

Учитель: Ребята, на этом «дереве» правила, которые вы придумали сами и по которым мы будем с вами жить, учиться, трудиться. И я надеюсь, что их вы запомните на всю свою жизнь.

Наш классный час я предлагаю закончить игрой, которая называется «Спасибо, что ты рядом!».

Звучит песня, на фоне которой дети выходят в центр класса и говорят друг другу «Спасибо, что ты рядом!». Когда выйдут все учитель говорит детям «Спасибо, что вы все рядом со мной!».

На этом наш классный час окончен. Ребята, всем спасибо! Перед выходом из класса подойдите к доске и отразите своё настроение на наших солнышках.


© 2010-2022