Доклад на тему Включение родителей в воспитательную деятельность классного коллектива

    Семья - институт, где формируются основные нравственные качества ребёнка. В последние годы вся педагогическая общественность особенно остро осознала простую истину: воспитание ребёнка без укрепления связи с семьёй невозможно. Каким должно быть это взаимодействие, а лучше сказать, сотрудничество? Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вм...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Включение родителей

в воспитательную деятельность

классного коллектива

Семья - институт, где формируются основные нравственные качества ребёнка. В последние годы вся педагогическая общественность особенно остро осознала простую истину: воспитание ребёнка без укрепления связи с семьёй невозможно. Каким должно быть это взаимодействие, а лучше сказать, сотрудничество?

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». И классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребёнка, - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей.

Родители моих учеников приходят в школу с желанием и радостью. Они предлагают свою помощь, интересуются не только учебой своих детей. Их интересует все. Они участвуют во всем.

Я работаю в школе с момента ее открытия и являюсь классным руководителем 7 класса. Много было сложностей в общении с родителями. И тогда я поняла, что родители моих учеников должны стать моими помощниками, сотрудниками в нелёгком деле - воспитании их собственных детей. Ключевыми в моей работе стали слова, начинающиеся с СО-: соавтор, собеседник, советник, совместно, согласие, содействие, содружество, создание, созидать, сообщество, сопереживать, сопричастность, сотрудник, сотворение, союзник. И я начала привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу: открытые уроки; открытые внеклассные мероприятия; помощь родителей в организации и проведении мероприятий; совместные походы, создание и воплощение в жизнь проектов.

Моя работа как классного руководителя имеет цель: углубить и разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школы и родителей, повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса, содействовать повышению авторитета родителей в семье.

Были поставлены следующие задачи:

1. создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде;

2. изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;

3. установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;

4. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;

5. обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей;

6. воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;

7. развивать интерес к истории своей семьи, её традициям;

8. изучить мнение семей обучающихся о школе и к уровню образовательных услуг.

Для решения поставленных задач работа в классе была организована по следующим направлениям:

  • психолого-педагогическое и информационное обеспечение родителей;

Работая в этом направлении мной проведены следующие родительские собрания: «Режим дня в жизни школьника», «Почему наши дети обманывают», «Надо ли ругать за плохую успеваемость», «Навыки культуры поведения, формирование сознательной дисциплины», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Наши ошибки в воспитании детей». На родительские собрания приглашались учителя предметники. Учителя-предметники знакомили родителей с особенностями учебных предметов, с целями и задачами, программами, планом работы, методикой, своими требованиями. Такие выступления позволили избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и недопониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в школе.

В течение всего времени работая классным руководителем я проводила групповые и индивидуальные беседы с родителями о питании, успеваемости, дисциплине, форме одежды. Некоторые родители приглашались на индивидуальные консультации с учителями и классными руководителями, чьи дети на данный момент имели проблемы в поведении, в общении с одноклассниками, учителями или пробелы в знаниях. Учителя знакомили родителей с планом ликвидации пробелов, советовали, как организовать работу ребёнка дома по преодолению пробелов и отставания. Консультации проводились также и по инициативе родителей.

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой;

  • В течение этого учебного года проводились заседания общешкольного родительского комитета, где обсуждались проблемы нашего учебного заведения, которые требовали помощи родителей, планы на будущее, демонстрировались достигнутые успехи и результаты работы. Родители имели возможность получить план важных мероприятий в школе и в классе.

  • изучение семей обучающихся.

В этом направлении был проведен ряд родительских собраний и анкетирование. Проведённые анкеты и собрания помогли классным руководителям спланировать работу с учащимися и выявить их индивидуальные особенности.

В основе взаимодействия семьи и школы лежит забота школы о семье и семьи о школе.

Важным условием эффективности использования потенциала семьи в воспитании детей является работа по изучению семьи школьника (демографической характеристики семьи, жилищно-бытовых (социально-экономических) условий семьи, социально-культурной характеристики семьи). В данном вопросе особую роль я отвожу индивидуальной работе с родителями - посещение семей, индивидуальные беседы с родителями, анкетирование. Всё это способствует установлению доброжелательных отношений между классным руководителем и родителями, а также учениками. Хочу отметить, что со всеми практически семьями у меня установлены доверительные и доброжелательные отношения. Что способствует быстрому решению возникающих проблем и развитию плодотворного сотрудничества с семьями.

Конечно не все семьи одинаково активны и готовы сотрудничать. Как правило в первую очередь отзываются родители более успешных детей это и понятно. Некоторые родители очень неохотно идут на контакт с классным руководителем. Мало интересуются проблемами своего ребёнка, редко посещают родительские собрания, классные и общешкольные мероприятия.

Как повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивной позиции? Вот некоторые вопросы, которые необходимо решить мне как, классному руководителю. На одном из родительских собраний я обратилась к родителям с вопросом, как они видят нашу совместную работу, какие могут внести предложения по реализации программы развития классного коллектива, в чем могут они принять личное участие. На основании этого я сформулировала их предложения по работе с классным коллективом и родителями на дальнейшую работу.

Предложения по работе с родителями:

  1. Проводить открытые классные мероприятия.

  2. Привлекать родителей к проведению родительских собраний и различных мероприятий.

  3. Больше проводить мероприятий, объединяющих учеников и родителей.

Больше информировать родителей о достижениях нашей школы за учебный год, используя различные внутришкольные и внешние источники информации (школьная газета, размещение материалов на сайте школы).

  1. Провести конкурс «Семья года».

  2. Применять новые формы в работе с родителями (родительские посиделки, конференция семейных проектов).

  3. Совместные субботники по уборке территории школы

Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.

В соответствии с данными направлениями были выбраны разнообразные формы работы

Формы работы:

Традиционные

- родительские собрания,

- посещение семей учащихся,

- совместные мероприятия,

- индивидуальные беседы,

- анкетирование,

- турслет.

Новые формы

Памятка для родителей

Дни открытых дверей
Школа молодых родителей Анкетирование
Родительский клуб
Консультации
Информационный стенд
Показ открытых занятий Консультации специалистов
Совместные праздники (гостиные…), досуги
Круглый стол
Неформальные беседы
Мастер-классы
Творческие мастерские
Копилки идей

Вывод

Во время таких мероприятий устанавливается взаимосвязь. Взаимосвязь: школа - семья; родитель - ребенок - родитель; родитель - родитель; родитель - учитель. Они лучше узнают друг друга, дети чувствуют себя «звездами». Особенно дети, у которых принимали участие родители. На таких мероприятиях дети раскрываются. Остальные учащиеся, увидев своих одноклассников в необыкновенной роли, начинают просить родителей принимать участие вместе в других проводимых мероприятиях.

Обычно в жизни класса участвуют одни и те же родители. А в большинство остается в стороне. А здесь получается совсем иное. Я стараюсь привлечь и тех родителей, которые еще не участвовали нигде.

Такие мероприятия заставляют родителей общаться между собой и с детьми, а значит ближе узнавать друг друга. Также раскрываются плюсы и минусы семейного воспитания. Родители, наблюдая и сравнивая себя с остальными, берут хороший пример для применения в своей практике по воспитанию.

Общение детей и взрослых обогащает внутренний мир ученика, создает атмосферу радости и успеха. Дети уверены, что все получится, т.к. рядом с ними мама и папа.


© 2010-2022