- Преподавателю
- Классному руководителю
- Занятие: «Моя жизнь. Мои права»
Занятие: «Моя жизнь. Мои права»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Балаян Г.А. |
Дата | 15.05.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Занятие: "Моя жизнь. Мои права"
Цель: ознакомление воспитанников с правилами, регулирующими жизнь общества; обобщение знания детей об основных правах ребенка; формирование правовой культуры через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ. Содействие формированию у детей умения анализировать свои поступки, положительные и отрицательные черты характера, прогнозировать последствия своих поступков, формирование навыков толерантного отношения к себе и окружающим, навыков самосознания и самовоспитания.
Задачи:
1. Воспитать законопослушного гражданина, ответственного за свои поступки.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование: персональный компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской, карточки, памятки. Дополнительно: презентация.
Ход занятия
I. Вступительное слово.
Воспитатель: Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. А теперь, я прочитаю вам притчу о метели.
«Вот вышел сеятель сеять: И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши, да слышит!»
Воспитатель:
Ребята, какое смысловое значение имеет эта притча, для чего мы её прослушали?
- Мы прослушали притчу для того, чтобы вы задумались над сказанным, чтобы те слова, которые вы сегодня услышали и услышите, упали на добрую землю, сохранились в вашем сердце и принесли свои плоды. Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь и верить в свою собственную уникальность и предназначенность. И только узаконенный приоритет прав человека может полноценно реализовать себя, выстроить свою собственную жизнь. Демократия невозможна без образованных в области права граждан. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к своей жизни и жизни других людей.
(Cлайд 3)
Права человека - это нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе, устанавливаемые и охраняемые государственной властью.
Закон - нормативный акт, документ, принятый высшим органом государственной власти и установленным Конституцией порядком.
(Cлайд 4)
Исторические периоды формирования современной концепции прав человека:
ПЕРВЫЙ - осознание ценности и значимости отдельной человеческой личности;
ВТОРОЙ - понимание необходимости ограничения власти;
ТРЕТИЙ - осознание важности существования в государстве конкретных процедур, позволяющих ограничить власть и мирными способами выступать в защиту прав человека.
(Слайд 5)
-
«Великая хартия вольностей» - (Англия, 1215 год)
-
«Декларация независимости» - (США, 1776 год)
-
«Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 год)
-
«Великая реформа 1861-1863 г.г.» (Россия)
-
«Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа» (РСФСР, 1918 год)
-
«Декларация прав человека» - 1948 год
-
«Декларация прав ребёнка» - 1959 год
-
«Конвенция о правах ребёнка» - 20 ноября 1989 год
II. Тесты.
Воспитатель: А теперь, дорогие ребята, для вас подготовлены тесты, в которых вы должны выбрать правильные ответы.
(Слайд 6)
Tecт l
-
Что такое Конституция?
а) книга о приключениях.
б) основной закон России.
в) название шоколада. -
В каком возрасте начинается административная ответственность?
а) с 16 лет.
б) с 18 лет.
в) с рождения. -
Чем занимается УК РФ?
а) защитой отношений между людьми.
б) регулированием отношений между преступником и государством.
в) оба варианта подходят. -
Кто подлежит призыву на военную службу?
а) только мужчины.
б) мужчины и женщины.
в) только мужчины с 18 лет по 27 лет. -
Ребенок - это человек ...
а) который ходит в школу;
б) не достигший 18 лет;
в) достигший 18 лет.
(Слайд 7)
Тест 2
-
Что такое закон?
а) документ, который регулирует права людей.
б) правило поведения.
в) наказание за преступление. -
В чем цель наказания?
а) посадить человека в тюрьму.
б) предотвратить новые нарушения закона.
в) наградить правонарушителей. -
Правонарушение - это…
а) нарушение закона;
б) нарушение распорядка дня;
в) нарушение режима питания. -
Какие документы необходимы для устройства на работу?
а) паспорт или свидетельство о рождении.
б) трудовая книжка.
в) все перечисленные выше документы. -
Конвенция о правах ребенка была принята
а) 20 ноября 1989 года;
б) 100 лет назад;
в) 20 ноября 2002 года.
(Слайд 8)
Тест 3
-
Сколько статей в нашей Конституция РФ?
а) 100 статей.
б) 137 статей.
в) их в ней вообще нет. -
2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
а) охраной общественного порядка;
б) охраной порядка, прав и свобод человека;
в) охраной домов. -
В чем заключается значение свободы?
а) в уважении прав других людей.
б) это возможность делать то, что хочешь.
в) оба варианта подходят. -
Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
а) да.
б) нет.
в) может, только с разрешения родителей. -
Ребенок, совершивший преступление ...
а) виновен в любом случае;
б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.
(Слайд 9)
Тест 4
-
Могут ли законы РФ противоречить Конституции РФ?
а) могут.
б) не могут.
в) могут, если необходимо. -
Защитой прав детства в основном занимается:
а) комиссия по делам несовершеннолетних;
б) директор детского сада;
в) полиция. -
Правонарушение делится на два вида:
а) проступок и поступок;
б) проступок и преступление;
в) преступление и действие. -
Уважительной причиной неявки по повестке в Военный комиссариат считается:
а) медицинская справка, подтверждающая неявку по болезни;
б) неразделенная любовь;
в) похищение инопланетянами. -
Заботиться о ребенке должны:
а) родители;
б) родители и государство;
в) звери.
(Слайд 10)
Тест 5
-
В РФ кто пользуется правами и свободами?
а) все граждане РФ.
б) только пенсионеры.
в) все живое в нашей стране. -
Что грозит водителю за проезд на красный сигнал светофора?
а) арест.
б) штраф.
в) поселение. -
Преступление - это ...
а) особо опасный проступок;
б) добрый поступок;
в) не очень опасный проступок. -
С какого возраста законом разрешается поступать на работу?
а) с 16 лет.
б) с 18 лет.
в) возраст не ограничен. -
Все дети Земли равны ...
а) в правах;
б) по росту;
в) по количеству игрушек.
(Слайд 11)
Тест 6
-
С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
а) с 18 лет.
б) с 7 лет.
в) с 20 лет. -
Что обязан сделать полицейский при задержании несовершеннолетнего?
а) сообщить начальству.
б) сообщить его родителям.
в) сообщить классному руководителю. -
С какого возраста начинается уголовная ответственность?
а) с 16 лет.
б) с 14 лет в особых случаях.
в) с 18 лет. -
Какой документ при приеме на работу заключается обязательно?
а) завещание.
б) трудовой договор.
в) договор о дарении вещи. -
Какие дети имеют право на особый уход и защиту?
а) дети-инвалиды и дети, лишенные семьи.
б) дети в возрасте с 15 до 18 лет.
в) все дети имеют такое право.
(Слайд 12) Тест 7
-
Из каких частей состоит власть в РФ?
а) законодательная, исполнительная, судебная.
б) законодательная, исполнительная
в) власть едина. -
Что рассматривает Уголовный Кодекс РФ?
а) преступления.
б) проступки.
в) хорошие поступки. -
Запрещается вовлечение детей в ...
а) преступление;
б) игру;
в) поход. -
Сколько раз в год проходит призыв на военную службу?
а) 2 раза.
б) 1 раз.
в) призыв объявляется по необходимости. -
Ребенок имеет право на:
а) жизнь;
б) общение с родителями;
в) защиту от голода и болезней
(Слайд 13)
Тест 8
-
Защита Отечества - это ...
а) долг и награда;
б) обязанность;
в) долг и обязанность. -
Вовлечение детей в распитие спиртных напитков ...
а) запрещено;
б) полезно;
в) не наказывается. -
Что такое дееспособность?
а) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия.
б) способность иметь права и обязанности.
в) так по-другому называется право на труд. -
Ребенок свободен ...
а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его;
б) выбирать религию;
в) оба варианта. -
Какой самый распространенный вид наказания?
а) предупреждение.
б) вызов в полицию.
в) штраф.
(Слайд 14) Тест 9
-
Если преступление совершено во время самообороны, то:
а) человек несет уголовную ответственность и наказание;
б) освобождается от них;
в) несет наказание. -
Кто обладает правоспособностью?
а) все граждане с 18 лет.
б) все граждане с рождения до смерти.
в) никто не обладает. -
Спор с родителями - это ...
а) возможность выразить свое мнение;
б) случай, когда дети и родители не понимают друг друга;
в) желание доказать другим свою правоту. -
Что такое альтернативная служба?
а) это обязанность для любого гражданина.
б) это право гражданина по убеждениям или по вере не служить в армии.
в) это возможность уклониться от службы в армии. -
Какой основной международный документ закрепляет права детей?
а) Конституция РФ.
б) Устав школы.
в) Конвенция о правах ребенка.
III. Подведение итогов. Раздача памяток.
Приложение № 1
ПАМЯТКА «Я ИМЕЮ ПРАВО…»
Сказать «Я имею право…» означает:
-
Ты знаешь, что такое закон и право;
-
Ты знаешь, что такая возможность в законе записана;
-
Ты знаешь, что у тебя есть все законные основания этой возможностью воспользоваться;
-
Ты знаешь, что если тебе кто-то помешает воспользоваться своими правами, то ты можешь (имеешь право) привлечь его к суду.
Приложение № 2
ПАМЯТКА «ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА»
-
Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
-
Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушитель права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их.
-
Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу.
Приложение № 3
ПАМЯТКА «ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК»
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Статья
Нарушение
Наказание
20.1
Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение порядка (нецензурная брань в общественных местах; шум, мешающий людям после 23 часов и т.п.)
Штраф 5-15 МРОТ или арест до 15 суток
40.4
Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте)
Штраф 5-15 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15-20 МРОТ
20.20
Распитие спиртных напитков в общественных местах
Штраф 3-5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков за содержание этилового спирта 12%)
20.21
Появление в общественных местах в состоянии опьянения
Штраф 1-5 МРОТ или арест до 15 суток