Занятие: «Моя жизнь. Мои права»

В современной жизни у нашей молодежи все большей популярностью приобретает принцип: « кто сильнее, тот и прав»,  « кто богаче, тот и хозяин жизни». Учитывая это, необходимо как можно больше проводить занятия по формированию правовой культуры подростков, чтобы именно приоритет закона стоял на первом месте в решении жизненных ситуации, развивать у них умения и навыки использования правовых знаний в своей практической работе. В последние годы большое значение приобрела  проблема правового воспитани... При проведении занятия поставлены следующие цели: ознакомление воспитанников с правилами, регулирующими жизнь общества; обобщение знания детей об основных правах ребенка; формирование правовой культуры через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, содействие формированию у детей умения анализировать свои поступки, положительные и отрицательные черты характера, прогнозировать последствия своих поступков,  формирование навыков  толера... 1. Воспитать законопослушного гражданина, ответственного за свои поступки. 2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. 3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других. 4. Воспитывать уважение к другим людям. Применялось следующее оборудование: персональный компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской, карточки, памятки. Дополнительно: презентация. Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь и верить в свою собственную уникальность и предназн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Занятие: "Моя жизнь. Мои права"

Цель: ознакомление воспитанников с правилами, регулирующими жизнь общества; обобщение знания детей об основных правах ребенка; формирование правовой культуры через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ. Содействие формированию у детей умения анализировать свои поступки, положительные и отрицательные черты характера, прогнозировать последствия своих поступков, формирование навыков толерантного отношения к себе и окружающим, навыков самосознания и самовоспитания.

Задачи:

1. Воспитать законопослушного гражданина, ответственного за свои поступки.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование: персональный компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской, карточки, памятки. Дополнительно: презентация.

Ход занятия

I. Вступительное слово.

Воспитатель: Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. А теперь, я прочитаю вам притчу о метели.

«Вот вышел сеятель сеять: И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши, да слышит!»

Воспитатель:

Ребята, какое смысловое значение имеет эта притча, для чего мы её прослушали?

- Мы прослушали притчу для того, чтобы вы задумались над сказанным, чтобы те слова, которые вы сегодня услышали и услышите, упали на добрую землю, сохранились в вашем сердце и принесли свои плоды. Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь и верить в свою собственную уникальность и предназначенность. И только узаконенный приоритет прав человека может полноценно реализовать себя, выстроить свою собственную жизнь. Демократия невозможна без образованных в области права граждан. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к своей жизни и жизни других людей.

(Cлайд 3)

Права человека - это нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе, устанавливаемые и охраняемые государственной властью.

Закон - нормативный акт, документ, принятый высшим органом государственной власти и установленным Конституцией порядком.

(Cлайд 4)

Исторические периоды формирования современной концепции прав человека:

ПЕРВЫЙ - осознание ценности и значимости отдельной человеческой личности;

ВТОРОЙ - понимание необходимости ограничения власти;

ТРЕТИЙ - осознание важности существования в государстве конкретных процедур, позволяющих ограничить власть и мирными способами выступать в защиту прав человека.

(Слайд 5)

  • «Великая хартия вольностей» - (Англия, 1215 год)

  • «Декларация независимости» - (США, 1776 год)

  • «Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 год)

  • «Великая реформа 1861-1863 г.г.» (Россия)

  • «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа» (РСФСР, 1918 год)

  • «Декларация прав человека» - 1948 год

  • «Декларация прав ребёнка» - 1959 год

  • «Конвенция о правах ребёнка» - 20 ноября 1989 год

II. Тесты.

Воспитатель: А теперь, дорогие ребята, для вас подготовлены тесты, в которых вы должны выбрать правильные ответы.

(Слайд 6)

Tecт l

  1. Что такое Конституция?
    а) книга о приключениях.
    б) основной закон России.
    в) название шоколада.

  2. В каком возрасте начинается административная ответственность?
    а) с 16 лет.
    б) с 18 лет.
    в) с рождения.

  3. Чем занимается УК РФ?
    а) защитой отношений между людьми.
    б) регулированием отношений между преступником и государством.
    в) оба варианта подходят.

  4. Кто подлежит призыву на военную службу?
    а) только мужчины.
    б) мужчины и женщины.
    в) только мужчины с 18 лет по 27 лет.

  5. Ребенок - это человек ...
    а) который ходит в школу;
    б) не достигший 18 лет;
    в) достигший 18 лет.

(Слайд 7)

Тест 2

  1. Что такое закон?
    а) документ, который регулирует права людей.
    б) правило поведения.
    в) наказание за преступление.

  2. В чем цель наказания?
    а) посадить человека в тюрьму.
    б) предотвратить новые нарушения закона.
    в) наградить правонарушителей.

  3. Правонарушение - это…
    а) нарушение закона;
    б) нарушение распорядка дня;
    в) нарушение режима питания.

  4. Какие документы необходимы для устройства на работу?
    а) паспорт или свидетельство о рождении.
    б) трудовая книжка.
    в) все перечисленные выше документы.

  5. Конвенция о правах ребенка была принята
    а) 20 ноября 1989 года;
    б) 100 лет назад;
    в) 20 ноября 2002 года.

(Слайд 8)

Тест 3

  1. Сколько статей в нашей Конституция РФ?
    а) 100 статей.
    б) 137 статей.
    в) их в ней вообще нет.

  2. 2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
    а) охраной общественного порядка;
    б) охраной порядка, прав и свобод человека;
    в) охраной домов.

  3. В чем заключается значение свободы?
    а) в уважении прав других людей.
    б) это возможность делать то, что хочешь.
    в) оба варианта подходят.

  4. Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
    а) да.
    б) нет.
    в) может, только с разрешения родителей.

  5. Ребенок, совершивший преступление ...
    а) виновен в любом случае;
    б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
    в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.

(Слайд 9)

Тест 4

  1. Могут ли законы РФ противоречить Конституции РФ?
    а) могут.
    б) не могут.
    в) могут, если необходимо.

  2. Защитой прав детства в основном занимается:
    а) комиссия по делам несовершеннолетних;
    б) директор детского сада;
    в) полиция.

  3. Правонарушение делится на два вида:
    а) проступок и поступок;
    б) проступок и преступление;
    в) преступление и действие.

  4. Уважительной причиной неявки по повестке в Военный комиссариат считается:
    а) медицинская справка, подтверждающая неявку по болезни;
    б) неразделенная любовь;
    в) похищение инопланетянами.

  5. Заботиться о ребенке должны:
    а) родители;
    б) родители и государство;
    в) звери.

(Слайд 10)

Тест 5

  1. В РФ кто пользуется правами и свободами?
    а) все граждане РФ.
    б) только пенсионеры.
    в) все живое в нашей стране.

  2. Что грозит водителю за проезд на красный сигнал светофора?
    а) арест.
    б) штраф.
    в) поселение.

  3. Преступление - это ...
    а) особо опасный проступок;
    б) добрый поступок;
    в) не очень опасный проступок.

  4. С какого возраста законом разрешается поступать на работу?
    а) с 16 лет.
    б) с 18 лет.
    в) возраст не ограничен.

  5. Все дети Земли равны ...
    а) в правах;
    б) по росту;
    в) по количеству игрушек.

(Слайд 11)

Тест 6

  1. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
    а) с 18 лет.
    б) с 7 лет.
    в) с 20 лет.

  2. Что обязан сделать полицейский при задержании несовершеннолетнего?
    а) сообщить начальству.
    б) сообщить его родителям.
    в) сообщить классному руководителю.

  3. С какого возраста начинается уголовная ответственность?
    а) с 16 лет.
    б) с 14 лет в особых случаях.
    в) с 18 лет.

  4. Какой документ при приеме на работу заключается обязательно?
    а) завещание.
    б) трудовой договор.
    в) договор о дарении вещи.

  5. Какие дети имеют право на особый уход и защиту?
    а) дети-инвалиды и дети, лишенные семьи.
    б) дети в возрасте с 15 до 18 лет.
    в) все дети имеют такое право.

(Слайд 12) Тест 7

  1. Из каких частей состоит власть в РФ?
    а) законодательная, исполнительная, судебная.
    б) законодательная, исполнительная
    в) власть едина.

  2. Что рассматривает Уголовный Кодекс РФ?
    а) преступления.
    б) проступки.
    в) хорошие поступки.

  3. Запрещается вовлечение детей в ...
    а) преступление;
    б) игру;
    в) поход.

  4. Сколько раз в год проходит призыв на военную службу?
    а) 2 раза.
    б) 1 раз.
    в) призыв объявляется по необходимости.

  5. Ребенок имеет право на:
    а) жизнь;
    б) общение с родителями;
    в) защиту от голода и болезней

(Слайд 13)

Тест 8

  1. Защита Отечества - это ...
    а) долг и награда;
    б) обязанность;
    в) долг и обязанность.

  2. Вовлечение детей в распитие спиртных напитков ...
    а) запрещено;
    б) полезно;
    в) не наказывается.

  3. Что такое дееспособность?
    а) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия.
    б) способность иметь права и обязанности.
    в) так по-другому называется право на труд.

  4. Ребенок свободен ...
    а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его;
    б) выбирать религию;
    в) оба варианта.

  5. Какой самый распространенный вид наказания?
    а) предупреждение.
    б) вызов в полицию.
    в) штраф.

(Слайд 14) Тест 9

  1. Если преступление совершено во время самообороны, то:
    а) человек несет уголовную ответственность и наказание;
    б) освобождается от них;
    в) несет наказание.

  2. Кто обладает правоспособностью?
    а) все граждане с 18 лет.
    б) все граждане с рождения до смерти.
    в) никто не обладает.

  3. Спор с родителями - это ...
    а) возможность выразить свое мнение;
    б) случай, когда дети и родители не понимают друг друга;
    в) желание доказать другим свою правоту.

  4. Что такое альтернативная служба?
    а) это обязанность для любого гражданина.
    б) это право гражданина по убеждениям или по вере не служить в армии.
    в) это возможность уклониться от службы в армии.

  5. Какой основной международный документ закрепляет права детей?
    а) Конституция РФ.
    б) Устав школы.
    в) Конвенция о правах ребенка.

III. Подведение итогов. Раздача памяток.

Приложение № 1


ПАМЯТКА «Я ИМЕЮ ПРАВО…»

Сказать «Я имею право…» означает:

  • Ты знаешь, что такое закон и право;

  • Ты знаешь, что такая возможность в законе записана;

  • Ты знаешь, что у тебя есть все законные основания этой возможностью воспользоваться;

  • Ты знаешь, что если тебе кто-то помешает воспользоваться своими правами, то ты можешь (имеешь право) привлечь его к суду.

Приложение № 2


ПАМЯТКА «ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА»

  1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

  2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушитель права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их.

  3. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу.

Приложение № 3

ПАМЯТКА «ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА


Статья

Нарушение

Наказание

20.1

Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение порядка (нецензурная брань в общественных местах; шум, мешающий людям после 23 часов и т.п.)

Штраф 5-15 МРОТ или арест до 15 суток

40.4

Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте)

Штраф 5-15 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15-20 МРОТ

20.20

Распитие спиртных напитков в общественных местах

Штраф 3-5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков за содержание этилового спирта 12%)

20.21

Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Штраф 1-5 МРОТ или арест до 15 суток

© 2010-2022