Выступление на конференции на тему: Героико-патриотическое воспитание кадет через поисково-познавательную деятельность

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Тема: Поисково - познавательная деятельность как эффективная форма героико - патриотического воспитания молодежи.

9 мая 2015 года наша страна отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. В истоках этой Победы мы по сей день черпаем свои силы, находим духовную опору и стремимся жить и работать так, чтобы страшная война больше никогда не повторилась.

В последнее время западные политики весьма вольно обращаются с вроде бы всем известными историческими фактами. И порой молодому человеку, в том числе я имею в виду свой 10 класс, очень трудно разобраться: где правда, а где вымысел, специально искаженные в угоду политической конъюктуре факты. Панацеей от такой фальсификации истории является ЗНАНИЕ! ЗНАНИЕ РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ. Общество, которое знает свою и чужую историю, просто не будет воспринимать любителей её искажать. А вот если не знает….

Что может быть более правдивым источником знаний, как ни свидетельства реальных участников этих событий, а так же документы, соответствующие этому периоду и отражающие реалии того времени.

В нашей стране нет семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. И именно в своей семье, в семейном архиве вместе с родителями, а также бабушками и дедушками можно и нужно искать знания и свидетельства прошедшей войны.

Проект СПб КК « Помню… Горжусь…»


В Санкт-Петербургском кадетском корпусе в сентябре прошлого года стартовал проект «Помню… Горжусь…». Суть его, если кратко, заключается в том, что дети в своей семье с помощью родителей собирают информацию об участии прабабушек и прадедушек в событиях военного времени. Затем эта информация с помощью преподавательского состава кадетского корпуса, воспитателей, специалистов информационных технологий обрабатывается и, как промежуточный вариант, что уже сделано на сегодняшний день, в формализованном виде вывешивается на главной странице сайта кадетского корпуса (показываю слайды).

Реализация этого проекта, его первые результаты, осмысление деятельности показали следующее:

  1. Во многих семьях уже не просматривается (утеряна) связь поколений. Я имею в виду, что родители не обладают полнотой информации о своих родственниках. И нередко элементарные вопросы детей, наших воспитанников, ставят их в тупик. Например, из 74 воспитанников нашей роты лишь 25 человек смогли предоставить информацию о своих предках. Родители, с которыми мне пришлось разговаривать по поводу этого проекта, находили самые различные причины, оправдывающие незнание. К сожалению, так прерывается связь поколений, их преемственность, а внуки и правнуки могут стать легкой добычей различного рода фальсификаторов истории.

  2. С другой стороны, имеются такие семьи, (6 из 74) в которых, наоборот, четко прослеживается связь поколений, где чтут память о родных и близких. Там родители собрали воедино всевозможные исторические документы. И не только собрали, но и на основе этих документов издали книги (показать книги). Преимущества патриотического воспитания в таких семьях очевидны.

  3. И, наконец, самое главное: я увидел, как процесс ПОИСКА семейных реликвий, порой неожиданные находки, РАССПРОСЫ дедушек, бабушек, их рассказы и воспоминания так захватывают не только кадет, но и их родителей, что они и дальше продолжают начатую работу. А какую гордость испытывает кадет, который может похвастаться перед воспитателями и друзьями добытой информацией!

Мне не раз рассказывали кадеты, их родители, что совершенно неожиданно для них самих в старых документах или у друзей семьи обнаруживались фронтовая переписка в конвертах-треугольниках, фотографии, наградные листы, наконец, похоронки, боевые награды, ценные подарки, грамоты, благодарности, в том числе и от Верховного Главнокомандующего.

Нет нужды напоминать, что все семейные архивы чрезвычайно ценны. Это именно те свидетельства прошлого, по которым мы можем изучать столь актуальную ныне историю повседневности. Кроме того, семейные архивы, альбомы, реликвии - это то, что создает связь поколений и поддерживает причастность каждого человека к своей семье, роду, стране. В идеале они все должны быть сохранены, и современные технологии дают для этого много возможностей. Кстати, эффективнее привлечь к этой работе детей, которые зачастую лучше владеют современными информационными технологиями, чем взрослые. Эта работа также является одной из составляющих системы патриотического воспитания.

Но даже если кроме имени-отчества и года рождения прадеда ничего неизвестно - все равно сегодня можно пролить свет на судьбу родственника.

В своей поисковой работе мы использовали два информационных ресурса, созданных Министерством обороны: электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и обобщенный банк данных «Мемориал». Благодаря этим ресурсам каждый может не только найти сведения, но и увидеть подлинные (оцифрованные) документы о награжденных орденами и медалями, о павших и пропавших без вести на войне. А ведь у нас нет такой семьи, которой бы это не касалось.

С уверенностью говорю, что каждый курсант моего взвода заходил на эти сайты и занимался поисковой работой. В том числе я тоже с помощью указанных сайтов узнал, что мой дед Анатолий Петрович Смыслов не пропал без вести, как до сих пор считалось в нашей семье, а погиб в 1942 году под Ленинградом, на Синявинских высотах.

Мне показалось, что мальчишки сразу повзрослели, когда окунулись в изучение документов войны. Сами можете представить, каково увидеть в настоящих списках личного состава стрелкового полка напротив фамилии своего прадеда пометку рукой писаря полка: « погиб в бою».

Встречи с живыми участниками Великой Отечественной войны

Участие в проекте, работа с документами показала острую нехватку ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ с участниками тех грозных событий. Мы посоветовались со взводом и решили организовать встречи с ветеранами-женщинами. Более несовместимых понятий, чем женщина и война, по-моему, не существует.

Сами кадеты нашли первую героиню наших встреч - 92 -х летнюю Сыркову Нину Ивановну. Она проживает в пос.Токсово. Каково было взаимное впечатление от этой встречи - не передать словами. Нас встречали на самом высоком уровне, если так можно выразиться, за празднично накрытым столом (слайды). Кадеты смогли задать любые вопросы и получить на них ответы. Речь шла о партизанской борьбе в Лужской области, куда летом мы собираемся на лагерный сбор. Главное, как мне показалось, было отсутствие официоза, правдивые детали и события военных дней.

Следующую героиню Строганову Надежду Васильевну, директора детского дома в блокадном Ленинграде, мы смогли пригласить уже на нашу территорию, в кадетский корпус (слайды). Разговор получился очень откровенный и произвел неизгладимое впечатление на всех нас. Мы как будто своими глазами увидели жизнь и смерть в блокадном городе.

По инициативе кадет мы связались с Домом Ветеранов № 1, что находится в г.Пушкине, и нам помогли организовать встречу с санинструктором танкового полка Никишкиной Елизаветой Агаповной. Скажу одно - это было СОБЫТИЕ как для кадет, так и для ветеранов этого заведения. За время встречи мы «прошли с боями от Севска до Берлина». Узнали, что такое танковое сражение и какова цена жизни танкиста (смотри фото).

Все эти встречи объединило одно - большой эмоциональный всплеск, связанный с откровенностью и правдивостью изложения ветеранами событий Великой Отечественной войны.

Открытое воспитательное мероприятие « У войны не женское лицо»

Встречи с женщинами -ветеранами подтолкнули нас к идее углубить и обобщить материал, связанный с ролью женщин на войне. Мы решили найти самое-самое про воевавших женщин. Определили сроки готовности. Темами не ограничивали. Единственным критерием являлась правдивость. Материала хватило на проведение открытого воспитательного мероприятия, которое мы озаглавили «У войны не женское лицо». Так вот, во взводе у меня 19 человек, а рассказов о прожитой фронтовой жизни женщин на войне было 28. И это мы еще сокращали, как могли.

Так, мы нашли приказы, регламентирующие представление к правительственным наградам за определенное количество вынесенных с поля боя раненых бойцов. Узнали про единственную женщину, полного кавалера орденов Слава. На примере тяжелораненых девчонок, оставшихся без рук или ног, увидели проявление силы воли и любви к Родине. Узнали, что можно три года воевать на танке механиком-водителем в составе мужского экипажа и выдавать себя за мужчину. А наши летчицы не только летали на кукурузниках, но и в персональных боях сбивали фашистских ассов. Узнали также о единственной летчице, совершившей воздушный таран. Теперь мы знаем, что лучший снайпер-женщина уничтожила 309 врагов, это почти батальон фашистов. Оказалось, что наши 18-летние девчонки не раз участвовали в рукопашной, а некоторые из них командовали самыми отборными подразделениями. И, самое главное, мы услышали голос их души, познали их боль, переживания, что чувствовали они, убивая врагов, и постарались перенести все это на себя. Постарались понять: а смог бы я поступить также…

Я не буду утверждать, что после этого мероприятия все кадеты стали еще более, если так можно выразиться, патриотичными. Ведь только поступки людей могут ответить на вопрос об их патриотизме. Но то, что во время проведения этой поисково-познавательной работы не было ни одного равнодушного человека - могу свидетельствовать. И то, что добытая ими информация была для них, да и для некоторых из нас, взрослых,- открытием, это точно!

Считаю важным, что помимо эмоционального восприятия при непосредственном общении со свидетелями и участниками страшных военных дней подростки получили, что называется, из первых рук, многочисленные фактические свидетельства преступлений фашизма.

Все дальше и дальше уходят военные годы. Наша страна ежегодно, торжественно отмечает "праздник со слезами на глазах", вспоминает всех павших, известных и неизвестных солдат, защищавших родину ценой своей жизни. Поисковая деятельность позволяет приблизить давно прошедшее, окунуться в него душой, умом и сердцем, осознать величие свершенного подвига. Это осознание, чувство уважения и гордости за наш народ, за Россию, служит фундаментом патриотического отношения к Родине.



© 2010-2022