- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему Милосердие и добро
Классный час на тему Милосердие и добро
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вирц С.Ю. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Классный час "Милосердие и доброта"
Провела старшая вожатая: Вирц С. Ю.
Доброе утро, ребята! Я вас очень рада видеть.
А теперь возьмите друг друга за руки и скажите «Доброе утро, я рад тебя видеть».
Спасибо, присаживайтесь.
А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
1.Ведущий. Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
.2.Ребята, как вы думаете, что такое доброта и милосердие?
(дети говорят то, что они думают о доброте)
Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача, добрый человек поздравит его, а если беда - добрые слова помогут утешить и успокоить. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добрый человек всегда правдой живет, и др.
Ведущий: Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
-Как вы думаете, что такое доброта и милосердие?
3.-Дети, какие нравственные критерии включает в себя это понятие - милосердие и доброта?
Дети отвечают: добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память…
-А какие нравственные понятия не относятся к милосердию?
Равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово…
Ведущий. Очень часто мы забываем, как слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт:
Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести.
5.Ведущий. Чтобы человеку остаться человеком, помнить свои корни, жить по-людски, важно иметь и не потерять чувство любви к своим родителям. Об этом говорит и мудрейшая книга "Коран": "… почитай отца своего и мать".
- Как хранят семейные традиции в вашей семье?
6.-Какие пословицы и поговорки о добре и милосердии вы знаете?
Ученики: (учащиеся по очереди говорят пословицы и поговорки)
-
"Доброе слово лечит, злое калечит"
-
"Злой не верит, что есть добрый"
-
"Добрая слава лежит, а худая бежит"1
-
"Доброго чтут, а злого жалуют"
-
Добрые вести прибавят чести.
-
2 Доброта без разума пуста.
-
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
-
Делай другим добро - будешь сам без беды.
-
Доброе дело питает и душу и тело.
-
Добрый человек в добре живет век.
-
Худо тому, кто добра не творит никому.
-
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
-
Добрые умирают да дела их живут.
-
Красота до вечера, а доброта навеки.
-
Доброе братство лучше богатства.
-
Живи добрее, будешь всем милее.
Ведущий.
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье".
Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: "Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других"
Вспомним слова Л. Н. Толстого: "В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других"
Ребята, какие высказывания писателей о доброте знаете вы?
Ученики: (учащиеся называют высказывания о доброте)
-
"Доброта лучше красоты" (Г.Гейне)
-
"Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта" (Мигель Сервантес)
-
"Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям" (Жан Жак Руссо)
-
"Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе" (Вильям Шекспир)
-
"Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях" (Блез Паскаль)
-
"Знания должны увеличиваться с добротой" (Фазиль Искандер)
11.Ведущий. Человек живет среди людей. Вольно или невольно ему приходится ошибаться. В этом общении он и познается окружающими: добрый или злой, чуткий или равнодушный, умеет ли прощать промахи тех, кто рядом с ним.
Я прочитаю вам сказку.
Ни в каком это ни в царстве, ни в каком государстве жили-были дети: Айгульки, Азатики, Альфиюшки. Жили, росли, многое знали, многое умели. Побеждали в соревнованиях, были замечательными артистами, дома были любимыми детьми. Но почему-то не было счастья в нецарстве-государстве. Каждый день плакали девочки, плакали мальчики. Не могли справиться с руками своими: махали ими направо- налево. А с языков у них срывались слова нехорошие: обзывали друг друга, не прощали чужих промахов, не забыли чужих обид. И каждому казалось, его боль болючее. Все ходили обиженные, и каждый просил: "Не обижай меня", но никто его не слышал.
Вопросы к детям:
- Как вылечить этих детей?
- Что нужно для того, чтобы счастье поселилось в нецарстве - государстве?
12.Давайте немного поиграем, но игра будет серьезная, мы будем работать над понятиями.
3 Кроссворд
-
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта.)
-
Внутренний психический мир человека. (Душа.)
-
Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. (Психология.)
-
Проявление заботы, внимания. (Заботливость.)
-
Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. (Уважение.)
-
Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь.)
-
Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Совесть.)
-
Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (Сострадание.)
-
Высокий уровень чего-нибудь, высокие умения. (Культура.)
-
Группа живущих вместе родственников. (Семья.)
Ведущий: Верно. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые испытания.
-Каким делает человека доброта и милосердие?
Ученики: Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др.
-Какой человек может быть добрым и милосердным?
Ученики: Добрым и милосердным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.
- Судить человека надо по его делам.
Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.
.
14.Ведущий: Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.
-
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
-
Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.
-
Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
-
Защищайте девочек, маленьких детей.
-
Не допускайте грубости.
-
Старайтесь во всем помочь ближним.
-
Будьте добрым и милосердным человеком!
4 Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность милосердие всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!
15. Напутствие консультантов.
Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям - только и всего, что требуется от вас!
Цитата урока: учитель обращает внимание на цитату урока «Творчество - это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь» Н. Рерих - художник, философ.
- Согласны ли вы с этим выражением?
- Вспомните, какие чувства вы испытывает, когда у вас что-то хорошо получается?
- Можно ли назвать творчеством приготовление вкусного обеда? (ответы учащихся)
- Творчество - это выражение собственных мыслей и чувств через различные виды деятельности.
Круг радости:
- Я приглашаю вас в круг радости. (Каждому ребенку вручается карточка, на которой написано начало фразы которую нужно домыслить.)
Учитель предлагает детям закончить предложения:
-
когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую
-
солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне
-
облака сегодня такие пушистые и нежные, будто
-
я иду по земле, и мне кажется
-
я дотрагиваюсь до капелек росы и чувствую, как
-
когда учитель хвалит меня, то я чувствую
-
этот цветок так благоухает, что
-
это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется
-
капли дождя на стекле, словно
Беседа
Мы убедились - доброе неразрывно связано с красотой. Эта глубокая связь хорошего и красивого проявляется на каждом шагу. Ведь прекрасна не только талантливая поэма, симфония, картина. Прекрасны умная мысль человека, его дела, благородные поступки. И, конечно ж, прекрасным мы называем человека - умного, доброго, благородного, способного творить чудеса. В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту. (В. Сухомлинский).
Рассказ учителя: Сказка о художнике
Жил-был художник. Он писал прекрасные пейзажи: леса, поля, горы, небеса, во всём он видел красоту, и все любили его картины. Художник часто уходил гулять, иногда он возвращался через час, иногда через три, но всегда его глаза светились, и он писал новый пейзаж. Порой это был крохотный цветок, порой - восходящее солнце. «Ах! Как красиво!», - говорили люди. Но однажды художника долго не было, и когда он вернулся, глаза его не сияли, и он ни чего не писал. Он забросил краски и кисти. Стал подолгу бродить по полям и лесам, возвращался мрачнее тучи, снова уходил, но в душе его не было покоя.
5- Что ты ищешь? - спрашивали его люди.
- Я ищу красоту, - отвечал художник. - Я хочу нарисовать всю красоту мира сразу.
Люди качали головами и отходили. А художник всё искал и искал. Однажды ночью художник заблудился среди полей и так устал, что уснул прямо на траве. Во сне он увидел величественную женщину в зелёных одеждах. Сама Природа явилась к нему. Как поэма прозвучали в вышине её слова:
- Красота многогранна, она сияет в этом мире бесконечным множеством граней. Но знай, художник, что даже малый цветок отражает в себе красоту, как осколок зеркала может отразить в себе всё небо. Нужно только видеть.
Проснулся художник, увидел волшебную бесконечность ночи, усыпанную звездами, и пошел домой. Когда он вернулся, глаза его светились. Он написал множество чудесных уголков земли, которые встретились ему за время странствий. Люди смотрели и говорили: « Ах, как красиво!» И мир открывался им новыми гранями.
- Что необходимо, чтобы увидеть красоту?
- Как вы понимаете выражение «Мир открылся новыми гранями?» (ответы учащихся)
- Цель творчества - раскрывать свои способности. Каждый человек талантлив. Занятие любимым делом помогает человеку обрести веру в свои силы.
В рисунках или картинках,
В письмах, комиксах, стихах,
В схемах, ребусах, таблицах,
В разных символах и лицах.
Рисуйте о светлом!
Пишите о добром!
Коллаж должен быть ярким, весёлым и добрым!
Создание рисованного коллажа.
Рекомендации учителю: сбор информации и материал для коллажа готовят заранее. Дети делятся на группы по желанию (по 3 чел). Каждая группа получает примерную тематику своего кадра. Темы можно изменить по желанию. Сделать заготовки для коллажа - прямоугольные листы ватмана размер А-3.
-
Мир моими глазами.
-
Радость самопознания
-
Законы доброты.
-
Учимся общению.
-
Чудеса природы
-
Мой родной край.
-
Пожелания друзьям.
-
Мои открытия.
-
Дарю людям радость
Презентация работ.
6 Беседа
Ребята, спасибо за такой замечательный коллаж, за ваш труд. Я знаю, что в ваших сердцах ещё сильнее разгорелись искорки любви и доброты, дружбы и уважения, красоты и гармонии. Мир вокруг тебя стал ещё понятнее и интереснее, добрее и красивее. В течение целого учебного года на уроках самопознания ты знакомился с добрыми и прекрасными произведениями, с мыслями, характерами и действиями разных людей. Я уверена, что теперь ты сможешь сам разобраться в этом огромном и очень интересном мире человеческих взаимоотношений и духовных ценностей. Дари тепло своего сердца всему, что тебя окружает, уважает и любит. Пусть свет и тепло твоей души ярко освещает твою жизнь и жизнь других людей, которые с тобой рядом. Люби людей.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.
Исполнение песни «Дорогою добра»
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди мой, друг, всегда иди дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты.
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя, не как сестра.
7 Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов.
Не забывай, что эта жизнь - не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди мой, друг, всегда иди дорогою добра.
А пока я прочту вам стихотворение, а вы слушайте очень внимательно, вам надо будет ответить на несколько вопросов.
Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка…
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка…
8 Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка…
Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: - Пусть живут -
в квартире так чудесно,
а если потесниться, тут
и нам найдётся место!
Какие поступки совершил мальчик из стихотворения?
(отвечают на вопрос)
А откуда на улице появились эти животные? Кто же в этом виноват?
Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения.
Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
А что же такое доброта? (отвечают)
9 Вот какое определение этому слову дано в толковом словаре Ожегова: «Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству».
Как вы понимаете слово милосердие? Что значит быть милосердным?
Милосердие - это сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся. Проявление милосердия на деле - это различного рода помощь, благотворительность.
Милосердный человек тот, кто отдает тепло своей души людям, которым трудно в этот период жизни. Милосердие - одно из лучших качеств человека.
Наверное, вы со мной согласитесь, что только Человек умеет анализировать. Он может отличить плохое от хорошего, добро от зла.
Солнышко - это всегда радость, тепло и счастье, вы согласны со мной?
Я думаю, ведь не только слова у нас должны быть добрыми.
-А вы как думаете, что еще должно быть в нас добрым?
(Надо чтобы и поступки наши были правильными и разумными, чтобы нам не приходилось за них краснеть).
А вы совершали в своей жизни добрые поступки? Хотите поделиться с нами? Вспомните ваши добрые дела и поделитесь с нами.
Продолжите фразу: Никто из вас не знает, что я…
Молодцы вы очень внимательны к людям, милосердны.
Теперь давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо». Я читаю вам советы, если они добрые и хорошие, то вы встаете и 3 раза хлопаете в ладоши, если плохие вы сидя топаете ногами, договорились. Начинаем.
Девчонок надо никогда
Нигде не пропускать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они,
До них вам дела нет.
10 Если ты сидишь в трамвае,
и бабулька вдруг вошла,
уступи ей смело место,
нужно старшим уступать.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Маме нужно помогать сумки полные таскать.
Чтобы мама отдыхала, нужно пол, посуду мыть.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте добро людям и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.
Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Перед нами чистый лист ватмана. Давайте наполним его добрыми делами.
- Сначала посадим деревья (приклеиваем на ватман).
- Потом сделаем скворечники для птиц, о птицах надо заботиться.
- Для малышей сделаем песочницу - пускай играют, и качели смастерим - вот детям забава.
11- За детьми будут смотреть мамы и бабушки - значит, надо сделать для них лавочки.
- Поможем котёнку слезть с дерева: ведь он маленький.
- Покормим голодного щенка.
- Старушке-соседке поможем перейти дорогу.
- Маме поможем нести тяжёлую сумку.
- Не будем забывать писать письма родным и близким. Самолёт доставит почту в любой уголок Земли.
(На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.
Учитель. - Ребята, как мы назовём эту картину?
Дети. "Мир", "Как прекрасен этот мир", "Добро побеждает зло" и т.д.
Учитель. - Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
Дети. Делать добро очень приятно и радостно.
Учитель. - Наш классный час подходит к концу. Я попрошу вас всех встать в круг. Сегодня мы попрощаемся друг с другом при помощи «волшебного клубка», протягивая друг к другу «дорожки ДОБРА». Ребята, я прошу вас передавать клубок, говоря друг другу: «Я тебе желаю добра». Идет игра, последний ребенок передает клубок учителю со словами: «Мы вам желаем добра».
Учитель. И я вам тоже желаю добра! Посмотрите, сколько «дорожек добра» от нас протянулось друг к другу. Поднимите руки вверх и посмотрите, как эти нити превратились в волшебную «крышу ДОБРА», которая защитит нас в этом мире от всех бед. А теперь, положите паутинку на пол, видите, она превратилась в дорогу ДОБРА, которая никогда не разорвется.
Я уверена, что доброта есть в каждом из нас, нужно только не забывать о ней.
Мне так приятно, что ваши добрые глаза, ваши красивые улыбки я очень долго буду вспоминать. А чтобы вы не забыли о нашей встрече, разрешите мне вручить вам вот такие талисманы Доброты и Милосердия, пусть они оберегают вас от злости и вражды.
Благодарю вас за сотрудничество успехов вам во всем. До свидания.
В нашей школе стартовала республиканская декада "Самопознание: педагогика Любви и Творчества". 2 февраля прошла общешкольная торжественная линейка открытия недели "Самопознания".
Исполнение песни «Дорогою добра»
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди мой, друг, всегда иди дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты.
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя, не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов.
Не забывай, что эта жизнь - не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди мой, друг, всегда иди дорогою добра.
Ведущий. К вашему вниманию частушки.
8 .Девочки исполняют частушки.
Как слезинки, капли с крыши
В ясный день закапали,
Потому что Никита пишет
На столе каракули.
Мама шла из магазина,
Рядом с нею шла Карина.
Не догадывалась дочь
Маме груз нести помочь.
Пять часов сидела Лиля,
Нос уткнувши в телевизор.
А назавтра в дневнике
Вырос лебедь на строке.
Мама глянула в дневник:
- Что же ты за ученик?
Хоть порадовал бы мать
И принес не три, а пять.
Дятел пестрым клювом острым
Долбит звонкую сосну.
Две сороки на уроке
Нарушают тишину.
- Что ты, мама! Много нас,
Ты подумай - целый класс.
Нам отличник каждый дорог,
Не хватает всем пятерок.