Образовательная программа театрального кружка

Дополнительная образовательная программа  относится к программам художествено-эстетической направленности,так как  ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуаль...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кривошеевская средняя общеобразовательная школа»

Прохоровского района Белгородской области

Согласовано

Заместитель директора по ВР МБОУ «Кривошеевская СОШ»

_______Т. Э. Апанасова

____.____.2014 г.

Утверждено

Директор МБОУ «Кривошеевская СОШ»

____Ж.Н. Лазарева

Приказ № _____

от ____.____.2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования

«Театральный»

(художественно - эстетическое направление)

Третий год обучения

Возраст 10-15 лет

Разработал: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кривошеевская СОШ»

Гребенкина Ольга Федоровна











2014

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа творческого объединения «Театральный»

составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и Федеральным БУП для образовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения на основе авторской программы с учетом предъявляемой нагрузки по учебному плану МБОУ «Кривошеевская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденному приказом по образовательному учреждению № ____ от _________ 2014 года.

Структура рабочей программы соответствует локальному акту МБОУ «Кривошеевская СОШ» «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), утвержденной приказом по образовательному учреждению № 52 от 28 марта 2012 года «О выполнении решения педагогического совета № 4 (61) от 26 марта 2012 года».

В рабочей программе учитываются рекомендации инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО «О дополнительном образовании в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2014-2015 учебном году»

Внесенных изменений в рабочую программу нет.

УМК:

Модифицированная программа дополнительного образования «Театральный»

Общая характеристика

Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:

1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера в о взаимодействии.

2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.

.

Программа предназначена для детей и подростков -15 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года.

. .

Формы организации учебного занятия:

  • кружковое занятия;

  • соревнование

  • концерт;

  • экскурсия;

  • диспут;

  • творческий отчет;

  • круглый стол;

заочная экскурсия;

  • урок-игра

Программой предусматривается также

  • совместные просмотры и обсуждения спектаклей;

  • посещение музеев, выставок;

  • творческие конкурсы;

дни именинника т.п.

Формами контроля служат показ спектакля, конкурс чтецов, выпуск стегазеты

Описание места творческого объединения в учебном плане

Кружок «Театральный» относится к области дополнительного образования.

Программа отводит 74 часа (2 часа в неделю)

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны:

  • освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей;

  • освоить культуру речи и движений на сцене и в жизни;

  • уметь снимать эмоциональное и мышечное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;

  • уметь свободно проявлять свои лучшие творческие качества;

  • владеть навыками совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, свободного общения,

  • иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное мышление

  • владеть своим телом как инструментом самовыражения;

  • уметь работать над «белыми стихами»;

  • владеть импровизационным конферансом;

  • использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;

  • уметь моделировать и разрешать жизненные ситуации;

  • уметь реализовать себя в создании сценической постановки;

  • изготовлять реквизит и декорации;

  • владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки;


Содержание программы

1. Вводное занятие, заключительное занятие

решение организационных вопросов;

подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника; 2 2.Основы актерского мастерства

Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и групповые этюды. Этюд на беспредметное действие. Этюды на молчание. Этюды парные и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине

3. Театральный словарь

- система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.

- ознакомить с чего зародился театр, какие виды существуют;

-знакомство с понятиями, связанными со словом театр, с тем, кто создаёт спектакли;

- учить детей находить ключевые слова в текстах;

.

4. Сценическая речь

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям. Практическая работа над стихотворением, басней.

5. Пластика

Система упражнений включают в себя:

яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом

упражнения направленные на координацию движений и равновесие

упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа

6. Творческий сюрприз

Творческий сюрприз - театральное сочинение малой формы - это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему, В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого из них.

Творческие сюрпризы включают в себя все, что угодно: песни, стихи, монологи, шутки, наблюдения, сценки и т.д. Работа над сюрпризами дает воспитанникам толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме.

7. Работа над спектаклем

Репетиционные занятия - работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

Цели:

1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

  1. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

  1. Распределить роли персонажей между детьми

2 этап - Репетиционный

Цели:

  1. Научить детей репетировать сказку по частям

  2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

  3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап - Завершающий

Цели:

  1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.

  2. Научить детей чувствовать ритм спектакля

  3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

  4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

4 этап - Генеральная репетиция

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.

  1. Этика и этикет

Круглый стол «Азбука общения»

Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)

Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики).

Анализ работы за год

9. Заключительное занятие

Летние задания, например:

*письменная работа "Как мы учились весь год";

* сюрприз на свободную тему;

* наблюдение;

* выбор басни или литературного фрагмента для последующей работы с ним.

10. Просмотрово-информационный

Просмотр кинофильмов и их обсуждение.























Учебно-тематический план III года обучения

N п\п

Содержание работы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, заключительное занятие

2

2

-

2.

Основы актерского мастерства

7

2

5

3.

Театральный словарь

7

7

-

3.

Сценическая речь

10

2

8

4.

Пластика

9

-

9

5.

Работа над спектаклем

15

2

13

6.

Творческие сюрпризы

9

-

9

7.

Индивидуальная работа

8

-

8

8.

Просмотрово-информационный раздел

5

-

5

Итого:

72

15

57





























Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

план

факт

Вводное занятие

2 час

1

Решение организационных вопросов;

1

2

Обсуждение репертуара

1

Основы актерского мастерства

7 час

3

Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти.

1

4

Одиночные и групповые этюды

1

5

Этюд на беспредметное действие.

1

6

Этюды на молчание.

1

7

Этюды парные и групповые, место действия

1

8

Этюды по сказкам.

1

9

Этюд по картине

1



Театральный словарь

7 час

10

Беседа о театре.

1

11

С чего зародился театр

1

12

Особенности театрального искусства

1

13

Виды театрального искусства

1

14

Устройство зрительного зала и сцены

1

15

Какие виды театра существуют

1

16

Кто создаёт спектакли

1

Сценическая речь

10 час

17

Артикуляционная гимнастика.

1

18

Устранение дикционных недостатков

1

19

Тренинг правильной дикции

1

20

Дыхательные упражнения

1

21

Постановка речевого голоса.

1

22

Работа над диалогом и монологом.

1

23

Чтение различных отрывков из пьес по ролям

1

24

Практическая работа над стихотворением

1

25

Практическая работа над стихотворением

1

26

Практическая работа над басней

1

Пластика

9 час

27

Яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом


28

. Яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом


29

Упражнения направленные на координацию движений и равновесие


30

Уупражнения направленные на координацию движений и равновесие


31

Упражнения направленные на координацию движений и равновесие


32

Упражнения, направленные на освоение пространства


33

Упражнения, направленные на освоение пространства


34

Создание образа


35

Создание образа


Творческий сюрприз

9час

36

Сочинение песен, стихов, монологов, шуток, наблюдения, и т


37

.. .

Сочинение песен, стихов, монологов, шуток, наблюдения, и т


38

. Сочинение песен, стихов, монологов, шуток, наблюдения, и т


39

Сочинение песен, стихов, монологов, шуток, наблюдения, и т


40

Сочинение песен, стихов, монологов, шуток, наблюдения, и т


41

Сочинение песен, стихов, монологов, шуток, наблюдения, и т


42

Сочинение песен, стихов, монологов, шуток, наблюдения, и т


43

Репетиц Сочинение песен, стихов, монологов, шуток, наблюдения, и т ия сценки


44

Репетиция сценки


Работа над спектаклем

15 час

45

. Ознакомление детей с содержанием произведения (пьесы)

28.01

46

Ознакомление детей с содержанием произведения (пьесы)


47

Выявление персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.


48

Выявление персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры


49

Выявление персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры


50

Распределение ролей персонажей между детьми


51

Репетиция сказки по частям

Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».


52

Репетиция сказки по частям

Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».


53

Создание костюмов и риквизитов


54

Репетиция сказки по частям

Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».


55

Репетиция сказки по частям


56

Репетиция сказки по частям


57

Репетиция сказки Понятие «Мизансцена», работа над мизансценами и запоминание их последовательности.


58

Репетиция сказки


69

Репетиция сказки


Индивидуальная работа

8 час


60

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство»

1

61

Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», )

1

62

Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Критика», «Спор»)

1

63

Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния

1

64

Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)

1

65

Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов


66

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья

1

67

Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи.

1

Просмотрово-информационный раздел

5 час

68

Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.

.


69

Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров

20.05

70

Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров


71

Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров


72

Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров


Формы и средства контроля

Конкурс чтецов;

Показ спектакля

Выпуск стегазеты





















Учебно-методические средства обучения

  1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 272 с.

.

  1. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. -176 с.


  1. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. - М.: Просвещение. - 1978. - 176 с.

  2. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 320 с.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006. - 208 с.

  4. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 280 с.

  5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. - М.: Литература, 1998. - 816 с.

  6. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная пресса.. - 2000. - 96 с.

  7. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( "Репертуар для детских и юношеских театров"), 2008. - 160 с.


  1. Холл Д.Учимся танцевать. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 184 с.

  2. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.

  3. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. - М.: ООО «Издательство АСТ». -2002. - 445с.

13. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная пресса.. - 2000. - 96 с.

\









Сценарий Нового года: «Новый год шагает по планете»

Действующие лица

Дед Мороз.

Снегурочка.

Папуасы.

Белый медведь.

Трубочист.

Машенька.

Капитошка.

Ход мероприятия

На сцене Машенька украшает елку, делает последние приготовления к празднику. Вбегает Капитошка.

Капитошка. Ой, ой! Что же делать? Что же делать?

Машенька. Что случилось? Стихотворение забыл, что ли? Вот я свое наизусть выучила (задумчиво):

Вечер. Запах мандарина.

Сквознячок шевелит свечки.

Вьются кудри серпантина.

Звезды, шарики, сердечки...

Капитошка (перебивая). Хуже! Это просто катастрофа! Новый год похитили!

Машенька. Как? Когда? Кто?

Капитошка. Папуасы, неучи, невежды утащили наш долгожданный праздник... Ой-ой, что же делать?!

Машенька. Да, не хорошо получилось. У нас почти все готово: елка наряжена, ребята все собрались, вот-вот Дед Мороз со Снегурочкой приедут, а у нас даже Нового года нету!

Капитошка. Нужно скорее Новый год выручать! А ребята Нам в этом помогут. Правда?

Реакция зала.

Машенька. А кто ж знает, где эти папуасы водятся?

Капитошка. Не знаю, по географии у меня тройка была.

Машенька. Давай спросим ребят, они наверняка знают! (Обращаясь к залу.) Ну, отличники, признавайтесь, где нам папуасов отыскать?

Реакция зала.

Капитошка. Правильно! (Неуверенно.) Наверное...

Машенька. Так, это мы выяснили, как теперь добираться будем?

Капитошка. А у меня идея есть. Давай волшебный посох возьмем, с ним мы вмиг обернемся.

Машенька. Что ты, а если Дедушка Мороз заметит?

Капитошка. А мы быстренько, никто даже и не узнает.

Машенька. Хорошо. Тогда командуй!

Капитошка. Ммм... (Зажмуривая глаза, стукает три раза об пол.)

Машенька закрывает глаза. Звучит музыка.

Машенька. Ой, где это мы?

Капитошка. Не знаю, странно как-то... снег везде, ветер... бррр... холодно.

Машенька. Неужели на Северный полюс попали? Вы знаете, что, кроме географических полюсов Северного и Южного, существуют еще полюсы геомагнитные, а также полюсы холода - такие места на Земле, где отмечены самые низкие температуры. Полюс холода Земли находится в центральной части Антарктиды, где 24 августа 1960 г. отмечена температура 88,3 градуса мороза! Это самая низкая температура воздуха, отмеченная когда-либо на нашей планете. Думаю, что даже Дедушка Мороз на таком холоде вокруг елочки долго не поплясал бы!

Капитошка. Я этого не знал, предупреждал же, что у меня по географии тройка была...ой, подожди, кажется, кто-то идет.

На сцену тяжелой походкой выходит Белый медведь.

Белый медведь. Ох, нынче зимушка-зима разошлась, завьюжила, замела дорогу... ох, трудно будет Санте добираться до ребят.

Капитошка (в сторонке, шепотом). Вот он наш шанс, только вежливо нужно, аккуратно...

Машенька. Извините, пожалуйста, уважаемый Белый медведь, не подскажете ли нам, где мы находимся?

Белый медведь. Вот туристы пошли: едут, а куда - не знают. Куда ж ваше правительство только смотрит!

Капитошка (возмущенно). А вот правительство трогать не надо!

Машенька. Ой, да мы не туристы! Мы, милейший, Новый год потеряли, а теперь еще вот и заблудились.

Белый медведь. Да-а, плохо это - Новый год потерять, к несчастью, да еще накануне праздника великого... вот наш Санта такого не допустил бы.

Машенька. А кто это?

Белый медведь. Санта Клаус - это наш американский Дедушка Мороз. В переводе Санта - святой, а Клаус - народное уменьшительное от Николаус. Ведь всем ребятам (показывая на зал) известно, что прообразом как европейского, так и российского Деда Мороза является святитель Николай - Николай Чудотворец. Санта Клаус живет в небольшом селении Лапландии, которая является северной частью Финляндии. Наш волшебник круглый год, все 12 месяцев в году, несет свою сказочную службу, а 30 гномов помогают ему в этом: отвечают на письма ребят со всего света, катают гостей на оленьих упряжках и разносят подарки. Наш Санта очень влиятельный и уважаемый волшебник, член палаты Дедов Морозов мира.

Капитошка. А что, такая есть?

Белый медведь. А как же!

Машенька. Вы лучше нам помогите наш Новый год отыскать!

Капитошка. Точно!

Белый медведь. Ну, то что его здесь нет - это я могу утверждать. Может быть, поискать его в южных странах?

Капитошка. Там же елки не растут! Как же дети встречают Новый год без елочки? Какие деревья украшают?

Машенька. Ну совсем ты темный, Капитошка! У китайцев принято, чтобы в доме было маленькое мандариновое дерево - Дерево Света, а на столе стояли срезанные нарциссы. А вот в Никарагуа комнаты на Новый год украшают ветвями кофейного дерева с красными плодами. В Австралии, где Новый год приходится на самый разгар лета, для детей ставят дерево метросидерос, усыпанное в это время алыми цветами. Каждый вьетнамец подарит обязательно другу в новогоднюю ночь веточку цветущего персикового дерева, а японец прикрепит у входа в жилище веточку сосны.

Белый медведь. Я вижу, вы так любите новогодний праздник, что все знаете о нем! А знаете ли вы песню, которую детвора распевает вокруг елки? Кто ее авторы?

Капитошка. Песню-то мы, конечно, знаем, а вот об авторах ничего не слышали.

Машенька. Эх, Капитошка, Капитошка, ничего-то ты не знаешь, никаких книг не читаешь! Позор!

Про Новый год сочинили много песен, но вот уже сто лет самая известная среди них - «В лесу родилась елочка». История этой песенки очень любопытна. Жила когда-то в Москве молодая школьная учительница Раиса Кудашева (1878-1964), которая писала стихи. «Я не хотела быть известной, но не писать не могла», - вспоминала впоследствии Раиса Адамовна. И вот в 1903 г. она принесла в редакцию журнала стихотворение «Елочка». Оно так понравилось главному редактору, что он тут же велел заменить в уже готовом рождественском номере какой-то рассказ на эти стихи:

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная,

Зеленая была...

Эти строки увидел в журнале агроном Л.К. Бекман, сочинявший на досуге музыку. Он сел за рояль - и получилась песенка! А так как самодеятельный композитор не знал нотной грамоты, записала мелодию его жена, профессор консерватории Елена Александровна Бекман-Щербина. Об авторе слов ни сочинитель, ни его жена ничего не знали. Не знала о том, что ее стихи стали песней, и Раиса Кудашева. Лишь через много-много лег она случайно услышала в поезде, как «Елочку» пела маленькая девочка. Вот такая история!

Белый медведь. Вот умница! Я думаю, что никакие неучи вам не страшны и Новый год ждет вас у елочки не дождется! Спешите, ребята, не опоздайте к празднику! А вот вам и моя подсказка, где найти любимый праздник.

Машенька. Спасибо, дорогой Белый медведь.

Капитошка. До свидания!

Герой уходит со сцены.

Капитошка. А мы пока с ребятами, чтобы Дедушка Мороз не волновался, напишем телеграмму. Для этого попрошу вас назвать одиннадцать любых прилагательных, я их запишу на доске, а с помощью волшебной новогодней почты оно вмиг домчится до нашего волшебника.





16


© 2010-2022