Здоровое питание в школе

Основная миссия школы: создание здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья на всех этапах общеобразовательной школы в соответствии с задачами, поставленными в рамках приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование». Программа служит основой сотрудничества и консолидации органов образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей. В соответствии с социальным заказом формируются ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обоснование необходимости создания программы «Здоровье»

АКТУАЛЬНОСТЬ. Социально-культурная сфера района, где расположена школа и проживает подавляющее количество учащихся, не представлена объектами названного направления социальной жизни, население микрорайона не охватывается практическими мероприятиями различного характера названного направления, а детям и школьникам предлагается учреждениями дополнительного образования ограниченное содержание услуг в силу удалённого территориального нахождения от центра города этих учреждений. Таким образом, формирование личности ребёнка в соответствии с условиями культуросообразности цивилизованного общества затруднена по указанным выше причинам.

Известно, что состояние физического здоровья ребёнка в раннем возрасте определяет его психическое развитие. И если физическое воспитание не осуществлялось в необходимой мере с детьми, то в школу он приходит, имея уже ряд отклонений от существующих норм, не позволяющих успешно участвовать в учебной деятельности. Вместе с тем, в общеобразовательной школе есть учебный предмет с 1 по 11 класс, цель которого научить быть здоровым каждого ученика в его дальнейшей жизнедеятельности. Имеется и несколько программ для такого предмета как «физическая культура», которые преследуют разнообразные задачи в области формирования здоровья средствами ФК. Современное состояние технологии и программного обеспечения учебного предмета «физическая культура» требует конкретизации указанного не только региона, местности, города, района, но и для отдельно взятой школы, класса, ученика в соответствии с традициями, интересами детей и родителей, возможностями школы специализацией и уровнем квалификации преподавателя физической культуры. Кроме того, ни физическое развитие, ни физическое воспитание, ни другие, отдельно взятые компоненты образовательного процесса не могут привести к достижению поставленной цели. т.к. они являются отдельно взятыми направлениями от единства человеческой сути. Ближе всего достижению цели непрерывного физкультурного образования (ФО) в ОУ -включающего задачи физического и психического развития, физкультурного воспитания, формирования личной физической культуры, потребности в управлении собственным

здоровьем и т.д., - отвечает содержание программы по «Физической культуре» по редакцией А.П. Матвеева (НИИ ВФ РАО Москва).

Достижение цели ФО в ОУ, кроме выше перечисленного определяется взаимосвязью с уровнем профессионального ФО педагога, осуществляющего как базовое, так и дополнительное ФО учащихся. В Этой связи важным становится характер, формы и содержание послевузовского образования педагога. Таким образом, в современных условиях организация эффективного ФО требует согласования содержания, его организационных форм, методик и технологий на таких уровнях как базовое, вариативное, дополнительное, начальное и послевузовское профессиональное.

Использование физической культуры (ФК) на современном этапе развития общества может помочь осуществить решение разнообразных культуро - сообразных и здоровьесберегающих задач для успешной жизнедеятельности человека, таких как: образовательные, воспитательные, развивающие, оздоровительные, реактивные, реабилитационные, спортивные, лечебные, пропагандистские и многие другие. Достижение указанных задач зависит от ряда обстоятельств, условий, причин. К первым можно отнести интегративно - комплексный характер содержания ФК, который включает аспекты духовной, материальной, коллективной культуры, а также культуры личности и общества.

Кроме того, ФК имеет огромный потенциал организационно - управленческих технологий, способствующих усвоению личностью всех её духовно- материальных ценностей в соответствии с индивидуальными возможностями. Одной из таких технологий является образовательная, включающая физкультурное воспитание и физическое развитие на основании личностно-ориентированного интегративного и деятельностного подходов к построению образовательной системы, направленной на овладение двигательными умениями, навыками и знаниями их применения -использования, что соответствует цели «Я-концепции».

Целью углубленного ФО движения являются: формирование личной физической культуры учащихся начальной, основной, полной школы, педагога ФК, имеющего послевузовское ФО в контексте углубленного, непрерывного физкультурного образования на основе личностно-ориентированного, интегративного и деятельностного подходов с использованием средств духовной, материальной, физической,

оздоровительной, рекреативной, релаксационной, культур интегративно - комплексного

характера в разнообразных организационно- управленческих формах.

Цель физкультурно - оздоровительного движения - отработка содержания и системы

организационных форм ФК различной направленности в контексте непрерывности

личностно - ориентированного, физкультурно - педагогического образования учащихся

и педагогов.

Выше изложенная работа будет осуществляться в несколько этапов. Так, на первом -

2004-2006 год - будут решены задачи:

  • по выявлению у учащихся отношения к собственному здоровью, к учебном}
    предмету «физическая культура»;

  • по определению уровня здоровья у каждого ученика в соответствии с учебно
    - нормативной базой;

  • по выявлению потребности - мотивационной сферы к разнообразным
    средствам ФК.

Следующая группа задач конкретизируется на основе результатов достижения предыдущих и все они будут направлены на:

  • формирование у учащихся позитивного отношения к собственному
    здоровью;

  • коррекцию составляющих психического и физического здоровья в
    соответствии с индивидуальными возможностями и интересами личности:

  • использование интегративно- комплексных средств, включающих духовные.
    материальные, коллективные ценности культур, а также ценности
    физической культуры, культуры общества и личности. Решение
    поставленных задач будет осуществляться на основе использования
    программного содержания для учебного предмета «Физическая культура»
    под редакцией А.П. Матвеева (Москва, 1995г., рекомендована Главным
    Управлением развития общего среднего образования Министерства
    образования РФ), разработанного и дополненного в соответствии с
    требованиями Госстандарта к предмету.

Образовательный процесс углубленного изучения и использования интегративных средств духовной, физической, материальной культур, а также культуры общества и личности, будет соотносится с

образовательными технологиями воспитания, развития на основе личностно-ориентированного и личностно- деятельного подходов в соответствии с принципами культуросообразности, непрерывности, самоорганизации, гуманизации, гуманитаризации, триединства природы человека, демократизации в организации и управлении образовательными процессами.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения

программными методами.

В современных условиях состояние физического и духовно-нравственного здоровья детей стало одной из острейших проблем. Каждое следующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. По различным статистическим данным в последние годы отмечается устойчивое ухудшение состояния здоровья детей.

На сегодняшний день к одному из приоритетных направлений государственной политики отнесено здоровье населения в целом и особенно подрастающего поколения. Задачи оздоровления детей решаются, прежде всего, в процессе обучения.

Для обеспечения нормального роста и развития каждому ребёнку требуется ежедневная двигательная активность. Существуют рекомендации, что детям необходима энергичная физическая активность до 40 часов в неделю. Ежедневные систематические упражнения оптимизируют жизнеспособность. Такие дети будут иметь меньше жировых отложений, сильную и более эластичную мышечную систему и достаточную функциональную подготовку. Однако в современном обществе дети и подростки всё больше сталкиваются с ограниченными двигательными возможностями.

Данная программа призвана помочь детям освоить навыки здорового образа жизни через различные формы двигательной активности. В основу программы положена идея оздоровления.

Её вариативность позволит обеспечить ребёнку двигательную активность по собственному выбору, являющуюся наиболее эффективным средством оздоровления.

Являясь активными участниками программы, дети и подростки на практике познают, что такое здоровый образ жизни и усвоят абсолютную истину: Основу здорового образа жизни составляет движение.

В целом реализация программы позволит не только обеспечить оптимальный уровень двигательной активности, но и сформировать сознательное отношение к физической культуре, как необходимому фактору способствующему сохранению и укреплению собственного здоровья.

2. Цели, задачи Программы.

Основными целями Программы являются:

  • приобщение детей и подростков к регулярным занятиям физической
    культурой и спортом;

  • укрепление здоровья детей и подростков посредством формирования
    устойчивой потребности в здоровом образе жизни:

  • раскрытие двигательных способностей и повышение уровня развития их
    двигательных кондиций:

  • повышение спортивной и оздоровительной составляющих в деятельности
    спортивных секций и мероприятий.

Программа «Здоровье» средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов № 68 с 2004 по 2008 год.

Цель программы - обеспечение равновесия между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой, формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для современной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. Сложные экономические и экологические условия, дифференциация системы школьного образования, усложнение программ приводят к ухудшению здоровья учащихся. Программа «Здоровье» нашей школы призвана комплексно решать задачи психолого-педагогической новации и укрепления здоровья школьников. В результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся сердечно-сосудистые заболевания, заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Причём количество учащихся с патологией увеличивается. Так, по сравнению с 2003-2004 годом число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы увеличилось со 124 до 189, органов дыхания - с 12 до 16, органов пищеварения -с 211 до 310, ЦНС - с 20 до 26, опорно-двигательного аппарата - со 116 до 379, моче­половой системы - с 66 до 76, органов зрения - со 151 до 324. Особое беспокойство у администрации школы вызывает состояние здоровья учащихся первых классов. Коли­чество учащихся, страдающих пониженным зрением увеличилось с 6 до 63, нарушени­ем осанки - с 10 до 26, плоскостопием - с 16 до 20. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся. По­этому при организации учебно-воспитательной работы необходимо учитывать нару­шения, имеющиеся в состоянии здоровья учащихся. Школьная программа «Здоровье» основана на принципе учета ведущих форм патологий у учащихся. Программа вклю­чает 5 направлений.

Первое направление - «Оздоровительные мероприятия»:

1. Профилактика и коррекция нарушения зрения у учащихся.

  1. Физкультминутки на каждом уроке по 3 минуты (для учащихся начальной
    школы).

  2. Гимнастика для глаз по 1 минуте на каждом уроке (для учащихся 5-11 клас­
    сов).

2. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к естественному и искусствен­
ному освещению рабочих мест учащихся.

  1. Контроль над соответствием школьной мебели росту учащихся.

  2. Снижение перегрузки учащихся.

2.3.Соблюдение принципа посадки учащихся.

3. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата:

3.1 .Гимнастика перед началом занятий (5 мин. Для учащихся 1-11 классов). 3.2.Динамические паузы на свежем воздухе между занятиями (для учащихся 1 класса).

3.3. Двигательные разрядки во время игр на переменах (начальная школа).
3.4.Введение занятий ритмикой (1-3 классы).

3.5.Индивидуальное дозирование физической нагрузки и учёт уровня работоспо­собности каждого ученика на каждом уроке физкультуры.

3.6.Использование дыхательных упражнений в комплексах упражнений гимнасти­ки, физкультпаузах, физкультминутках.

3.7.Использование из вариативной части 6 часов для организации спортивных игр для детей с ослабленным здоровьем в 5, 6, 7 классах; 5 часов для занятий физи­ческой культурой с учащимися с ослабленным здоровьем в 8-9 классах, учиты­вая физическое состояние школьников и большую психическую, статическую и динамическую нагрузки на организм учащихся. 4. Профилактика и коррекция психоневрологических нарушений у учащихся.

4.1 .Нормализация учебной нагрузки учащихся.

4.2.Использование в учебно-воспитательном процессе здоровье сберегающих мето­дик

4.3.Организация уроков ритмики за счёт ИГЗ в 1-3 классах.

Второе направление - «Медико-педагогическое просвещение родителей и учащихся»:

  1. Индивидуальные беседы с родителями учащихся с целью устранения трудностей в обучении и поведении.

  2. Консультации психологов школы для родителей и детей по психологическим про­блемам.

  1. Организация лекций и бесед для родителей (тематика прилагается).

  2. Организация лекций для учащихся (тематика прилагается).

Третье направление- «Диагностическое»:

  1. Изучение межличностных отношений учащихся в коллективе.

  2. Изучение уровня самооценки, тревожности у учащихся.

  3. Контроль над выставлением оценок знаний и умений учащихся и их влиянием на
    состояние тревожности учащихся.

  4. Изучение индивидуальных возможностей учащихся.

  5. Диагностика состояния здоровья учащихся. Отслеживание динамики здоровья (за­
    полнение карт здоровья учащихся).

6. Анкетирование учащихся с целью:

  1. Выявление степени загруженности домашними заданиями.

  2. Изучение отношения старшеклассников к своему здоровью.


  1. Диагностика знаний, умений учащихся (мониторинг).

  2. Диагностика системы семейного воспитания.

Четвертое направление - «Информационно - нормативное»:

  1. Выпуск ежемесячных вестников «Консультации психолога», «Санбюллетень».

  2. Составление учебного плана с учётом санитарно - гигиенических норм.

Пятое направление - «Профилактическое»:

  1. Организация спецгрупп, спортивных секций, вовлечение учащихся в туристиче­
    ские кружки.

  2. Организация горячего питания для учащихся 1 -3 классов.

  3. Проведение Дней здоровья в школе.

  4. Организация постоянной разъяснительной работы классных руководителей по вы­
    полнению правил поведения для учащихся с целью снижения детского травматиз­
    ма.

  5. Меры по повышению роли курса ОБЖ в школе.

  6. Проведение Дня защиты детей (с 1 по 11 классы - апрель).

/. Повышение методического мастерства и профессионального уровня педагогов.

  1. Внедрение в практику работы коллектива новейших педагогических технологий.

  2. Апробирование различных систем оценивания уровня обученности учащихся.

  3. Составление методической характеристики класса (МХК) во всех параллелях.

11. Обеспечение валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса

(создание мотивации на сбережение и формирование здоровья).

12. Соблюдение требований валеологического подхода к уроку:

  • Структура урока,

  • Технологии, сберегающие здоровье.

  • Выполнение санитарно-гигиенических условий.

Дозировка домашних заданий (индивидуальные домашние задания, творческие до­
машние задания, облегчённые домашние задания по профильным предметам, рефе раты и доклады по желанию учащихся, отсутствие домашнего задания на поне­дельник, 5кл. в I четверть).

• Обеспечение комфортного эмоционально-психического состояния учителя и уча­
щихся.

  1. Дифференциация и индивидуализация обучения.

  2. Экскурсии и походы учащихся.

  3. Круглый стол «Скажи Спиду - Нет».

Тематика лекций и бесед с родителями

  • Конвенция о правах ребёнка,

  • Воспитание духовности - путь к здоровью детей.

  • Совместная деятельность семьи и школы в охране и укреплении здоровья детей.

  • Особая роль семьи в формировании здоровья детей, их нравственно-половом вос­
    питании.

  • Культура общения в семье.

  • Основы личной гигиены детей и подростков.

  • Инфекционные заболевания. Меры их предупреждения.

  • Конфликты, неврозы у детей в период полового созревания. Пути их преодоления.

  • Психологические трудности у детей в период полового созревания.

  • Физическая культура и здоровье детей.

  • Наркомания. Ранние признаки наступления зависимости от алкоголя, психоактив­
    ных веществ.

  • Влияние на здоровье детей активного и пассивного курения.

  • Профилактика нарушений семейных отношений.

  • Анатомо-физиологические особенности развития детского организма в период по­лового воспитания.

  • Подросток и закон. Ответственность родителей за правонарушения и преступления
    детей.


  • Венерические болезни. Их распознавание и профилактика

  • Аборты и их последствия.

  • Семейные праздники, семейный досуг. Распределение обязанностей в семье.

  • Рациональное питание.

  • Воспитание трудом.

  • Культура общения. Чувства, Культура их проявления. Культура одежды. Этикет.

  • Зависимость телесного и психического развития от полового воспитания.

  • Демографические особенности современности.

  • Социальные проблемы ВИЧ / СПИД в мире, РФ. Инфицированные и заболевшие в Липецкой области. Факторы, влияющие на рост заболеваемости, профилактика за­болеваемости подростков.

Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек.

  • Здоровье семьи и будущего потомства.

  • Роль семьи в воспитании личности.

  • Нравственный климат семьи.

  • Типичные недостатки семейного воспитания.

Тематика лекций и бесед с учащимися

  • Проблема снижения зрения в школьный период.

  • Профилактика здорового образа жизни.

  • Органы дыхания. Профилактика заболеваний дыхательных путей.


  • Гигиена питания школьников. Экологически чистые продукты.

  • Действие тепла на организм человека. Польза и вред солнечных лучей для человека.

  • Профилактика простудных заболеваний.

  • Соблюдение правил дорожного движения.

  • Закаливание. Его значение для организма человека.

  • Изобразительное искусство и мир интересов человека Представление о красоте че­ловека

  • Меры по предупреждению травматизма

  • Факторы, формирующие здоровье. Важнейшие гигиенические навыки.

  • Основы личной гигиены.

  • Питание и здоровье человека

  • Физическое и психологическое состояние здоровья. Физическая активность и здо­ровье.

  • Особенности психического состояния в период полового созревания. Гигиениче
    ские требования для мальчиков и девочек в период полового созревания.

  • Трудности подросткового возраста,

  • Экология и здоровье.

  • Основы этикета

  • Основы межличностных отношений учащихся.

  • Просмотр и обсуждение видеофильмов по профилактике наркомании, СПИДа, ве­нерических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.

Анкета (да, нет, иногда).

  1. Систематически задумываюсь над своим здоровьем.

  2. Регулярно занимаюсь своим здоровьем.

  3. Занимаюсь физической культурой.

  4. Активно отдыхаю.

  5. Воздерживаюсь от вредных привычек.

  6. Соблюдаю режим дня.

  7. Полноценный сон.

Данная Программа предусматривает решение следующих задач:

  • укрепление здоровья детей, привитие навыков ведения здорового образа
    жизни;

  • создание условий для объективной самооценки уровня своей физической
    подготовленности и самосовершенствования;

  • демонстрация и пропаганда новых форм спортивно-двигательной
    активности;

  • оптимизация деятельности, направленной на формирование у детей и
    подростков устойчивого интереса к занятиям физической культурой и
    спортом, а так же потребности в здоровом образе жизни;

  • обеспечение оптимального двигательного режима в условиях школы и в не
    её;

  • привлечение детей с ослабленным здоровьем к регулярным занятиям
    физической культурой;

  • пропаганда навыков разумного и рационального режима дня.

3. Оценка эффективности реализации Программы.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой позволит:

  • отработать организационную модель проведения уроков и внеурочных
    занятий и мероприятий на основе данных мониторинга здоровья детей и
    обеспечения адекватного состоянию здоровья каждого ребёнка объёма
    двигательной деятельности;

  • улучшить физическое состояние детей и подростков;

  • сформировать состояние успешности личности каждого ребёнка через
    двигательную деятельность;

  • приобрести новые знания, умения и навыки в области содержания понятий
    «физическая культура» и «культура здоровья»;

  • создать позитивное отношение к ценностям физической культуры, спорта и
    здорового образа жизни.





Наш коллектив, работающий в школе с углубленным изучением отдельных предметов, изучил общероссийские статданные о состоянии здоровья учащихся в школах "нового типа".

По сравнению с контрольной группой общеобразовательных школ учашиеся школ "нового" типа имеют худшие показатели здоровья. Причим ухудшения в динамике обучения происходило быстрыми темпами.

В связи с этим одновременно с вводом инновационного режима работы в школе стала реализовываться комплексная программа "Здоровье".

Программа Здоровье

Содержание и система организационных форм физической культуры различной направленности вЗдоровое питание в школе контексте личностно-ориентированного образования учащегося


© 2010-2022