Методическая разработка Мы команда

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Архангельской области

«Новодвинский индустриальный техникум»

Министерства образования и науки Архангельской области





Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Мы - команда!»








г. Новодвинск 2015






Разработала Дашевская Е.Н., педагог-организатор


В методической разработке представлен подробный сценарий внеклассного мероприятия на сплоченность для групп нового набора «Мы - команда!».

Методическая разработка предназначена в помощь заместителям директоров по воспитательной работе, социальным педагогам, педагогам-организаторам, кураторам, мастерам и классным руководителям образовательных учреждений.

Мероприятие может проводиться как для сплочения студентов одной учебной группы, одного курса, так и для студентов техникума в целом. Кроме того, для групп нового набора рекомендуется куратору группы участвовать в мероприятии на равных со студентами, в числе участников, а для ведения мероприятия пригласить другого педагога, например педагога-организатора.









АННОТАЦИЯ


Данная методическая разработка содержит рекомендации по организации и проведению внеклассного мероприятия на сплоченность в студенческих группах нового набора.

Мероприятие, представленное в данной методической разработке, не требует большой подготовки, несложный реквизит педагог может изготовить сам.

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Мы - команда!» может быть полезна заместителям директоров по воспитательной работе, социальным педагогам, педагогам-организаторам, кураторам, мастерам и классным руководителям образовательных учреждений.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

5

  1. Основная часть

7

  1. Этапы подготовки к мероприятию

7

  1. Структура мероприятия

8

  1. Сценарий мероприятия

9

Список использованных источников

13

Приложения


ВВЕДЕНИЕ


В любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. Поэтому, одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться как к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение нескольких лет, так и к новым правилам и нормам техникума. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, что может негативно отразиться на формировании отношений в группе.

Важную роль в процессе адаптации первокурсников играют кураторы или мастера учебных групп. И я, как куратор группы нового набора и к тому же педагог-организатор, поставила перед собой задачу помочь студентам безболезненно пройти процесс адаптации и в кратчайшие сроки сплотить группы.

Основную форму в работе куратора выполняют внеклассные мероприятия: классные часы, совместные экскурсии, поездки и игры. И именно во внеурочное время, ребята лучше узнают друг друга и раскрываются сами. С помощью таких мероприятий первокурсники получают возможность правильно сориентироваться в новой для них обстановке.

В данной работе я представила методическую разработку внеклассного мероприятия «Мы - команда!»

Цель методической разработки: знакомство куратора с группой, сплоченность членов группы, развитие коммуникативных навыков, развитие умения идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща, установка благоприятного психологического микроклимата в техникуме.

Задачи:

1. установление контакта куратора со студентами;

2. создание доверительной атмосферы в группах;

3. содействие сплочению однокурсников;

4. содействие успешной адаптации студентов.

На мой взгляд, полезно с самого начала не ограничиваться формальным представлением перед студентами, а провести занятие на знакомство, используя тренинговую форму, так как тренинговая работа является одной из наиболее эффективных и выигрышных форм работы со студентами.

Тренинговые занятия - это форма специально организованного общения, эффект воздействия которого основан на активных методах групповой работы. В ходе занятий студенты получают полезный опыт межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Работая в группе, участник может экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно новые, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, получает возможность глубже осознать свои личностные качества и найти способ их выразить и проявить.

Необходимо отметить, что проведение тренинговых занятий будет эффективным при соблюдении педагогом следующих рекомендаций.

Во время занятий обеспечиваются условия для равноправного и полноценного общения всех участников группы. Педагог, безусловно, ведет занятие, но его руководство носит неявный характер, он не должен подавлять, диктовать условия, навязывать свою точку зрения остальным.

Безусловным требованием проведения тренинговых занятий является полная уверенность участников в том, что их высказывание, чувства и поведение не станут предметом для обсуждения за пределами группы.

Сценарий тренинговых занятий должен иметь определенную схему. Первая часть должна быть разминочной, она предполагает формирование настроя на работу у участников группы и состоит из несложных психологических упражнений, игр, позволяющих студентам включиться в процесс. Основная часть предполагает реализацию конкретных задач занятия - овладение участниками специальными умениями и навыками.

В конце занятия обязательно должны подводиться итоги, ( рефлексия), где участники высказывают свое мнение о ходе занятия, своих переживаниях, возникающих в процессе работы.

Хорошо продуманное и проведенное знакомство позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, кураторам получить максимальное количество информации о них.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К МЕРОПРИЯТИЮ

Для организации мероприятия необходимо провести ряд подготовительных работ.

  1. Выбор помещения.

Помещение должно соответствовать следующим требованиям:

  • должно вмещать предполагаемое количество студентов;

  • хорошо проветриваться;

  • предполагается возможность оформления стен плакатами

  • наличие стульев, доски

2. Подготовка материально-технического обеспечения.

Для организации и проведения мероприятия необходимо следующее материально-техническое обеспечение.

Технические средства: компьютер, аудиодиски с песнями, классная доска, стулья Материалы: листы А4, 3 планшета, фломастеры, маркеры, скотч, тесьма трех цветов, ножницы, магниты, мяч, воздушные шары, листы с надписями «ЗНАТЬ», «ПОЛУЧИТЬ», «ИСПЫТАТЬ», карточка с надписью «Мы - команда!», заранее подготовленные плакаты и рисунки для оформления кабинета.


1.2. СТРУКТУРА МЕРОПРИЯТИЯ

Продолжительность мероприятия: 1 час 30 мин (90 мин)

1

Организационное начало мероприятия.

5 минут

2

Основная часть мероприятия:

75 минут

Упражнение «Снежный ком»

10 минут

Упражнение «Визитная карточка для друга»

15 минут

Упражнение «Карусель»

15 минут

Упражнение «Болото»

15 минут

Упражнение «Суд над сказкой»

15 минут

Упражнение «Электронная почта»

5 минут

3

Рефлексия

10 минут

1.3. СЦЕНАРИЙ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МЫ - КОМАНДА»

Кабинет оформлен воздушными шарами, лозунгами и плакатами. На доске надпись «Мы - команда!». Звучит музыка.

Ведущий: Добрый день, дорогие студенты. Я рада приветствовать вас на нашем первом совместном мероприятии. Отныне мы с вами представляем новый коллектив - и нашу с вами встречу можно назвать днем рождения команды.

Сегодня мы с вами проведем необычную игру. Вас уже ознакомили с правилами внутреннего распорядка и с учебным планом на год. Вы успели познакомиться с преподавателями и учебными кабинетами, и даже друг друга в группе вы немного уже знаете, а вот с вашими однокурсниками вы почти не знакомы. А ведь вам плечо к плечу придется учиться четыре года. Поэтому, основная часть нашего с вами мероприятия будет посвящена знакомству друг с другом. Для этого вам совместно придется сегодня пройти несколько этапов. Кстати, ваши кураторы, так же играют наравне со студентами. Давайте не будем тянуть время и приступим к игре. Основное и единственное правило - это слушать ведущего, т.е. меня и выполнять все, что я говорю.

У меня в руке разноцветные ленточки, я прошу каждого выбрать себе одну - любого цвета и привязать себе на запястье. Чуть позже скажу для чего они нужны. (для того, чтобы завязать на запястье, должна потребоваться помощь товарища)

И так все готовы?

Студенческая пора - эта самая яркая и веселая пора в жизни каждого человека. Для того чтобы наша с вами студенческая жизнь была веселой, интересной, разнообразной, чтобы вы стали успешными как в творческом плане, так и в плане учебы вам необходимо упорно трудиться, а самое главное вам нужно подружиться друг с другом и сплотиться в команду единомышленников. Для этого мы должны научиться слушать и слышать друг друга, понимать друг друга с полуслова, поддерживать друг друга.

  1. Упражнение «Снежный ком»

(Все участники сидят на стульях, которые расставлены кругом по стенам кабинета)

Ведущий: Сейчас я попрошу вас представиться и назвать имя прилагательное, которое характеризует вас и начинается с той же буквы, что и ваше имя. (Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Валентина Веселая.) Второй участник вначале называет первого участника, затем свое имя, также в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя и так - вплоть до последнего участника, который называет всех сидящих в кругу и только затем - себя.)

Молодцы, ребята, вот мы и познакомились!

И мы переходим к упражнению «Визитная карточка для друга»

  1. Упражнение «Визитная карточка для друга»

Ведущий: Прошу вас разбиться на пары. В паре, у игроков, не должно быть одинаковых ленточек на запястье. У вас есть 5 минут, в течение которых вам необходимо узнать о вашем партнере как можно больше информации: о его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке. Теперь по очереди пары встают и рассказывают о своем партнере, т.е. представляют его всем. Выступление должно быть лаконичным, но красноречивым.

Молодцы ребята, таким образом, мы узнали еще чуть больше друг о друге.

Следующее упражнение под названием «Карусель», поможет вам определимся, для чего же вы пришли в техникум, и что ожидаете от учебы.


  1. Упражнение «Карусель»

Ведущий: Предлагаю вам разбиться на группы, для этого вы посмотрите на цвет вашей ленточки на запястье и объединитесь по цветам. (ребята разбиваются на 3 группы, на доске вывешены 3 плаката с надписями «ЗНАТЬ», «ПОЛУЧИТЬ», «ИСПЫТАТЬ»)

Каждой группе предлагаю разместить под надписью то выражение, которое, по их мнению, характеризует их намеренье. Посоветовавшись друг с другом, вы должны написать на черновик, все то, что вы ждете и хотите получить от обучения в техникуме, а затем выбрать только одно ожидания от группы. (Например: группе досталось слово «Уметь». Вы сначала записываете на черновик все предложения, высказанные в группе, например: я пришел в техникум, чтобы в будущем уметь трудиться, уметь работать, уметь устроиться в жизни, уметь зарабатывать и т.д. а потом обобщаете и записываете что то одно.)

Теперь, как карусель двигается по кругу, так и каждая ваша группа должна по кругу перейти к другому слову и записать свои ожидания от учебы, но повторять, то, что записала предыдущая группа нельзя, надо написать, что-то новое.

(Затем ведущий вновь дает сигнал о передвижении и, когда каждая из групп побывает у каждого из трех слов, ребята садятся на свои места.)

Теперь давайте посмотри, что у нас с вами получилось. (Ведущий зачитывает надписи. Проводится обсуждение.) Я надеюсь, что все ваши ожидания, планы и надежды осуществятся. Посмотрим это на выпускном курсе. А мы идем дальше.

  1. Упражнение «Болото».

(Нужен инвентарь: «кочки» - бумага форматом А4 - несколько штук в зависимости от помещения. «Кочки» прикрепляются к полу скотчем на расстоянии среднего шага друг от друга.)

Две группы садятся на стулья, а третья группа становится в ряд, берутся за руки. Получается цепочка. Необходимо перейти через «болото» по «кочкам», не разорвав цепочки. На каждой кочке обязательно должна быть, чья-то нога, если впереди идущий ногу с кочки уже убрал, а следующий за ним еще не поставил, значит, кочку затопило, и группа начинает все с начала. Если кто-то наступит на болото, то упражнение так же начинается сначала. Две другие группы помогают им советами, а группа, которая идет по болоту не имеет права разговаривать, они идут молча, если кто-то сказал слово, то группа начинает все с начала.

( Если команды проходят быстро, то можно усложнить задачу, объединив их всех вместе и предложив им пройти болото заново, такой длинной цепочкой)

Ну наконец-то мы все прошли это болото и сейчас предлагаю всем присесть на стулья. И следующее упражнение «Суд над сказкой».


  1. Упражнение «Суд над сказкой»

Ведущий: Для этого упражнения мы опять разделимся на три группы.

Первая группа - Прокуроры ( обвиняют), вторая группа Адвокаты ( защищают), а третья Группа это судьи, они решают кто предоставил большее количество доказательств: сторона обвинения или защиты и выносят приговор. Все готовы и я предлагаю окунуться в детство и вспомнить известную всем сказку Шарля Перро «Красная Шапочка». Назовите главных героев этой сказки: давайте запишем их на доске: Красная Шапочка, Волк, Бабушка, Мама, Охотники. Внимание задание:

Предлагаю стороне обвинения оценить, кто из персонажей этой сказки в наибольшей степени был виноват в том, что волк съел и девочку, и бабушку. Расставьте процент вины каждому персонажу от большего к меньшему. Объясните почему? ( 2 мин. на обсуждение и выступают)

Сторона защиты готовит для персонажей защиту, с обоснованием. ( 2 мин. на обсуждение и выступают)

Судьи ( 2 мин. на обсуждение и выносят приговор.)

Ну что же, вот так мастерски вы нашли виновных в сказке. А теперь попробуем оценить степень ответственности за качество вашего обучения в техникуме.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто отвечает за ваши успехи или неудачи в учебе:

• педагоги

• родители

• условия обучения

• сокурсники и друзья

• я

(Затем ребята так же определяют процент ответственности , обсуждают и делают вывод )

Итак, мы с вами наглядно продемонстрировали, что ваши успехи зависят в основном от вас, вашего желания, усердия, правильного сделанного выбора в разных жизненных ситуациях.

Если человек полностью отдается воле судьбы, вероятность, что ему повезет, ничтожно мала. Для того чтобы добиться успеха каждому необходимо сделать правильный выбор в жизни, будь то профессия, место учебы, супруг, увлечения и др. Я надеюсь, вы пришли учиться в техникум осознано и готовы потрудиться, и приложить все усилия для получения специальности, и если это так, то вас ждет большой успех.

Вот мы и подошли к последнему упражнению нашей игры это «Электронная почта»


  1. Упражнение «Электронная почта»

Ведущий: Для выполнения следующего упражнения я попрошу вас построится в три колонки. Сейчас вам придется передавать друг другу важное сообщение. Заодно и посмотрим, как вы сплотились в ходе мероприятия. (Последний участник колонны получает неизвестное группе сообщение - «Мы - команда!». Он передает сообщение по одной букве, рисуя пальцем на спине впереди стоящего участника. Каждый участник таким же образом передает полученную букву следующему. Участник, который стоит первым, записывает полученные буквы на листе бумаги. Команда обсуждает что получилось. Должно получиться предложение. Если кто-нибудь из участников не понял букву, которую ему передали, то он хлопает себя по плечу, значит, ее нужно повторить.)

Молодцы ребята! Как бы тяжело не было, вы успешно справились и с этим заданием. И я думаю, что мы с вами действительно теперь КОМАНДА!

Рефлексия

Куратор: Ребята, сейчас я прошу сеть в круг. Вот и подошла к концу наша игра. И мы с вами подведем итоги. У меня в руках разноцветный мяч. Я его сейчас передам своему соседу, и он должен будет высказать свое мнение о нашей с вами встрече: что понравилось, что нет, что для него явилось уроком, в общем, все, что хочется сейчас сказать. Ну и раз уж мяч у меня, то я и начну. ( мяч идет по кругу, пока не выскажется последний из ребят и мяч опять вернулся к ведущему).

Куратор: Надеюсь, сегодняшняя наша встреча прошла не зря. Думаю, что она помогла нам познакомиться, подружиться и понять, каким образом мы должны дальше действовать. Ну а педагоги техникума всегда вам в этом помогут!

(Можно закончить мероприятие общим чаепитием).

На рефлексии можно задать вопросы типа «Как было?», «Что понравилось?», «Что не понравилось?». Обратить внимание на то, что происходило с группами. Как договаривались, кто руководил, кто помогал и т.д.

Список использованных источников


  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками/Л.Ф.Анн. - Питер,2008.-272 с.

  2. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков/А.Г.Грецов.-Питер,2005.-160 с.

  3. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2008.

  4. festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей











«Мы команда!»

«Мы команда!»

«Знать»

«Получить»

«Испытать»


Примеры надписей на плакатах для украшения помещения,

в котором будет проходить мероприятие

«Один за всех и все за одного»


«Братство дороже всякого богатства»


«Где дружбой дорожат, там враги дрожат»



«Скрученная бечевка разрежет и камень»



«У коллектива - большая сила»


«В одиночку не одолеешь и кочку, а вместе - и через гору впору»



«Ручьи сливаются - реки получаются, люди соединяются - сила появляется»


«В кулаке все пальцы равны»

13


© 2010-2022