Доклад педагогическая мастерская учителя начальных классов в сфере духовно - нравственного воспитания

Свое выступление мне хотелось бы начать словами  В.А. Сухомлинского:  «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает своё сердце». Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умении мужественно переносить трудности закладываются в раннем де...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Педагогическая мастерская учителя начальных классов в сфере духовно - нравственного воспитания"


Уважаемые участники семинара!

Свое выступление мне хотелось бы начать словами В.А. Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает своё сердце».

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умении мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но, главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Если взглянуть на детские рисунки, там всегда нарисовано солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие у наших детей. И нам взрослым важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Наш мир сейчас переживает один из непростых периодов. Материальные ценности явно преобладают над духовными, искажены понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии. Но, в обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе - семья, школа, церковь и государство. Только все вместе мы можем путем целенаправленного воспитательного влияния заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько "брать от жизни все".

Третий год школа работает в условиях, когда на законодательном уровне определено, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Всем вам знакомы новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:

-перестройка взглядов учителя на новое;

-система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

-интегрированность программ духовно-нравственного воспитания;

-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

Целью моей работы является сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям. Для меня главным смыслом работы по духовно-нравственному становлению личности моих учеников состоит в том, чтобы помогать им продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Поэтому я в своей работе использую разные технологии, методы и приемы воспитания.

Каждая технология имеет свою специфику и область применения.

Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Главной задачей воспитани младшего школьника является ученичество. При этом ученичество ориентировано не на получение конечного результата, а на сам процесс учения. Авторитет учителя в этом возрасте является определяющим.

В любой своей деятельности я понимаю, какая на мне лежит ответственность. Прежде всего в урочной деятельности:

  • уроки окружающего мира основываются на научном понимании естественных процессов, позволяющих детям воспринимать целостную картину мира. Здесь я использую проектные технологии, дети выполняют проекты «Окружающий мир сотворен», «Моя здоровая семья», «Моя семья - мое богатство», «Человек труда», «Мой любимый праздник», краеведческие игры, фотокросс по различным темам. Результаты работы - призовые места в региональных, муниципальных конкурсах, активное участие в работе ресурсного центра по воспитательной работе МБОУ «ООШ № 2».

  • на уроках математики, русского языка достаточно сложно напрямую детям давать духовно-нравственные знания, поэтому здесь работа ведется над формированием добродетелей таких, как послушание, терпение, укрепление воли и выносливости.

Результаты работы - промежуточная и итоговая аттестация, рост качества знаний, победы и призовые места в олимпиадах (Всероссийская олимпиада по образовательным предметам Центра поддержки талантливой молодежи город Бийск), участие в школьных Днях науки, активные участники школьного научного общества «Эрудит».

  • на уроках литературного чтения дети более глубоко знакомятся с теми произведениями русских писателей, в которых раскрывается смысл христианских ценностей. В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван - царевич и Серый Волк», «Сивка - Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое удовольствие, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Совсем недавно мы закончили изучение большого блока «Сказки Александра Сергеевича Пушкина». Изучая творчество великого поэта, я используя различные формы обобщения знаний. Например, обобщающий урок-викторина, где дети анализируют поступки каждого персонажа и определяют правила поведения для себя, приходят к выводу, что добро воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лжесвидетельствуй», «Не завидуй», а тем, кто нарушает заповеди, придётся держать ответ. После викторины детям были даются различные творческие задания (нарисовать понравившейся отрывок из сказки, сочинить сказку, продолжить описание жизни героев). Примечательно, что дети в своих творческих работах изображают только положительные персонажи.

Результаты работы - призовые места в региональных, муниципальных конкурсах.

Классная воспитательная система в моем классе опирается на воспитательную систему нашей школы «Школы духовной культуры и нравственности» - ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию. Так как школа небольшая, но несет важную миссию по духовно-нравственному воспитанию в ЭМР, каждый класс и почти каждый ученик принимает участие во внеурочных воспитательных мероприятиях, проводимых в рамках работы ресурсного центра по воспитательной работе. Это традиционные районные дела: детский Фестиваль Православной культуры «Свет Преображенья», научно-практическая конференция «Жизненные ценности человека», Образовательные чтения «Аз, Буки, Веди», посвящённые Дню славянской письменности и культур, праздники: «Покровская осень», «Рождество Христово», «Благовещение - радость для всех», «Пасхальный Фестиваль», проект «Школа милосердия» с конкурсными акциями «Рождественский Ангел» и «Пасхальная радость», образовательные путешествия по Поволжью и Саратовской области, экскурсии в храмы города и области.

Формирование духовно-нравственных ценностей в моем классе проходит через изучение православных ценностей на внеурочных занятиях кружка «Мир вокруг и внутри нас», факультатива «Основы православной культуры», где дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой. Через это учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать. На таких занятиях часто присутствует куратор нашей школы по духовно-нравственному воспитанию священник иерей Вадим Мартьянов.

Ключевое требование ФГОС позволило расширить рамки деятельности школьного клуба «Покровчане» и включить в его работу младших школьников. Я с радостью согласилась возглавить эту работу.

Программа клуба предполагает комплексное изучение родного края, который является одним из старинных регионов нашего государства. Сегодня, когда индустриальная культура глубоко проникает в нашу жизнь необходимо использовать все возможности для изучения и сбора неповторимых черт местного своеобразия Саратовского края. Поэтому главной задачей клубных занятий является расширение представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Занятия проводятся в форме практикумов, краеведческих игр. Особую роль в становлении личности учащихся играют экскурсии, походы на природу, образовательные путешествия по родному краю. Начало наших образовательных путешествий было положено в 1 классе. Первая наша поездка была в «Планетарий» г Саратова., в Новые Бурасы, где мы посетили Кудеярову пещеру. Во 2 классе мы посетили гончарную мастерскую в с. Золотое Красноармейского района, Иргизский мужской монастырь. В 3 классе в дни осенних каникул в ДОЛ «Буревестник». Перед поездками мы проводим большую подготовительную работу. Опыт показывает, что в поездках дети просто преображаются. Они и взрослеют и умнеют, и главное чувствуют себя значительно свободней. Итоги образовательных путешествий мы подводим на заседании клуба «Покровчане». Ребята награждаются грамотами, благодарностями и небольшими памятными подарками. Итогом работы становятся проекты, с которыми дети выступают перед своими сверстниками. 18. Особенно запомнилась всем поездка в гончарную мастерскую, где услышали удивительный рассказ о гончарном деле. Дети узнали, какие есть цвета глины, как получают глину, как творят гончары и многое другое. Больше всего их поразило, как делают вручную горшочки для цветов. И дети сами увидели сколько терпения, труда и времени надо, чтобы научиться делать этот, казалось бы, небольшой предмет, пробовали себя в гончарном деле. Давно мы не получали столько удовольствия! Потом все свои «шедевры» дети забрали домой. 19. После этого путешествия у детей родилась в голове мысль создать проект под названием «Волшебная глина». В ближайшее время мы планируем посетить храмы Покровской Епархии. Мне бы очень хотелось, чтобы члены клуба «Покровчане» были готовы и способны к личностному участию в утверждении своих жизненных принципов, полученных в результате клубной деятельности.

Сплоченный, дружный, веселый классный коллектив - вот результат проводимых в системе наших внеурочных мероприятий: «Осенние посиделки», «Давайте жить дружно», «Масленица», «Папа, мама и я - дружная семья» , «Хлеб-всему голова»…

Интересно проходят дни наук, в рамках которых дети участвуют в концертах, олимпиадах, защите своих проектов.

Опыт такой работы мы с ребятами представляли на региональном семинаре в рамках Дня партнёрского взаимодействия «Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в образовательном процессе», который проходил на базе нашей школы в феврале этого года. Классный час по программе "Путь преображения" «О мальчиках , о девочках, о дружбе» ставил целью способствовать развитию дружеских взаимоотношений между мальчиками и девочками. Итогом совместной деятельности второклассников был уверенный выбор тех качеств, которые присущи настоящим и мужчинам, и женщинам: обязательность, решительность, физическая сила, мудрость, сдержанность, трудолюбие, грация, изящество, скромность, терпеливость, доброта, воля, логика, ум, нежность, чувство собственного достоинства, уважение к девочке, уважение к мальчику, гордость, честь, верность, аккуратность, твёрдость, уверенность в себе. Этот классный час запомнился ребятам надолго еще и потому, что гостем был настоящий мужчина, спортсмен и очень сильный человек - Максюта В.А, президент РОСО «Союз саратовских силачей». Такая форма проведения разнообразила наши традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных ребят.

На протяжении нескольких лет я являюсь руководителем школьной летней оздоровительной площадки «Солнышко» по духовно-нравственному направлению. Дети моего класса здесь, наверное, самые активные и лучшие помощники. Завершая учебный годовой цикл мы с воспитанниками продолжаем традиции: это праздник «Зеленая березка» (интеграция экологического образования), работа кружка по ОПК, образовательные путешествия, День памяти и скорби.

В ежегодном итоговом анкетировании дети сами определяют, было ли им интересно жить в школе. На первый вопрос: «Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились?» ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: «Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело». На вопрос «Чему научили тебя наши дела?» дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

На протяжении двух лет, я наблюдала, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детский коллектив моего класса живет согласно урокам хороших манер.

И в заключении хочется сказать, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Я надеюсь, что добрые семена вырастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую" жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.



© 2010-2022