- Преподавателю
- Классному руководителю
- План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Максимова А.А. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Одаренные дети - это особый мир детства, интеллектуальный потенциал общества, и задача педагога: понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум опыта и знаний. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар.
Каждый ребенок одарен по-своему и для педагога важнее выявление не уровня, а качества одаренности.
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Познавательная потребность - прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: потребность в впечатлениях, любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.
Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Актуальность темы
В современном обществе возросло значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала, задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть, развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развивать его способности, подготовить почву, чтобы его способности были реализованы
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна работа на уроке, они читают словари, энциклопедии, специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в разных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности
Итак, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.
Цель:
Создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития способных и одарённых детей.
Задачи:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
-активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;
-обобщать опыт работы педагогов с одаренными детьми
Показатели эффективности работы:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
-повышение показателей успешности детей на районных, республиканских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
-формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Основные мероприятия
Формы
Сроки реализации
Ответственные
Предметные олимпиады 2-11 классы
1 раз в год
Учителя - предметники, зам.директора по УВР
Общешкольная научно-практическая конференция
1 раз в год
Учителя - предметники, зам.директора по УВР
Предметные недели
По годовому плану
Руководители МО, зам.директора по УВР
Конференции, круглые столы
1 раз в 2 четверти
Зам. директора по УВР, ВР.
Внутришкольный контроль.
1 раз в четверть
Зам. директора по УВР, ВР.
Тематические конкурсы, выставки.
По годовому плану
Классные руководители
Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми
По годовому плану
Руководители МО, зам.директора по УВР
Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми
В течение года
Учителя - предметники, зам.директора по УВР
Проведение коммуникативных тренингов, тренингов личностного роста
1 раз в четверть
психолог, соц. педагог, зам. директора по ВР
План мероприятий по работе с одаренными детьми
на 2015-2016 уч. г.
Направления работы
Содержание работы
Сроки проведения
Ответственные
Организационные мероприятия
Обновление банка данных способных и одаренных детей
До ноября
Зам. директора по УВР, ВР.
Организация школьных олимпиад, участие школьников в районных конкурсах, соревнованиях
Октябрь-ноябрь, в течение года
Зам. директора по УВР, ВР.
Внутришкольный контроль
В течение года
Администрация
Диагностика.
Психолого-педагогическое сопровождение
Изучение мотивации учения обучающихся.(1-8кл.).Выявление детей с высокой мотивацией обучения.
Сентябрь-октябрь
психолог
Методика диагностирования детской одаренности «Интеллектуальная лабильность » (8-11кл.). Выявление детей с высокой лабильностью.
Ноябрь
психолог
Тесты Амтхауера для определения творческих способностей (1-4кл.)
Декабрь
психолог
Проективные методики для определения одаренности.
Январь-февраль
психолог
Методика Ф. Замбицявичене «Определение интеллектуального развития при переходе в среднее звено».
Апрель
психолог
Выявление и оказание помощи способным детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию
постоянно
Соц. педагог, зам. директора по ВР
Проведение предметных недель
Неделя русского языка и литературы
ноябрь
Учителя - предметники
Неделя физики, математики, информатики
январь
Учителя - предметники
Неделя биологии, химии, истории, географии
февраль
Учителя - предметники
Неделя ОБЖ
март
Учителя - предметники
Неделя искусств
апрель
Учителя - предметники
Организация и проведение школьных олимпиад
Олимпиады в 5-11 классах
Октябрь - ноябрь
Руководитель методического совета 5-11классов
Олимпиады в начальной школе
январь
Зам.дир. по УВР начальных классов
«Турнир сильнейших» по предметам
2 четверть
Зам.дир. по УВР, учителя - предметники
Проведение общешкольной научно-практической конференции, конкурсов, круглых столов
Школьная научно-практическая конференция
февраль
Зам.дир. по УВР, учителя - предметники
Конкурс проектов «Школа-наш дом»
январь
Инициативная группа
Творческий конкурс инновационных решений «Формула будущего»
март
Руководители ШМО по предметам
Деловая игра
апрель
Руководители ШМО по предметам
Творческие отчеты
кружков и спортивной секции
Проведение ярмарки «Чудеса своими руками»
май
Руководители ШМО в начальной школе
Концерт «Юные таланты»
март
Муз. Руководитель, кл. руководители
Соревнования по баскетболу и волейболу
апрель
Учителя физкультуры
Организация учебно-исследовательской работы со способными учащимися
Выбор темы и определение целей, задач исследовательской работы. Критерии оценивания исследовательской работы
Декабрь
Руководитель методического совета, ШМО
Написание творческой работы, эссе
Март
Учителя -предметники русского языка, истории
Как собрать портфолио.
Занятие 1.
Апрель
Зам.дир по УВР
Как собрать портфолио.
Занятие 2
Май
Зам.дир по УВР
Профориентация и планирование карьеры
«Кадровый вопрос» Знакомство с новыми профессиями на рынке труда
апрель
Зам.дир. по ВР, психолог, классные руководители
Ярмарка профессий
апрель
Зам.дир. по ВР, психолог, классные руководители