- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект интегрированного урока - ситуации нравственно-этического оценивания роли дома в жизни каждого человека
Конспект интегрированного урока - ситуации нравственно-этического оценивания роли дома в жизни каждого человека
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чурсина С.А. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект интегрированного урока обществознания, истории СПБ и русского языка
«Не дом хозяина красит, а хозяин дом» ( пословица)
-
Цель : создать ситуацию нравственно-этического оценивания роли дома в жизни каждого человека;
-
создать условия для систематизации информации и ЗСМ (знаково-символического моделирования);
-
организовать работу в группах;
-
организовать публичное представление результатов работы групп; -
-
организовать работу с текстом на понимание прочитанного;
-
организовать рефлексию по итогам работы.
Личностные планируемые результаты:
-
учащиеся осознают необходимость развития этических чувств какрегуляторов морального отношения к собственному дому;
-
учащиеся демонстрируют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание истории инженерного строительства в Петербурге;
-
учащиеся знают о личной ответственности за свои поступки;
-
учащиеся проявляют интерес к понятию гражданской идентичности
Метапредметные планируемые результаты:
-
учащиеся знают и понимают основные понятия темы урока ;
-
учащиеся умеют осуществлять информационный поиск для выполнения заданий;
-
учащиеся умеют анализировать, синтезировать, систематизировать информацию потеме урока;
-
учащиеся умеют работать в группах; слушать собеседника, вести диалог,признавать возможность существования различных точек зрения и правоиметь свою собственную;
-
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
учащиеся умеют осуществлять рефлексивную деятельность.
ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-
учащиеся знают понятия «дом» , " строительство дома";
-
учащиеся понимают значение дома в жизни человека
-
учащиеся знают о профессиях" инженер", «строитель»;
-
учащиеся понимают необходимость изучения истории инженерного строительства в России;
-
учащиеся знают о великих строителях Петербурга;
-
учащиеся понимают важность уважительного отношения к людям разных профессий;
-
учащиеся знают о бережном отношении к традициям национальной культуры, национального языка
-
учащиеся знают русские пословицы и поговорки о доме.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковый (эвристический).
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: ММК ( мультимедийный комплекс), маршрутний лист урока, чистые листы бумаги, маркеры для рисования " дома своей мечты", индивидуальные карточки с заданиями,знания учащихся, знания учителя.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ: фронтальная, групповая , индивидуальная
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: диалоговое взаимодействие и ИКТ
План урока
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Введение в тему.Создание мотивации для работы на уроке.Чтение стихотворения и загадки.
а)Он рассчитывает точно,
Чтоб всё было крепко, прочно.
Без его расчёта
Развалится работа!(Е. Санин) (Инженер)
б)В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый...(ДОМ)
3. Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?Формулирование темы урока (Презентация. Приложение 1. Слайд 1)
Запишите тему урока в ваш маршрутный лист( Приложение 2).
4. Презентация нового материала ( рассказ учителя)
Слово «инженер» произошло от латинского ingeniare - «творить», «создавать», «внедрять».( Слайд 2)
В древности понятия «инженер» и «архитектор» не различались. Так назывались люди, руководившие созданием сложных сооружений. А в Древней Греции понятия «инженер» попросту не было.Плотник (по-гречески «тектор») занимался строительством, а старший плотник, который руководил процессом, назывался «архитектором» ).
Русские розмыслы ( слайд 3)
В старину на Руси строители городов, укреплений, мостов и плотин, а также архитек-торы, литейщики пушек и колоколов - все те, кого мы назвали бы теперь инженерами,назывались «розмыслами». Розмысл обязан был рассмотреть стоящую перед нимзадачу со всех сторон, опираясь не толькона собственный, но и на весь накопленныйопыт предшественников, на свой ум, изобретательность и фантазию.Понятия, идентичного по значению русскому слову «розмысл», до появления слова «инженер» не было ни в одном языке. В старину люди, которые теперь на-зываются инженерами, у англичан назывались капитанами, у французов - мэтрами,у немцев - мейстерами. Слова эти означали: господин, хозяин, владелец, учитель.
Инженерами первоначально называли людей, управляющих военными машинами. Первыми гражданскими инженерами в 16 веке стали строители мостов и дорог, а первые учебные заведения для подготовки инженеров появились столетием позже.
В Россию специальность инженера пришла благодаря Петру I. ( Слайд 4)
Пётр I Великий - основатель российского военно-морского флота и Российской Академии наук; член Парижской Академии; освоил около 15 профессий; лично проектировал и строил корабли, в том числе первый русский 100-пушечный линейный корабль; построил первую искусственную гавань из сборных модулей, спроектировал первый в Европе сухой док с быстрой откачкой воды; основал первый в мире яхт-клуб; изобрёл лот с отделяющимся грузом; основал первую печатную газету России «Ведомости» (лично участвовал в печати); сделал российский рубль первой в мире десятичной валютой, основал Петербургский монетный двор.
К тому времени система обучения и профессиональной деятельности инженеров представлена целым комплексом специальностей.
5.Прежде чем вы узнаете о инженерах -строителях, посмотрите на задание 2 в маршрутном листе.Слева запишите напротив имен и фамилий инженеров результаты их труда( Приложение 2).
Андрей Трезини - первый архитектор Петербурга; строитель Петропавловского собора (122 м, высочайшее здание Российской империи и высочайший православный храм в мире) ( Слайд 5)
Христофор Миних - военный инженер и полководец, строитель каменных стен Петропавловской крепости и крупнейшего в Европе середины XVIII в. Ладожского канала ( Слайд 6)
Юрий Фельтен - строитель гранитных набережных Петербурга; руководил операцией по перемещению «Гром-Камня» (крупнейший перемещенный вручную камень в истории) ( Слайд 7)
Августин Бетанкур - политехник, основатель Гознака, строитель Московского Манежа и Нижегородской ярмарки, разработчик первого в мире крупного железного купола (Исаакиевский собор) ( Слайд 8)
Василий Треттер - открыл первую литографическую мастерскую в России, участник создания Гознака, строитель красивейших петербургских подвесных мостов (Египетский, Банковский, Львиный( Слайд 9)
Огюст Монферран - построил Исаакиевский собор, впервые применив большой железный купол и гальваноскульптуру; поднял из земли Царь-Колокол, установил Александрийский столп ( Слайд 10)
Константин Тон - разработал русско-византийский стиль храмового зодчества, построил храм Христа Спасителя (высочайший по высоте купола православный храм) и первые крупные ж/д вокзалы в России ( Слайд 11)
Альберт Кавос - выдающийся архитектор и инженер-акустик, строитель многочисленных театров, в том числе Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге ( Слайд 12)
Аманд Струве - строитель множества ж/д мостов и Литейного моста в Петербурге; построил первую постоянную линию электротрамвая в России ( Слайд13).
7. Контроль выполнения задания 2.Чтение учащимися ответов вслух.
8.Слово учителя:"Безусловно,без всех этих конструкций и сооружений человеку было бы трудно жить. Однако, самое первое и главное его сооружение- это жилище . В современном толковании-дом. Многие из вышеназванных архитекторов построили также жилые дома, и считали их строительство первоочередным делом .
8. Работа со словарем .Запишите понравившееся вам определение в маршрутный лист. Задание 2. ( Приложение 3)
Дом
1.Жилое (или для учреждения) здание. Д.-новостройка. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь д. (все живущие в доме).
2. Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. кого-н. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери наруках весь д.
3. Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования. Общеевропейский д. Родина - наш общий д.
4. Учреждение, заведение, обслуживающее ка-кие-н. общественные нужды. Д. отдыха. Д. творчества. Д. учёных. Д. ветеранов сцены. Торговый д. (название нек-рых торговых фирм). Д. моделей. Д. мебели. Д. обуви. Д, торговли (названия больших магазинов).
5. Династия, род. Царствующий д.Д. Романовых.
Также:
1) В России: главное правительственное здание.
2) Белый дом резиденция американского президента в Вашингтоне,
9.Работа в группах . Выполните Задание 3 устно .Ответьте на вопросы: Для чего человеку нужен дом?Что он для него значит?От каждой группы выступает 1 человек. (Возможна дискуссия ).
10. Прослушивание "Притчи о доме и счастье".( Приложение 4)
Как-то Счастье зашло в один дом на опушке леса и увидело такую картину: горел камин, возле которого весело играли дети, хозяин дома сидел в большом кресле, а его жена что-то вязала, укутавшись в теплый шерстяной плед. Счастью так понравилась эта идиллия, что оно обратилось к мужчине:
- Я хочу выполнить любое твое желание.
Мужчина, немного подумав, ответил:
- Благодарю тебя, но мне ничего не нужно.
Тогда Счастье обратилось к женщине:
- А ты бы что пожелала?
Она посмотрела на мужа, самого любимого и дорого ей человека, на детей, которые беззаботно резвились у ног, на уют и покой, царящий в доме, и произнесла:
- Спасибо, Счастье, но у меня уже все есть.
А у детей Счастье ничего не спросило - и так все было понятно. Но возле самых дверей Счастье опять обернулось, окинув взглядом дом, полный тепла, любви, гармонии и спросило:
- А можно я останусь у вас навсегда?
11.Понравилась ли вам эта притча? Почему?
12.Какие пословицы и поговорки о доме вы знаете? ( Приложение5)
В гостях хорошо, а дома лучше.
Не красна изба углами, красна пирогами.
Всякий дом хозяином держится.
Дом красится хозяином.
Без хозяина дом - сирота.
Каково на дому, таково и самому.
Свой дом - не чужой: из него не уйдешь.
Дом как полная чаша. Дом - чаша чашей.
Горе тому, кто непорядком живет в дому.
Сведем так домок, что не нужен и замок.
Коли изба крива - хозяйка плоха.
Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.
Мило тому, у кого много всего в дому. В добром житье сами кудри вьются, в худом секутся.
13. Как вы понимаете смысл пословицы "Не дом хозяина красит, а хозяин дом"? ( Ответы учащихся) Кто такой хозяин?Нужны ли ему какие-либо инженерные знания для поддержания соего дома?( Ответы учащихся).
14.Давайте и мы с вами на некоторое время станем инженерами и нарисуем "Дом Мечты".Работа в группах. Презентация рисунков.
15. Организация рефлексии.Спасибо за работу.На листе ватмана изображено
дерево. Оживите его листочками. Если на уроке тбыло :
- очень интересно, наклейтет красный лист,
- хорошо, не скучно - зеленый,
- не понравилось - желтый.