Реализация комплексного подхода в преодолении социального неблагополучия в работе классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация комплексного подхода в преодолении социального неблагополучия в работе классного руководителя


Социальное воспитание - процесс приобщения молодого поколения к культуре, ценностям, идеологическим установкам данного общества. Социальное воспитание осуществляется в семье, образовательных учреждениях, государственных системах социализации.

Взрослый человек (если он взрослый не только биологически, но и духовно) может отделить себя, свое Я от своего социального положения, своей социальной роли. Он может уважать себя, несмотря на то, что его статус очень низок и окружающие считают его неудачником. Ребенок же на это не способен.

Для ребенка его социальная роль, мнение о нем его социального окружения и он сам - это одно и тоже. Поэтому можно сказать, что социум - это главный воспитатель.

Мироощущение ребенка и его восприятие себя самого (так называемая Я-концепция) носят сравнительный характер: они зависят от сравнения с окружающими, прежде всего с теми, которые рядом, кого он видит ежедневно.

В 8в классе (по понятным причинам я изменила имена), например, Игорь зажатый, робкий, т.к. в классе много бойких, самоуверенных детей. Олег видит, что он самый неспособный, хуже всех учится, потому что в классе есть отлично успевающие дети. Андрей сравнивает себя с другими по совсем простому признаку: они всегда сыты, хорошо одеты, им дают деньги, у меня этого нет. Женя и Ира страдают от недостатка любви и внимания со стороны родителей, сравнивая положение других детей в семьях. Вылечить этих детей можно только в какой-то мере, изменив их социальное положение.

Классный руководитель - это часто единственный человек в школе, по-настоящему знающий ребенка.

Все дети разные, и каждый ребенок хочет, чтобы взрослый понял, принял, защитил и поддержал именно его. Если этого не случается, школьная жизнь превращается для ребенка в каждодневную пытку.

Структура коллектива нацелена на формирование в детях норм внешней дисциплины, повиновения руководителю и большинству. В ребенке угасает чувство собственной позиции и природное ощущение суверенности личности, снижается самооценка. Быть коллективом для детей трудно, обязательно кто-то из этой конструкции «вываливается».

И так ли уж важно говорить о классе: коллектив он или сообщество?

Да, важно, потому что в двух разных случаях мы получаем два типа педагогической деятельности. Как коллектив дети могут действовать далеко не во всех жизненных ситуациях.

Сообщество - естественная организация жизнедеятельности детей, собирающая их в культурные общности. Дети в этом пространстве становятся членами человеческого общества.

Школа призвана показать каждому ребенку все богатство социально значимых сообществ, чтобы он участвовал в них, выбирая социально значимые и наиболее интересные для него.

Школьный класс, спортивная секция, команда КВН, школа вожатых, волонтерское движение, школа искусств, кружок и другие- все это сообщества, у каждого свои цели и особенности социального поведения.

В школьном классе классный руководитель определяет что, как, когда надо делать вместе. Большинство взрослых считает, что детям нужно руководство.

Психологи считают - не руководство ребенку нужно, а неформальная совместность в виде «дружбы - наставничества». Надо только уметь правильно совместность - общение построить.

Что сегодня ждут от школы учителя, дети и их родители?

У учителя нацеленность на собственный профессиональный и личностный успех. У ребенка стремление к жизненному самоутверждению. У родителей ожидание успешности ( и прежде всего учебной успешности) своего ребенка.

Школа (на уровне школьной администрации) ждет хороших формальных показателей.

Сегодня классному руководителю, которому по своей миссии следует быть не «руководителем», а «воспитателем-наставником», надо совместить все эти пространства ожиданий. Как этого достичь?

Класс для подростка - жестко заданные рамки деятельности и поведения, которые его ограничивают и не дают самоутвердиться гармонично и в полной мере.

Необходимо три основных условия для того, чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и чтобы был создан позитивный фон его саморазвития:

- учеба не должна доминировать настолько, чтобы затмевать другие формы его жизнедеятельности (это несколько расходится с официальными установками, на которых строится традиционное школьное обучение);

- ребенок должен найти, а педагоги должны поддержать его в этом, индивидуальные формы и пространства достижения своей успешности, что станет стимулом его саморазвития;

- пространство жизнедеятельности детей должно быть открытым, это способствует открытости каждого.

Может ли ребенок найти все это в классе, где «воспитательная работа» становится продолжением «обучения» в форме обычных «сидячих» классных часов? Конечно, нет, не может. Поэтому дети пытаются реализовать себя в разных детских сообществах. ( Мониторинг занятости учащихся 8в класса в свободное время). Анализ показывает, реализуют себя в учебной деятельности- 10 учащихся; в спорте- 19; в художественно - эстетической деятельности- 12, коммуникативной-3.

Общность всегда проявляется в совместности выбранной жизнедеятельности, в которой каждый может самоопределиться и самореализоваться.

Какова роль классного руководителя?

Первым признаком сообщества, в данном случае классный коллектив, становится осознанно планируемая всеми детьми добровольная совместная деятельность, интересная всем. Вот это самое трудное для классного руководителя. Проще составить и время от времени обновлять набор мероприятий. Но если конкретная форма совместной деятельности не рождается здесь и теперь, она становится рядовым пунктом «воспитательной работы» и часто оставляет детей равнодушными.

Говоря простым языком, общность всегда проявляется в совместности выбранной жизнедеятельности.

Анализируя работу за год с классом, я определяю рейтинг проведенных мероприятий, совместно с детьми и родителями мы планируем свою деятельность на следующий год. Так, по итогам прошлого учебного года наиболее высокий рейтинг имели следующие мероприятия:

- поездка в санаторий «Геолог»-18 ( количество выборов);

- спортивные соревнования с родителями-17

- поход в тундру- 15

- день именинника-11

- итоговое собрание родителей и детей- 11

( Показ фотографий классных мероприятий)

И в заключении. Есть хорошая форма работы- малый педсовет. Собираются учителя, работающие в одном классе, и обсуждают одного ребенка. Важно, чтобы у всех педагогов была единая и правильная позиция по отношению к этому ребенку.

Классный руководитель может много сделать для социально неблагополучных детей. Потому что именно таким детям много недодали другие люди, им много нужно.

И, наверное, стоит быть даже благодарными этим детям за то, что они дают нам возможность быть нужными и придают нашей работе ясный и понятный смысл.

© 2010-2022