- Преподавателю
- Классному руководителю
- Родительское собрание Ох, уж эти экзамены!
Родительское собрание Ох, уж эти экзамены!
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Краснобрыжая О.Н. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Ох, уж эти экзамены!»
Цель - формирование представлений о внутреннем мире и жизненных планов учащихся выпускных классов.
Продолжительность 30-40 минут
План родительского собрания:
1. заблаговременное анкетирование учащихся выпускных классов (составление диаграммы);
2. вступительное слово педагога-психолога, учителя;
3. анкетирование родителей (результаты остаются у родителей);
4. ознакомление родителей с результатами анкетирования детей;
5. притча-айкедо;
6. рефлексия.
I. Анкета "Что чувствует и думает учащийся выпускного класса о предстоящих экзаменах?" (Колесникова С.В., Краснобрыжая О.Н.)
В предложенной анкете выпускник выбирает готовые варианты ответа в скобках и отвечает на вопросы. Вопрос № 10 разработан на основе цветового теста Люшера (бланк см. приложение № 1).
1.Какие чувства вызывает предстоящая сдача ЕГЭ (ГИА)? (страх, тревогу; радость; спокойствие уверенность).
2.Что, по Вашему мнению, скажут (сделают) родители в случае неудачной сдачи ЕГЭ (ГИА)? __________________________________________________________________
3. С кем в первую очередь Вы готовы поделиться результатами ЕГЭ (ГИА), если они положительные? __________________________________________________________________
4. С кем в первую очередь Вы готовы поделиться результатами ЕГЭ (ГИА), если они отрицательные?_____________________________________________________
5. В случае провала на экзамене, какую помощь (поддержку) Вы хотели бы получить от родителей? __________________________________________________________________
6. В случае непоступление в ВУЗ в данном году, что Вы будите делать? (пойду работать; буду готовиться с репетитором к следующему году; ничего не буду делать; пойду служить; другое____________________________________________________________)
7. Как Вы считаете, готовы ли Вы к новому этапу в вашей жизни?____________________________________________________________
8. В случае неудачной сдачи экзамена сможешь ли ты уйти добровольной из жизни? (да; нет; не знаю).
9. В случае успешного сдачи ГИА или ЕГЭ вы самостоятельно выберете учебное учреждение или доверитесь мнению родителей? (самостоятельно; выберут родители).
10. Выберите цвет наиболее комфортный для Вас в данный момент и закрасьте человечка.
II. Вступительное слово:
Экзамены для учащихся - это всегда стрессовые ситуации. Единый государственный экзамен - новая форма проведения итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в ВУЗ. Все новое, неизвестное всегда является дополнительным источником тревожности. Следовательно, единый государственный экзамен может стать достаточно сильным стрессом для выпускников и их родителей. Необходимо помнить, что страх перед неизвестностью в условиях «информационного голода» ведет к расстройству психики и даже суициду. Доктор педагогических наук, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что Единый госэкзамен вполне способен подтолкнуть подростков к самоубийству. Именно в этой ситуации выпускник так сильно нуждается в психологической помощи и поддержке родителей. Психологическая поддержка - один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче экзамена. Поощрение, поддержка, реальная помощь, беседы, а главное - спокойствие взрослых помогут подростку успешно справиться с собственным волнением.
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать комфортные оптимальные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может. Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что всё у него (неё) в жизни получится! Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей - положительных сторон старшеклассника. Именно в этом возрасте оценка старшего по возрасту очень ценна для подростка. Вера в успех, уверенность в своём ребёнке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения важны для него, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Уважаемые коллеги, не забудьте проинформировать и распечатать на отдельном листе памятку о полезных сайтах для родителей и выпускников: gia.edu.ru/ и ege.edu.ru/. Это официальный информационный портал государственной итоговой аттестации, где предоставляются сведения о расписании, экзаменационных материалах, критериях оценивания, о правилах подачи апелляции и многое другое.
III. Анкета для родителей выпускников (см. приложение № 2).
IV. Ознакомление родителей с результатами анкетирования детей.
V. Притча-айкедо.
Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию поучительную притчу-айкедо. Я прошу вас правильно отнестись к предстоящему испытанию, которое ожидает Вас и вашего подростка. Зачитывается притча.
Дорогие мама и папа!
С тех пор как я уехала в колледж, я была небрежна в написании писем. Сожалею о том, что была невнимательна и не писала до сих пор. Я сообщу вам сейчас обо всем, что произошло, но перед тем как вы продолжите чтение, пожалуйста, сядьте. Вы не будете читать дальше, пока не сядете, хорошо? Ну, сейчас я чувствую себя вполне хорошо. Перелом черепа и сотрясение мозга, которые я получила, когда выпрыгнула из окна своего общежития в тот момент, когда оно загорелось (вскоре после моего приезда сюда), теперь почти вылечены. Провела две недели в больнице и теперь могу видеть почти нормально, и головные боли бывают только раз в день. К счастью, пожар в общежитии и мой прыжок увидел дежурный оператор газовой станции, расположенной рядом с общежитием, и именно он позвонил в пожарный отдел и вызвал «скорую помощь». Кроме того, он навещал меня в больнице, и поскольку мне негде было жить после пожара, он любезно предложил разделить с ним его комнату. В действительности это полуподвальная комната, но она довольно мила. Он чудесный парень, мы влюбились друг в друга и собираемся пожениться. Мы пока не назначили точную дату, но свадьба будет до того, как моя беременность станет заметной.
Да, мама и папа, я беременна. Я знаю, что вы мечтаете стать дедушкой и бабушкой и что вы радушно примете ребенка и окружите его той же любовью, преданностью и нежной заботой, какими окружали меня в детстве. Причина задержки заключения нашего брака состоит в том, что мой друг подхватил незначительную инфекцию, которая мешает сдать добрачные анализы крови, а я неосторожно заразилась от него. Я уверена, что вы встретите моего друга с распростертыми объятьями. Он добрый и хотя не очень образованный, но зато трудолюбивый. Теперь, после того как я сообщила вам, что случилось, хочу вам сказать, что пожара в общежитии не было, у меня не было сотрясения мозга и перелома черепа, я не была в больнице, я не беременна, я не помолвлена, я не инфицирована и у меня нет друга. Однако я получаю низкие баллы по обществознанию и математике и хочу, чтобы вы смотрели на эти оценки мудро и снисхождением.
Ваша любящая дочь Настя.
Родители, помните, что всё в этом мире относительно. Любите своего ребенка и принимайте его таким, каков он есть.
VI. Рефлексия.
Примерные вопросы для рефлексии:
1. Понравилось ли Вам собрание? Что нового узнали?
2. Какой момент собрания вас эмоционально затронул?
3. Что приобрели в результате участия в сегодняшнем собрании?
4. Возможно ли перенести полученный опыт в повседневную реальность?
Литература:
Ковпак Д.В. 111 баек для психотерапевтов. - СПб.: Питер, 2014.
Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест Люшера диагностика нервно-психического состояния. Методическое руководство. Издание - 2. - СПб.: ИМАТОН, 2007.
Приложение № 1.
10. Выберите цвет наиболее комфортный для Вас в данный момент и закрасьте человечка.
Предлагаемые цвета:
-состояние покоя, потребность в отдыхе,
эмоциональная стабильность, душевная
привязанность в отношении к партнеру,
умиротворение, гармония, удовлетворенность.
притязаний, стремление к самовыражению, успеху
и власти, деловитость, настойчивость, уверенность
в себе, энергичная защита свои позиций.
-энергичная активность, стремление к успеху через
борьбу, возбужденность, потребность действовать
и расходовать силы, лидерство, инициативность.
-надежда на легкость, радость, расслабление,
стремление к новому, освобождение, оптимизм,
раскрепощение, восприимчивость, расширение
возможностей.
-впечатлительность, эмоциональная выразительность
чувствительность, интуитивное понимание,
зачарованность, мечтательность, восхищение.
-комфорт телесных ощущений, физическая легкость,
Сенсорная удовлетворенность.
- отрицание, окончание, отказ, отречение, неприятие,
протест, небытие.
- нейтральность, неучастие, социальная
отгороженность, свобода от обязательств.
Приложение № 2.
Анкета для родителей выпускников (Колесникова С.В., Краснобрыжая О.Н.).
1.Какие чувства у Вас вызывает предстоящая сдача ЕГЭ (ГИА) вашим ребенком?
(страх, тревогу, спокойствие, уверенность, радость и др.).
__________________________________________________________________
2.Что Вы скажите (сделаете) вашему ребенку в случае неудачной сдачи ЕГЭ (ГИА)?
__________________________________________________________________
3.Как Вы считаете, с кем в первую очередь поделится ваш ребенок результатами ЕГЭ (ГИА), если они положительные?
__________________________________________________________________
4.Как Вы считаете, с кем в первую очередь поделится ваш ребенок результатами ЕГЭ (ГИА), если они отрицательные?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какую помощь Вы могли бы предоставить вашему ребенку, в случае неудачи на экзамене?
__________________________________________________________________
6.Ваши действия, в случае непоступления вашего ребенка в высшее учебное заведение в данном году?
__________________________________________________________________
7.При выборе высшего учебного заведения, отдадите ли вы предпочтение желанию вашего ребенка или примите решение самостоятельно?
__________________________________________________________________
8.Как Вы считаете, в случае неудачной сдачи ЕГЭ (ГИА), могут ли возникнуть у вашего ребенка мысли о добровольном уходе из жизни?
__________________________________________________________________Благодарим за искренние ответы!