Разработка и проведение игры Что?Где?Когда? в рубрике Мир вокруг нас

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Что? Где? Когда?

«Мир вокруг нас»

Цель: Развитие логического мышление, памяти, познавательной активности; воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнение товарищей, умение серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.

Оформление (пословицы на бумажке):

«Умный товарищ - половина дороги»

«Умные речи приятно и слушать»

«Дважды думай, говори раз»

«Думают думу без шуму»

Оборудование: Волчок со стрелкой, табло, настольные игры для обозначения игровой минутки, часы, гонг; конверты с заданиями, стол, стулья, задания для болельщиков.

Содержание игры:

1. Объявление правил игры, напомнить, как игра проходит на телевидении.

2. Из зрителей выбрать 8 человек

Отборочный тур:


  1. Начало - нота, потом оленя украшение,

А вместе - место оживленного движения (до + рога = дорога)

  1. Как инструмент меня ты ценишь

В искусной плотничьей руке.

Но если «д» на «б» ты сменишь,

Во мне утонешь, как в реке (Долото - болото)

  1. Я по России протекаю,

Я всем известна, но когда

Ко мне прибавишь букву с краю,

Своё значение я меняю

И птицей становлюсь тогда (и + Волга = иволга)

  1. Два слога первые - цветок,

Татарский царь - мой третий слог,

А «ь» поставь в конец

Коль отгадаешь - молодец! (Астра + хан + ь = Астрахань)

  1. На берегу морском я круглый год валяюсь,

Отнимешь «ь», и вверх я устремляюсь. (Галька - галка)

  1. Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)

  2. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду. (Стрижи, ласточки)

  3. С буквой «к» в лесу живу,

С буквой «ч» овец пасу. (Кабан - чабан).

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ: На столе, по окружности, лежат конверты с вопросами, между ними - 3 игровых паузы (в роли игровых пауз могут выступать различные головоломки)

Знатоки заводят волчок. Время обсуждения - 1 минута. Капитан выбирает того игрока, который будет отвечать.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗНАТАКОВ:


  1. Учеными давно было замечено странное поведение обычных ежей. Поймав жабу, еж впивается зубами в её околоушные железы, после чего обильно смазывает свои иголки выделяемой слюной. Как объяснить такое поведение ежа?

ОТВЕТ: Слюна этих видов жаб, на которых охотятся ежи, ядовита. Смачивая свои иголки ядовитой жидкостью, ежи создают дополнительную защиту от врагов.


  1. Плодовитость трехиглой колюшки по сравнению с другими рыбами очень мала - 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне. Почему?

ОТВЕТ: У трехиглой колюшки очень развит уход за потомством, в отличие от других рыб. Поэтому численность отложенных яиц невелика.


  1. Однажды в холодный осенний день в Юго-Восточной Азии в адрес российского зооцентра прибыл живой груз - 24 удава. Принимающий животных специалист без опаски рассматривал каждое животное. Таможенники решили, что он их загипнотизировал, так как змеи вели себя очень спокойно. Как вы объясните поведение змей.

ОТВЕТ: Температура тела рептилий непостоянна и сильна колеблется в зависимости от температуры окружающей среды. В теплую погоду они активны, а в прохладную малоподвижны. Чем объясняется спокойное поведение удавов?


  1. Некоторые морские птицы, например фрегаты, имеют недоразвитую копчиковую железу. Они летают над океаном и никогда не отдаляются на большие расстояния. Сильный дождь, заставший фрегата вдали от берега, представляет смертельную опасность. Почему?

ОТВЕТ: Сильный дождь вызывает намокание перьев у фрегата, так как из-за недоразвитой копчиковой железы они не смазываются специальным жиром. Резкое увеличение массы тела может привести к гибели. Рыбу они хватают на лету, на воду практически не садятся.


  1. На теле медузы сарсии из Баренцева моря встречаются небольшие медузки кунины. У кунин есть длинный хоботок и отсутствует колокол, обычный для других медуз. Многочисленными щупальцами кунины держаться за сарсию. Чем объяснить необычный внешний вид кунин?

ОТВЕТ: Колокол необходим медузе для движения в воде: ритмичные сокращения колокола вызывают выталкивание из него воды (реактивный способ движения). Кунины передвигаются на сарсии, поэтому колокол, как средство передвижения у них редуцировался.


  1. На одном из морских мелководий существовало сообщество из восьми видов малоподвижных животных: моллюсков мидий и морских блюдечек, сидячих рачков и морских желудей, морских уточек и других. Всеми ими питался один вид хищника - крупная морская звезда, которая предпочитала больше всех мидий. Что бы сохранить сообщество, всех морских звезд выловили и удалили. Через некоторое время на участке не осталось никаких видов, кроме мидий. Объясните, как это могло произойти?

ОТВЕТ: Мидии, численность которых не сдерживалась хищниками, вытеснили другие виды сидячих животных как более сильные конкуренты.


  1. Почему естественное загрязнение атмосферы не нарушает происходящих в ней процессов? В чем опасность загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий?

ОТВЕТ: Вещества, попадающие в атмосферу при естественном загрязнении быстро включаются в естественные круговороты, так как эти вещества всегда были в природе. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, которых часто не бывает в природе: фреоны, пыль тяжелых металлов, радиоактивные вещества. Эти вещества могут нарушить естественные природные процессы.


  1. У некоторых водных позвоночных, например акул, скелет состоит не из костей, а из эластичного хряща. У наземных позвоночных скелет только костный. Как это объяснить с экологической точки зрения?

ОТВЕТ: В воде вес животных облегчается действием выталкивающей силы. В наземно-воздушной среде требуется более прочный скелет из-за низкой плотности воздуха.


  1. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает двух метров, весит до ста двадцати килограмм. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно позаимствовала английская автомобильная фирма, другое - фирма по производству спортивной одежды и обуви в США. Назовите это животное.

ОТВЕТ: Ягуар или пума.


  1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковыми, но вот посуда - разная. Из какого металла была сделана посуда?

ОТВЕТ: Серебро.


  1. Эта водоросль была отправлена вместе с другими живыми растениями в кабине космического корабля «Восток - 2». Она и сейчас постоянно используется в биологических экспериментах на космических станциях. С чем связано её использование в условиях космоса?

ОТВЕТ: Хлорелла. Она является самой продуктивной водорослью - улавливает 7-12% солнечного цвета, вместо 1-2 % цветковых.

ИГРОВАЯ ПАУЗА 1: Превратите выражение в известную пословицу или поговорку.


  • Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем представитель этого же семейства (Хрен редьки не слаще).

  • Сбился с азимута среди трех голосеменных (Заблудился в трех соснах)

  • На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава (Сердцу не прикажешь)

  • Сколько это млекопитающие не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество (Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит)

  • Кровососущее насекомое не сможет сделать более острым ротовой аппарат (Комар носу не подточит)

  • Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья (Старый конь борозды не испортит)

  • Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива (Работа - не волк, в лес не убежит)

  • Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции (Баба с возу - кобыле легче)

  • При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси (Хочешь жить - умей вертеться)

  • Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высушенный злачный стебель (Утопающий хватается за соломинку)

ИГРОВАЯ ПАУЗА 2 «САМЫЙ… САМЫЙ…»


  • Самое упрямое домашнее животное (Осел)

  • Самое распространенное в России дерево (Лиственница)

  • Самая большая змея (Удав Анаконда - 11 метров, 200 кг)

  • Самая большая сухопутная ящерица (Варан)

  • Не морская птица с самым большим размахом крыла (Кондор 2,8-3 м)

  • Самая крупная обезьяна (Горилла)

  • Самая крупная ягода (Тыква)

  • Кто является самым преданным другом среди животных (Собака)

  • Назовите самый первый способ передвижения, который осваивает человек (Ползание)

  • Назовите самую большую рыбу (Гигантская или китовая акула)

  • Самое скоростное сухопутное животное (Гепард - 110 км/ч)

  • Самый хитрый зверь в русских народных сказках (Лиса)

  • Животное с самыми большими ушами (Слон)

  • Назовите простейшее животное, состоящие из одной клетки (Амеба)

  • Назовите самый популярный в Голландии цветок (Тюльпан)

  • Самое крупное из сегодня обитающих на земле пресмыкающихся (Крокодил)

  • Самое крупное млекопитающее животное на земле (Синий кит)

  • Птица - обладатель самого большого в мире клюва (Пеликан)

  • Самая высокая трава (Бамбук - 30-40 метров)

  • Самая ядовитая змея (Кобра)

ИГРОВАЯ ПАУЗА 3 «ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ»

На греческий - «Учение о жилище». (Экология)

На латинский - «Восстановление» (Регенерация)

На латинский - «Окраска» (Пигмент)

На латинский - «Помесь» (Гибрид)

На латинский - «Народ, население» (Популяция)

На греческий - «Совместная жизнь» (Симбиоз)

На греческий - «Учение о животных» (Зоология)

На греческий - «Сам питаюсь» (Автотроф)

На греческий - «Слово (учение) о жизни» (Биология)

На латинский - «Уничтожение, народ» (Депопуляция)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ


© 2010-2022