Классный час на тему СПИД. ВИЧ

Внеклассное мероприятие на тему: «СПИД. ВИЧ. Знать, чтобы жить!» Цель:   поговорить о мерах профилактики заболевания, важности формирования у детей понятия о личной ответственности за свое здоровье, умения оценивать ситуации пребывания в зонах риска и умения соблюдать меры предосторожности. Задачи: 1.     Объяснить учащимся в чем разница между СПИДом и ВИЧ – инфекцией; 2.     Объяснить, что ВИЧ – инфицированный не опасен в быту; 3.     С помощью игры показать, как быстро распространяется заболев... Внеклассное мероприятие на тему: «СПИД. ВИЧ. Знать, чтобы жить!» (Класс делится на три группы) Тема нашего классного часа звучит так: «ВИЧ и СПИД. Знать, чтобы выжить» и в качестве эпиграфа я взяла слова песни Владимира Высоцкого «Утренняя гимнастика». На пороге тысячелетия Наступает момент, когда Мы за все бываем в ответе, Перелистывая года, – Человек, покоривший небо, Чудо техники изобретая Приобщаясь к дурным привычкам, О здоровье своем забывает Я – вирус, в Африке рожденный, - Как утверж...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие на тему: «СПИД. ВИЧ. Знать, чтобы жить!»

Цель: поговорить о мерах профилактики заболевания, важности формирования у детей понятия о личной ответственности за свое здоровье, умения оценивать ситуации пребывания в зонах риска и умения соблюдать меры предосторожности.

Задачи:

  1. Объяснить учащимся в чем разница между СПИДом и ВИЧ - инфекцией;

  2. Объяснить, что ВИЧ - инфицированный не опасен в быту;

  3. С помощью игры показать, как быстро распространяется заболевание и кто входит в «группу риска».

Необходимые материалы:

  1. Видеофильм «Почему планету губит СПИД»;

  2. Видеопрезентация;

  3. Карточки для ролевых игр;

Внеклассное мероприятие на тему: «СПИД. ВИЧ. Знать, чтобы жить!»

(Класс делится на три группы)

Тема нашего классного часа звучит так: «ВИЧ и СПИД. Знать, чтобы выжить» и в качестве эпиграфа я взяла слова песни Владимира Высоцкого «Утренняя гимнастика».

На пороге тысячелетия
Наступает момент, когда
Мы за все бываем в ответе,
Перелистывая года,
- Человек, покоривший небо,
Чудо техники изобретая
Приобщаясь к дурным привычкам,
О здоровье своем забывает

Я - вирус, в Африке рожденный, -
Как утверждают многие умы.
Свой длинный путь, по жизням проторенный,
Иду с нахрапом, я пострашней войны.
Но спидоносное решенье
Зависит только от людей
Защита есть, и лишь пренебреженье
Меня спасает, делая сильней
При половых контактах я активен.
Из латекса барьер - мне словно паралич.
В крови живуч, чрезвычайно продуктивен,
Я разрушаю все, я - это просто ВИЧ,
Иммунодефицит - заболевание века.
Давно над этим бьются знатоки.
Пока невежество и разгильдяйство человека
Мне позволяют развиваться и расти
К ребенку с молоком и материнской кровью
Могу спокойно перейти
Я не в ответе за здоровье,

А раз пришел мне
меценатство не с руки
Хотелось рассказать о многом
Об умерших и позитивных с ВИЧ
Все человечество, живущее над Богом
Подвластно мне: будь король или отпетый БИЧ.

Сегодня мы поговорим о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Об этом много пишут, ещё больше говорят. Я верю, что вы довольно просвещенная молодежь в этой области, и владеете информацией, которая поможет вам ответить на следующие вопросы:

1. Что такое ВИЧ? Как расшифровывается?

2. Что такое СПИД? Как расшифровывается?

3. Есть ли отличие между ними?

4. Как передается ВИЧ?

5. Могут ли животные являться разносчиками ВИЧ?

6. Есть лекарство от ВИЧ, а от СПИДа?

(После каждого вопроса дается время на ответ, причем ответы не корректируется, а просто собирается информация, чтобы участники осознали, что не на все у них есть ответ. )

Что же такое ВИЧ? (Слайд)

Это Вирус Иммунодефицита Человека.

В - вирус - это самое простое живое существо на планете, оно настолько маленькое и упрощенное, что некоторые ученые не относят его к живым существам вообще. Для большего понимания разберем слово И - иммунодефицит: иммунитет - защита, отвечающая за наше здоровье, дефицит - нехватка чего-либо, в нашем случае нехватка здоровья или защиты. Важной буквой является Ч-человек, т.е. ВИЧ может быть только у человека, ни у птички, ни у рыбки, ни у животных этой болезни быть не может. Единственный вариант, что у обезьян нашли похожую болезнь, но это мутировавший вирус, разновидность ВИЧ. Так что передаваться ВИЧ может только от человека к человеку.

Коварство вируса иммунодефицита заключается в том, что он поражает клетки, которые отвечают за защиту организма, именно эти клетки должны отвечать за иммунитет (защиту), нейтрализуя всевозможные чужеродные вещества, бактерии, вирусы и грибки, а также отвечают за уничтожение отслуживших клеток и за восстановление тканей и клеток в случае их повреждения. Это скорая помощь, охрана и санитар в одном лице.

Получается, что вирус убивает эти клетки, и мы лишаемся всех преимуществ, которые они давали организму.

Живет этот вирус только в человеке. Если быть точнее, то в клетках и жидких средах организма. Там он может свободно передвигаться и размножаться.

- Какие жидкие среды организма вы знаете?

(Принять все ответы, откорректировать. Если был правильный ответ, поощрить.)

Слайды:

  • Кровь

  • Моча

  • Лимфа

  • Пот

  • Сперма

  • Слюна

  • Молоко

  • Вагинальный секрет

  • Пищеварительные соки и т.п.

Вирус есть во всех этих средах, кроме пищеварительного сока.

Однако заразиться можно только через четыре среды.

  • Сперма

  • Кровь

  • вагинальный секрет

  • Материнское молоко

Заражение через другие среды невозможно потому, что в них концентрация настолько мала, что для того, чтобы заразиться через слюну надо 3 литра, а про мочу говорить нечего, к тому же, надо, чтобы была ситуация, при которой это возможно.

- Кстати о ситуациях? Какие действия могут привести к заражению? (Ответы)

(Слайды)

  • При кормлении молоком от ВИЧ - инфицированной матери.

У ВИЧ - инфицированной матери может родиться ребенок, не пораженный инфекцией.

  • При нарушении целостности плаценты во время вынашивания (плацента, во время вынашивания служит отличным барьером для множества инфекций, и если нет повреждения этого барьера, то инфицированная мать может родить здорового ребенка).

  • Употребление наркотиков общими шприцами. (Одна из самых опасных ситуаций)

  • Незащищенные сексуальные контакты.

  • Применение нестерильного хирургического, бритвенного др. инструмента или неосторожное его применение (это касается всех инструментов от гинекологического инструментария до игл для татуировок).

  • При переливании непроверенной крови или крови не прошедшей обработки.

Чтобы показать скорость распространения инфекции была разработана ролевая игра «Степной огонь».

Участникам предлагается, закрыть глаза и представить, что они пришли на дискотеку. Пока они стоят с закрытыми глазами, ведущий задевает кого-то из присутствующих, и на время игры, задетый становится человеком, который был в контакте с ВИЧ-инфецированным и возможно заражен. Задача остальных ходить и здороваться со всеми за руку, с теми, кто им симпатичен, но тот, кто ВИЧ-инфицирован при рукопожатии царапает ладошку, это означает, что тот человек тоже является инфицированным. Через какое-то время игра останавливается. Все встают в круг и просят сделать шаг вперед тех, кто оказался инфицированным, так как рукопожатие означало половой контакт без презерватива (на руках не было перчаток). Наглядно показывается, что один зараженный может заразить огромное количество людей. Но тем, кто оказался в кругу дается шанс. Они проходят тест на ВИЧ, то есть им, дополнительно раздаются листочки (результаты анализов) и из этих листочков помеченных крестиком оказывается (с положительным результатом), их может быть лишь 5. Остальные оказываются здоровыми. Те, кто здоров, делают шаг назад. А те пятеро остаются в кругу.

Конечно же это игра и поэтому нам всем весело. Подводится итог игры, что в жизни второго шанса может и не быть. И один может натворить много бед. Всех поблагодарить за игру. По итогам игры со всех снимают роль инфицированных, словами - теперь все здоровы.

Обсуждение упражнения.

Давайте с вами представим обычную жизненную ситуацию. На дискотеке в ночном клубе познакомились….(выбрать имена, которых в группе нет) и …. Не сильно тратя время на более подробное знакомство, они вступили в интимные отношения. Девушка (имя) была заражена ВИЧ-инфекцией, и вирус попал в организм молодого человека (имя). Прошло две недели и ……. Узнал, что ……… не страдает «сдержанным» поведением и пошёл провериться. Пришел в поликлинику, сдал анализы на ВИЧ, он получил негативную реакцию, что означает - «вируса не обнаружено». Через пять лет, он умер от СПИДа.

Как такое могло произойти?

Дело в том, что вирус, в обычных условиях лаборатории, невозможно увидеть. Медики обнаруживают ВИЧ-инфекцию не по вирусам, а по антителам. Врач определяет эти антитела и, если их слишком много, ставит диагноз «ВИЧ позитивный (обнаружен)». Период же, когда вирус в организме уже есть, а антитела ещё не выработаны в достаточном количестве, и обнаружить их невозможно, называется периодом «окна». Для того чтобы это количество набралось (закончился период окна), необходимо 3-6 месяцев. И только после этого периода можно выявить поражение вирусом. Именно после этого срока следует обращаться в медицинские учреждения для сдачи теста на ВИЧ (слайд).

Но даже после этого человек может и не знать, что он ВИЧ-инфицирован. Вирус, даже находясь в организме и размножившись, у многих не вызывает никаких признаков заболевания. Человек может прожить несколько лет и даже не подозревать о том, что он инфицирован. В это время человек может заражать других, так как признаки не выражены. Он вполне дееспособен и выглядит так же, как мы с вами. Этот период часто называют «бессимптомным».

Такой вид партизанства может вызвать весьма интересное явление - колебание количества вируса в крови. Сначала (10-15 дней после попадания вируса в организм) резко размножаются вирусы. Организм не может отреагировать мгновенно, и появляются такие симптомы, как диарея, повышение температуры, постоянная усталость и недомогание, головные боли, увеличение лимфатических узлов, ничего такого, чтобы могло отличить симптомы от простого респираторного заболевания, не появляется. Эти симптомы проявляются только у 30 % инфицированных, а у большинства их вообще нет.

Соответственно, антител тоже в крови очень много. Они справляются с вирусом, но только с тем, который не успел внедриться в нервные и мышечные клетки. Количество вируса в бессимптомный период снижается, и развитие болезни идет довольно продолжительное время. Но период ожидания вируса однажды заканчивается. Иммунитет не справляется и наступает болезнь, называемая СПИД.

(Просмотр фильма «Почему планету губит СПИД»)

Расшифровывается СПИД как СИНДРОМ ПРИОБРЕТЕННОГО ИММУНОДЕФИЦИТА. (Слайд)

- Что означает слово синдром?(отвечают)

(Обычно следуют ответы: признак, болезнь.)

На самом деле, синдром это несколько другое. Например, если вы чихаете - это симптом (признак), если вы кашляете - симптом, высокая температура - симптом, вместе же они составляют синдром гриппа. Также и СПИД - это синдром, т.е. совокупность признаков, обозначающих болезнь. Признаки СПИДа весьма различны.

- Почему же приобретенного?

(Принять ответы. Откорректировать.)

Да потому, что передается от человека к человеку вне наследственности. Нельзя быть предрасположенным к СПИДу.

- А что такое иммунодефицит?

(Постараться, чтобы слушатели разобрались со словом сами.)

- Действительно - это недостаток защиты сил организма.

Организм вырабатывает клетки CD-4, вирус их поражает. Организм вырабатывает, вирус поражает. Вырабатывает - поражает. Обычно вирус оказывается проворнее.

Чтобы ни было поражено, и какая бы болезнь из выше перечисленных не прогрессировала - смерть практически 100%. ВИЧ-носителем можно быть очень долго (в единичных случаях до 15 лет), но СПИД-больным всего каких-то 1-2 года, максимум 3. Не все ВИЧ-инфицированные болеют СПИДом. Многие умрут от других болезней, не связанных со СПИДом.

Пока никаких вакцин или методов излечения СПИДа не существует. Врачи только могут медикаментозно продлить жизнь инфицированному. При СПИДе итог один. Болезнь смертельная.

- Так все же, почему ВИЧ-инфекция так беспокоит медиков и ученых? Ведь смертельных болезней много?

(Примите ответы. Откорректируйте.)

Дело в том, что СПИД - это первая и единственная «медленная» инфекция в истории человечества. Бессимптомный период в десять лет может быть опаснее даже самой реактивной инфекции. ВИЧ выбрал один из самых изощренных способов поражения.

Во-первых, путь передачи самый подлый. Представляете, вы любите человека, доверяете ему, и, в самый интимный момент ваших взаимоотношений, вирус просто-напросто переходит из одного организма в другой, используя вашего партнера как транспорт.

Во-вторых, множество людей не поддерживают идею одного постоянного партнера.

Ответьте мне, пожалуйста, на следующие провокационные вопросы:

  • Если ты любишь человека тебе не придет в голову усомниться в нем Это так?

  • По человеку сразу видно, болеет ли он ИППП (инфекция передающаяся половым путем)?

  • Только тот, у кого было очень много партнеров дол­жен беспокоиться, не заразился ли он чем-нибудь?

Я предлагаю вам схему «Ануфрий и Ефросинья».

Цель: обсудить вопрос о том, насколько сексуаль­ные партнеры должны доверять друг другу в вопро­сах здоровья.

Материалы: слайды.

Жили-были на свете молодые люди Ефросинья и Ануфрий. Однажды они встретились и полюбили друг друга. У них никогда раньше не было таких чис­тых и доверительных отношений, такой настоящей любви.

Все, что было в прошлом у каждого, не имело для них никакого значения. Это были случайные встречи, несерьезные отношения, да и было их совсем не много. У Ефросиньи был один короткий, летний ро­ман. И у Ануфрия раньше были близкие отношения с 2-мя девушками.

У бывшего друга Ефросиньи было много девушек, он вообще был человек несерьезный. И одна из быв­ших подруг Ануфрия была легкомысленной, из-за этого они и расстались. А вторая просто уехала в другой город и бросила его.

И у тех, в общем - то посторонних людей, тоже были какие-то сексуальные отношения в прошлом.

Если расширять эту схему дальше, то люди, кото­рых мы изобразим, наверняка не знакомы главным героями. Ефросинья и Ануфрий, скорее всего, даже не слышали о них. А зачем о них вспомнили мы? По­тому что, вступая в незащищенные сексуальные от­ношения даже с очень любимым и близким челове­ком, мы одновременно контактируем с микрофлорой всех его предыдущих партнёров, а также тех, с кем раньше контактировали эти люди. Звучит и выглядит это ужасно. Но микробам все равно, в половых путях какого человека жить, да и мораль им не знакома.

Кроме того, кто-то из 36 изображённых на схеме граждан мог быть чем-то инфицирован и не знать об этом. Такие «сюрпризы» могут разрушить любовь и доверие.

Давайте сделаем вывод: что необходимо предохраняться - это поможет сохранить здоровье и избежать неприятностей.

Многие считают, что СПИД - это болезнь неосторожных или так называемой, «группы риска».

Игра «Группа риска»:

Я вам раздам карточки с ролями, каждой группе разные. Один член группы выходит и ему задают вопросы с целью понять инфицирован ли он. При этом играющий может отвечать только мимикой или кивком головы. Говорить нельзя. Группам можно задавать только те вопросы, которые прилично задавать незнакомым людям.

Вывод: Как видите, точно определить по принадлежности к группе ничего нельзя. Только конкретные поступки позволяют определить опасность или безопасность человека.

На самом деле, от врачебной ошибки и измены никто не застрахован. И поэтому не надо думать, что если ты не принадлежишь к наркозависимым и не колешься, то ты в безопасности.

Игра «Степень риска»:

А сейчас мы с вами проверим ваши знания и закрепим материал.

Раздать каждой группе одинаковый комплект карточек с ситуацией контакта ВИЧ - инфицированным человеком. Каждой группе необходимо определить степень риска заражения: 1 группе - высокий риск, 2 - небольшой риск, 3- риск отсутствует.

Затем участник из группы зачитывает надпись на карточке, которая по мнению группы наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. Учащиеся обсуждают ошибки.

- Что сегодня нового вы узнали?

Я надеюсь, что вы поняли о мерах профилактики заболевания, о личной ответственности за свое здоровье, сумеете оценить ситуации пребывания в зонах риска и сможете соблюдать меры предосторожности.









Установочные карточки к игре «Степень риска»

Отличница. В семье любимица. Учишься хорошо. Учителя тебя ставят в пример другим. Постоянного парня нет. Пользуешься популярностью в школе. На дискотеке познакомилась с очередным парнем. Заразилась.


Чудак. Учишься плохо,

но голова на плечах есть.

По сути романтическая натура.

К девушкам относишься трепетно. Часто не ночуешь дома из-за конфликтов с родителями.

Не заражен.

Домосед. Друзей практически нет. Всего один сексуальный контакт с девушкой, за которой ухаживал год. Она и заразила.

О СПИДе знал, но не предохранялся.

Пробовала наркотики пару раз с друзьями - заразилась через шприц.

В остальном ничего примечательного.

Легко соглашаешься

со всем и всеми.



© 2010-2022