- Преподавателю
- Классному руководителю
- Родительское собрание ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
Родительское собрание ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исмоилова А.В. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ
И ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
Родительское собрание
Подготовила:
Исмоилова Алла Валерьевна
Учитель начальных классов
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ,
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
Цели:
- помочь родителям расширить знания о вредных привычках (что такое вредные привычки, как появляются, чем они опасны, как с ними бороться и др.).
- дать родителям возможность поделиться своим опытом воспитания детей-подростков.
- помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.
План собрания:
-
Организационный момент.
-
Выступление учителя.
-
Анкетирование родителей.
-
Просмотр результатов анкетирования детей и обсуждение их.
-
Разбор различных житейских ситуаций.
-
Подведение итогов.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Одной из важных проблем, сопровождающих человека всю его жизнь, выступает проблема здоровья. От того, насколько комфортно мы себя ощущаем в той или иной жизненной ситуации, насколько самодостаточными и успешными себя воспринимаем, - зависит уровень и нашей работоспособности, и самооценки, и самочувствия. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, сопровождаемое фактическим отсутствием болезней и индивидуально фрустрирующих (выводящих из состояния внутреннего спокойствия) недостатков. Быть здоровым - значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человеком. Содействуют общему оздоровлению, сохранению и укреплению здоровья:
-
активные занятия физкультурой и спортом (недаром говорят, что «в здоровом теле - здоровый дух»), а также,
-
правильное питание,
-
закаливание,
-
соблюдение режима труда и отдыха,
-
психическая и эмоциональная устойчивость,
-
личная гигиена,
-
оптимальный уровень двигательной активности,
-
безопасное поведение дома, на улице, на работе,
-
отказ от саморазрушающего поведения;
-
здоровое сексуальное поведение,
Забота о здоровье выступает первоочередной задачей как для отдельных индивидов (правда, осознаваемой лишь на определенных этапах жизненного цикла), так и для национально-государственной системы здравоохранения. Здоровье человека зависит:
на 10 % от уровня развития медицинской помощи;
на 20 % от условий окружающей среды;
на 20 % обуславливается наследственностью;
на 50 % от образа жизни человека. Особое внимание родителей следует заострить на последнем пункте. Так если на три первых условия они повлиять не могут, то четвёртое в полной мере может зависеть от них.
Негативное влияние на здоровье оказывают вредные привычки, под которыми понимают сложившиеся способы деструктивного (саморазрушающего) поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для индивида характер потребности. Вредные привычки могут:
складываться стихийно (например, отказ от регулярных вечерних прогулок на свежем воздухе в пользу компьютерных игр или просмотра телевизора),
быть побочным продуктом направленною воспитания и обучения (например, навязчивые фобии (страхи) перед руководителями любого ранга),
перерастать в устойчивые черты характера (например, обжорство, чревоугодие),
приобретать черты автоматизма (например, грызение ногтей и пишущих принадлежности, подсчет деревьев за окном, рисование на парте, сосание пальцев) и т.п.
В основе процессов формирования вредных привычек лежит феномен адикции (пагубного пристрастия к чему-либо). Человек стремится благодаря использованию тех или иных средств (веществ, суррогатных материалов и т.д.) замести, естественные для конкретных социальных ситуаций чувства и эмоции, избежать стресса. Например, люди могут прибегать к выпивке как способу снижения общей чувствительности организма. Как результат возникает привыкание к данному способу релаксации (отдыха и, вообще, деятельности по восстановлению духовных и физических сил) с угрозой перерастания в опасное социальное заболевание алкоголизм. Другой пример - табакокурение. Большинство курильщиков в мире начало проявлять, интерес к курению уже в подростковом возрасте, когда образ человека с сигаретой расценивался ими в качестве стандарта «взрослости». Осознание пагубности регулярного потребления никотина и табачных смол происходит значительно позднее, как правило, с появлением одышки, утреннего бронхиального кашля и стремительно возникающей физической усталости в процессе выполнения профессиональной деятельности. Борьба с курением является важной социальной задачей, ибо вопросы здоровья людей приобретают на современном этапе развития общества особое значение. В стимулировании же интереса к табакокурению заинтересованы только табачные магнаты.
Конечно, чем большей является наша включенность в профессиональную деятельность, чем шире круг наших интересов и общения, тем выше вероятность возникновения стрессов и ощущения неудовлетворенности жизнью. Но выбор средств релаксации должен быть для каждого из нас разумным. Не стоит еще больше губить свое здоровье,пытаясь справиться с очередными жизненными невзгодами средствами наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и т.п. Использование научно обоснованных социально-психологических средств (аутотренинга, прослушивания специально отобранной спокойной музыки, участие в подвижных видах спорта даем человеку большую свободу для выхода из тупиков социальных ситуаций, чем суррогаты, их заместители.
Сейчас мы с вами уважаемые родители, посмотрим насколько табакокурение распространено у нас в России в сравнении с другими Западноевропейскими странами . Как видно на слайде, по количеству курящего мужского населения в Европе Россия занимает первое место - более половины. А по количеству женского населения -второе.
На сегодня достаточно точно известно, что табак резко негативно сказывается на здоровье людей. Приведём наиболее распространенные воздействия табака на организм. Это:
-
инсульты,
-
рак губ, полости рта, горла и гортани,
-
повышается риск сердечного приступа,
-
рак лёгких,
-
рак печени,
-
язва и рак желудка, поджелудочной железы,
-
бесплодие,
- гангрена, вызванная закупоркой сосудов.
По данным Всемирной организации здравоохранения:
-
табак ежегодно уносит 5 млн. жизней,
-
это 13,5 тыс. ежедневно,
-
курильщики составляют 96 - 100 % всех больных раком лёгких,
-
до 90 % онкологических заболеваний вызвано курением,
-
если сигареты подорожают всего на 10 %, в мире станет на 40 млн. курильщиков меньше.
Следующие слайды посвящены потреблению алкоголя в европейских и центрально-азиатских странах и показывают время действия различных алкогольных напитков на организм человека.
После небольшого теоретической лекции и перед оглашением результатов анкетирования детей, родителям предлагается сделать небольшой тест, что бы выявить свою зависимость от алкоголя и может быть увидеть, где берётся начало вредных привычек.
Тест «Хороший ли вы воспитатель»
-
Отвечаете ли Вы на иные вопросы ребёнка: «Я скажу тебе, когда ты подрастёшь»!
-
Даете ли Вы ребёнку деньги на мелкие расходы?
-
Если Вы отказываете в чём-нибудь ребёнку, объясняете ли Вы причину?
-
Позволяете ли Вы детям помогать Вам по хозяйству, даже зная, что пользы от этой помощи мало или совсем нет?
-
Считаете ли Вы допустимым небольшую ложь в отношениях с детьми?
-
Пользуетесь ли Вы всяким случаем, чтобы способствовать развитию наблюдательности у ребёнка?
-
Позволяете ли Вы себе в присутствии ребёнка критиковать своих знакомых?
-
Считаете ли Вы, что ребёнка нельзя обманывать?
-
Считаете ли Вы, что маленьким детям следует объяснять все житейские факты?
-
Читали ли Вы книги по воспитанию?
-
Считаете ли Вя, что даже самые маленькие дети имеют право на свои тайны?
-
Случается ли Вам грозить наказанием ребёнку, если он оставит что-нибудь на тарелке?
-
Стараетесь ли Вы способствовать тому, чтобы у детей развивались чувства независимости и уверенности в себе?
-
Умеете ли Вы разделить радость ребёнка?
-
Охотно ли Вы проводите своё свободное время с детьми?
-
Любите ли Вы демонстрировать таланты своих детей?
-
Умеете ли Вы сказать так, чтобы Вас тотчас же послушались?
-
Если Ваш ребёнок раскапризничался, способны ли Вы сохранить полное спокойствие?
-
Легко ли Вы завязываете дружбу с товарищами Ваших детей?
Вот какие отметки предлагаются за ответы на вопросы нашей анкеты:
-
№ вопр.
Да
иногда
нет
1
0
2
5
2
3
4
1
3
3
2
0
4
4
3
0
5
0
3
4
6
5
2
0
7
1
2
4
8
3
4
1
9
0
3
4
10
4
2
0
11
3
2
1
12
0
1
4
13
5
1
0
14
3
2
0
15
5
1
0
16
0
1
4
17
5
0
0
18
5
1
0
19
4
2
0
Подсчитайте количество очков, набранных каждым.
Вот такие примерно предположения о педагогических талантах участников теста можно сделать после подсчёта сумм набранных ими очков:
Меньше 25 очков:
Строгость не единственный элемент хорошего воспитания. С Вашими принципами Вам трудно будет сделать ребёнка веселым и уравновешенным человеком.
25 - 56 очков:
Принципы у Вас, в общем правильные. Но не кажется ли Вам, что быть только логичным недостаточно, надо быть реалистичным.
Свыше 56 очков:
Ваше терпение и Ваше понимание детской психологии, безусловно, увенчаются успехом. Думается, что те, кто считает Вас хорошим воспитателем, правы.
После теста, родителям предлагается просмотреть результаты проведённой перед родительским собранием анкеты, (дабы посмотреть и обсудить ситуацию, которая сложилась в классе по «вредным привычкам») в которой детям предлагалось ответить анонимно на следующие вопросы:
1.Назовите привычки, которые наиболее сильно раздражают вас в окружающих.
68,2 % - грызение ногтей, 54,5 % - плевание, 50 % - щёлканье суставами, 18 % - курение, 9 % - выпивание спиртного.
2. ) Назовите свои вредные привычки?
58 % - сквернословие, 32 % - лень, 18 % - курение, 13,6 % - телевизор, 9 % - семечки.
3. Как часто вы сквернословите?
77 % - часто, 23 % - редко, 0 % - никогда.
4. В каком возрасте вы первый раз закурили?
18 % - от 7 до 11 лет, 36 % - от 12 до 14 лет, 46 % - еще не курили.
5. ) Кто наиболее сильно оказывает влияние на стиль вашего общения и поведения?
77 % - друзья, 19 % - никто, 4 % - СМИ, 0 % - учителя, 0 % - родители.
После просмотра информации полученной в ходе анкетирования можно дать некоторое время родителям прокомментировать и высказать своё мнение по поводу полученной информации.
После обсуждения анкеты, можно перейти к практическим занятиям. В начале родителям на экране предлагается только ситуация для обсуждения и даётся время на это обсуждение. После того как родители высказались, можно предложить им советы психолога, как действовать в подобных ситуациях.
Ситуация № 1
Ребёнок пришёл домой в нетрезвом состоянии
-
Разговор отложите на завтра, когда подросток протрезвеет
-
если подростку плохо, нужно дать ему возможность пережить эту ситуацию самостоятельно
-
на следующий день следует в спокойной обстановке поговорить о случившемся. Выяснить причины, узнать проблемы
-
рассказать о губительном влиянии алкоголя на организм
-
поделиться собственным опытом
Ситуация № 2
Ребёнок пришёл накуренный домой
-
в ближайшее время организовать доверительные разговоры в семейном кругу, где затронуть данную тему и случай
-
организовать свободное время ребёнка (спорт, музыка)
-
семейное времяпрепровождения (посещение театра, кино, выезд в лес)
После обсуждения ситуаций, как подведение итогов родительского собрания на экран высвечивается своеобразное обращение к родителям .
Уважаемые родители! Как мы с вами можем помочь нашим детям отказаться от вредных привычек и привить любовь к здоровому образу жизни?
Классный руководитель должен попросить родителей ответить на этот вопрос самим родителям. Это даст возможность родителям самим сделать вывод в конце родительского собрания. После учитель берёт заключительное слово:
Здоровый образ жизни следует формировать и культивировать самостоятельно. Подражание примеру старших поколений, выдающихся личностей, деятелей культуры и спорта делает возможным действительное самоутверждение современной личности и открывает перед ней новые перспективы для самосовершенствования и индивидуального роста.
После окончания родительского собрания и перед уходом родителей, классный руководитель вручает им небольшую памятку по профилактике вредных привычек у детей, что бы родители по дороге дамой или завтра по дороге на работу, ещё раз задумались над данной проблемой.
Советы родителям
по профилактике вредных привычек у детей
1. Родители воспитывают положительным личным примером. Нецелесообразно в присутствии детей употреблять спиртные напитки, курить дома. Некурящие, пребывающие в прокуренном помещении в течении часа, вдыхают столько отравляющих веществ, как будто сами выкурили 4 сигареты.
2. Желательно, если родители курят, употребляют алкогольные напитки, избавится от этой привычки, причем не следует скрывать от ребёнка приложенных усилий, борьбы с самим собой.
3. Важно проводить беседы с детьми по вопросам профилактики вредных привычек. Они должны знать отрицательные последствия употребления алкоголя, токсических веществ, курения как на их здоровье, так и на здоровье их будущих детей.
4. Совершенно неуместны запреты, окрики, наказания, если у старшеклассников появились вредные привычки. Только постоянная работа, основанная на убедительных доказательствах, может удержать от дальнейшего приобщения. Детей необходимо знакомить с литературой, рассказывающей о негативных последствиях вредных привычек на образ жизни.
5. Важна рациональная организация свободного времени детей, поощрение их занятий физкультурой и спортом, техническим и художественным творчеством. Важное место в семье должны занимать чтение книг, посещение родителями совместно с детьми кино, театров, выставок, проведение занятий по интересам (фото, походы, экскурсии, выращивание цветов и др.).
6. Необходимым условием по профилактике вредных привычек у детей является морально-психологический климат семьи, рациональное распределение домашних заданий и поручений, активное включение в бытовую деятельность всех членов семьи, укрепление семейных традиций.
7. Целесообразно коллективно всей семьёй обсуждать все важные вопросы. семейной жизни.