- Преподавателю
- Классному руководителю
- Организация классного коллектива как эффективное условие воспитание личности школьника
Организация классного коллектива как эффективное условие воспитание личности школьника
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чуб Л.А. |
Дата | 03.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Организация классного коллектива
как эффективное условие воспитание
личности школьника
Чуб Лидия Александровна,
МБОУ СОШ №8,
учитель начальных классов
Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание.
(Козьма Прутков)
Значительная часть времени школьника, его учебной, трудовой и иной творческой деятельности, его общения и отношения складываются и протекают в условиях классного коллектива. Поэтому среди множества организационно-педагогических проблем, которые приходится решать в современной школе, проблема организации классного коллектива занимает одно из ведущих мест.
Создание и сплочение организованного, дружного коллектива - задача учителя начальной школы, за которым последует этап постоянного развития всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого школьника. Ведь класс - ячейка той социальной микросреды, с которой школьник, по словам А. С. Макаренко, входит в «бесконечное множество отношений». Каждое из них «…неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка». В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого ученика, и весь коллектив класса, чтобы направить это развитие и руководить им.
Воспитательный процесс направляю на:
-
организацию многообразной и разносторонней индивидуальной и коллективной деятельности учащихся;
-
использование важнейшей социальной функции - общение со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности;
-
формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях, отношения к окружающему миру, природе, людям, науке и культуре, здоровому образу жизни.
Исходя из сформулированных целей определяю практические задачи воспитательного процесса:
Задачи:
-
оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;
-
выявление и развитие художественно-эстетических способностей;
-
воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу;
-
реализация принципа сотрудничества детей, родителей и классного руководителя;
-
формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у детей таких ценных качеств и привычек поведения как: стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть организованным, исполнительным, выполнять обещания;
-
приобщение к здоровому образу жизни.
Основными направлениями реализации воспитательной работы с учащимися считаю:
-
взаимодействие семьи и школы;
-
организация внеурочной коллективно - творческой деятельности (КТД);
-
организация ученического самоуправления;
-
социальное партнерство;
-
здоровьесбережение школьников.
Школа и семья - два важнейших воспитательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Родители моих учеников занимают важное место в общей воспитательной системе. Работая с семьей, я ставлю цель - формирование единого воспитательного пространства « семья - школа - социум».
Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Интересная, содержательная и познавательная коллективно-творческая деятельность, которая объединяет всех учащихся и родителей, вот, по моему убеждению, основной источник успешности и сплоченности классного коллектива и эффективности системы воспитания классного руководителя. Именно в коллективном деле дети получают возможность раскрыть свои способности, самостоятельно определять цели и задачи совместной работы, осуществлять поиск информации, принимать решения, проигрывать разные социальные роли и приобрести бесценный опыт общения со сверстниками. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретное поручение.
Коллективно-творческая деятельность детей и взрослых способствует созданию и развитию традиций класса.
Многие классные мероприятия стали добрыми традициями:
- интеллектуальные игры: ко дню рождения района - «Мы - калининцы!», по ПДД - «Светофор», ко дню России - «Наш Новосибирск»;
-литературное общество «Золотое перо»: ежегодно издаются книжки детских творческих работ («Наша Родина», стихи о Калининском районе, сказки и рассказы о правилах дорожного движения, «Наши мамы»);
- спортивные совместные праздники: «Снегирек», «Мама, папа, я - спортивная семья!», «Весёлый поезд Здоровья» (игра-путешествие о ЗОЖ).
Школа - это открытая система. Невозможно создать благоприятные условия для развития и воспитания детей без взаимодействия с общественными и государственными организациями, центрами культуры и спорта, учреждениями дополнительного образования, которые выступают социальными партнерами классного руководителя в организации эффективного воспитательного процесса.
Под социальным партнерством понимаю совместную деятельность различных социальных субъектов, отвечающую общему для всех сторон интересов - воспитанию здоровой нравственно и физически личности, патриота своего Отечества.
Многолетнее сотрудничество связывает моих учеников с библиотекой имени братьев Гримм (литературные конкурсы и викторины, участие в конкурсах рисунков); с ДДК «Романтика» (всем классом занимаемся в изостудии, участвуем в праздниках, почти 60% учащихся посещают кружки); занимаемся плаванием в бассейне «Афалина». Вместе с родителями выезжали на экскурсии, в театры.
Мониторинг эффективности системы воспитания:
-
создана целостная система гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
-
развиваются и обновляются традиции классного коллектива;
-
все дети принимают активное участие в общественной жизни школы и класса;
-
создан дружный единый коллектив детей и родителей, способный оперативно и эффективно решать задачи обучения и воспитания;
-
класс является многократным победителем школьного конкурса «Класс года» среди 1 - 4 классов;
-
ученики класса - призеры и победители многих районных и городских конкурсов;
-
100% детей занимаются в кружках и спортивных секциях;
-
уровень воспитанности учащихся стабильно высокий. Нет детей «группы риска», состоящих на внутришкольном учете и учете ПДН;
-
создана система взаимодействия с субъектами воспитания в социуме;
-
родители - активные участники воспитательного процесса.