Методические рекомендации по проведению родительских собраний. Уроки родительства

Часто можно услышать от родителей: «Что мне делать на родительском собрании? Оценки я в дневнике посмотрю!». Действительно, в большинстве случаев у родителей нет ни малейших оснований для присутствия на тех собраниях, где классный руководитель в красках расписывает все известные ему негативные шаги и поступки несчастного ребенка или читает скучные нотации о том, как родителям надо воспитывать их собственных детей.   К сожалению, стоит констатировать и то, что значительная часть родителей просто...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Песня : Прежде всего - мы родители…

- Вы догадались, о чем пойдет речь?

- Да, тема моего мастер класса «Уроки родительства»

Почему?

Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а, значит, возложила на них ответственность за качество образования своих детей.

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой ребенок растет и воспитывается. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья. Основными воспитателями являются родители. Задача классного руководителя помочь и подсказать им.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

В своей практике я использую разные формы работы с родителями:

1. Встречи за «круглым столом».

2. Родительские собрания.

3. Индивидуальные встречи «разговор по душам».

4. День открытых дверей.

5. Родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные, мелообеспеченные, родители опекаемых детей).

6. Совместные праздники.

7. Посещение семьи.

8. Семинар - практикум .

Это зависит от состава родителей и от уровня развития учащихся.

Давайте представим себе ситуацию: отменили родительские собрания! Кто воспримет это положительно? Кто - отрицательно? Почему? Что Вы будете делать в этой ситуации? Чем Вы замените эту устаревшую форму работы с родителями? Что можете предложить в качестве альтернативы родительскому собранию?

Согласитесь, альтернатив не так уж и много. А эффективных и того меньше. Итак, родительское собрание - достаточно важная форма работы с родителями

Однако при подготовке и проведении его мы все сталкиваемся с определенными трудностями. Часто можно услышать от родителей: «Что мне там делать? Оценки я в дневнике посмотрю!».

Действительно, в большинстве случаев у родителей нет ни малейших оснований для присутствия на тех собраниях, где классный руководитель в красках расписывает все известные ему негативные шаги и поступки несчастного ребенка или читает скучные нотации о том, как родителям надо воспитывать их собственных детей.

К сожалению, стоит констатировать и то, что значительная часть родителей просто пассивна, и не научена занимать не то, чтобы активную, но и вообще какую - либо выразительную роль в родительских собраниях.

Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивной позиции?

В первую очередь, необходима вариативность форм при проведении родительских собраний.

Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

В результате многолетней работы, проб и ошибок, я внесла небольшие изменения в уже всем известные формы проведения родительских собраний, стала активно применять информационные технологии при подготовке и проведении родительских собраний. А еще я назвала их «Уроки родительства». В результате я повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, повысила их явку на собрания, активизировала родителей на решение проблем воспитания.

А сейчас я предлагаю вам побывать на одном из таких уроков.

Итак, вы получили приглашения на урок родительства

Давайте попробуем понять, что такое кризис подросткового возраста, и как он протекает. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. Уроки родительства

Рисунок «Яйцо» (затрагиваемая проблема - возрастной кризис)

- Для того, чтобы лучше понять, почему же наступает кризис у подростков я предлагаю представить цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как вы думаете, как он чувствует себя в скорлупе? Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ?

- Скорее, да (родители).

- Но, не смотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Почему, как вы думаете?

- Иначе он просто задохнулся бы под ней. Закончились питательные вещества, он растет и т.д. (родители).

- Правильно! Постоянная опека родителей для ребенка - это такая же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие. Что и проявляется в кризисе.



Работа в группах

1 группа

упражнение «Портрет «особого» ребенка» (предложенный авторами Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. для работы с родителями детей, имеющих трудности в развитии).
попробовать составить портрет такого ребенка - описать его внутренний мир, а также внешние проявления поведения.

  • Негативное отношение к жизни, пессимизм.

  • Не желание принимать чужую точку зрения.

  • Грубость в общении с окружающими.

  • Протест против привычного расклада жизни.

  • Убеждение в исключительности своих принципов.

  • Отказ от общепринятых норм поведения в обществе, дрескода и прочего.

  • Нежелание пускать старших людей в свой микромир.

  • Стремление занимать отдельное место жительства и не делить его с другими.

  • Слишком послушный и робкий в просьбах.

  • Увлекается детскими играми и развлечениями.

  • Во всех своих поступках зависит от взрослых.

  • Никогда не делает ничего самостоятельно.

  • Инфантилен в своих мыслях и действиях.

  • Всегда соглашается с мнением окружающих, не способен отстаивать собственные интересы.

  • Ищет возможность не выделяться в обществе и быть как остальные ровесники.
    2 группа

Причины - почему он стал таким?

  • Непослушание - как возможность привлечь к себе внимание.

  • Война бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых

  • Месть - за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

  • - за унижение друг друга членами семьи;

  • - за развод и появление в доме нового члена семьи;

  • - за несправедливость и невыполненные обещания;

  • -за чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу

  • Учебные неудачи,

  • - взаимоотношения с одноклассниками и с учителем,

  • - низкая самооценка.

Классный руководитель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок порой становится трудным и порой неуправляемым.

Причина первая - борьба за внимание.

Причина вторая - борьба за самоутверждение.

Причина третья - желание мщения.

Причина четвертая - неверие в собственный успех.

Рисунки «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема - необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).

Методические рекомендации по проведению родительских собраний. Уроки родительстваМетодические рекомендации по проведению родительских собраний. Уроки родительства

- Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено.

- Замок (родители).

- Правильно, замок. Какой это замок?

- Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).

- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?

- Ключ (родители).

- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?

- Нет (родители).

- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.

- Замок - это ребенок, а ключи - методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним (родители).

- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?

- Да, возможно (родители).

- Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия. Вредные советы

Вредные советы или Как нельзя вести себя с подростком

Негативные последствия подобного воспитания

Полезные советы или Как надо вести себя с подростком

Постоянно ограничивайте самостоятельность ребенка, не разрешайте делать что-то самостоятельно, при любой возможности сделайте это за него.

Он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.

«Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».

Может или нет. Это зависит от настроения. У меня неприятности - можно «выпустить пар» на ребенка

Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение.

Лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое - постарайся быть ко мне снисходительным».

Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка - ребенок будет воспринимать вас как людей лживых.

«Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Делай что хочешь, мне все равно

Он, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». Проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет.

«Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная

Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет.

«Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем».

Убеждение лучше строгости.

К сожалению, у меня совсем нет времени на тебя

Ребенок, который все время слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души.

Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) поговорите с ним. Ребенку это необходимо.


Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы все преодолеем».

Рефлексия

Ответить на вопрос: "За что я благодарен себе сегодня?"

Чудесный ларец (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.). Учитель предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском уроке.

© 2010-2022