- Преподавателю
- Классному руководителю
- Семинар для молодых кураторов
Семинар для молодых кураторов
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Емелина А.Т. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Семья как фактор воспитания
Цели: гармонизация эмоциональных внутренних связей в отношении семьи для учащихся и родителей, повышение культуры семейных отношений; обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
формировать чувства эмпатии.
Оборудование: презентация «Семья как фактор воспитания», карандаши, листы ватмана, социальный ролик «Берегите родителей»
Приглашены учащиеся группы Б-2-14, их родители, кураторы
Ход семинара
-
Вступительное слово ведущего
- Добрый день! Я благодарю вас за то, что вы пришли на наш семинар. Встреча пройдет в виде тренинга. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает. Участники тренинга все делают сами. Давайте создадим атмосферу доброжелательности и будем, не стесняясь выражать свое мнение.
-
Словарная работа
Эмпатия - способность ощущать эмоции другого, ставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию.
3. Чтение авторского стихотворения
Семья
Мама Ирина и папа Руфат,
Я, Исмаил и Сейфат.
- Большая семья, - о нас говорят.
- Везет же, три сына подряд!
Дни летят один за другим
А распорядок всегда один.
Завтракаем, учимся и играем
Обедаем, пишем и читаем,
Ужинаем, сорим и убираем,
Маме с папой помогаем.
Я маму с папой и братьев люблю
Без них и полдня прожить не могу!
Как рад и счастлив я,
Что у меня такая семья!
4. Сейчас я предлагаю вам познакомиться с некоторыми семьями.
Упражнение «Презентация»
Цель: создать условия для эмоционального сближения членов группы.
Приглашаются парами учащиеся и родители. Учащиеся представляют своих родителей. Родители рассказывают о своих детях. Преподаватель дает характеристику учащихся. Учащиеся рассказывают о своих подругах. Родители знакомятся с друзьями своих детей.
5. Упражнение «Семья - это…»
Цель: формирование первичного мнения о теме семинара.
Учащиеся по очереди называют слово, которое ассоциируется у них с понятием "семья".
Словарная работа
Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
6. Упражнение «Идеальный (-ая) …»
1 команда учеников составляют портрет идеальной мамы
2 команда родителей составляют портрет идеального преподавателя
3 команда преподавателей составляют портрет идеального ученика
Цель: повышение культуры отношений.
7. Притча «Поразмышляем…»
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки.
Завидует. Говорит мужу:
- Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", - думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
- Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
- Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
- Ну что ты так долго? Посмотрел?
- Да!
- Ну и как там у них? - У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
8. Упражнение « Чтобы мама была счастлива…»
Цель: формировать навыки эмоциональной поддержки у учащихся и родителей.
Учащиеся должны продолжить начатое предложение. "Чтобы мама была счастлива…".
-
Заповеди семейной жизни"
-
Свято храни честь своей семьи.
-
Люби свою семью и делай ее лучше.
-
Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
-
Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.
-
Подари родителям радость.
-
Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
-
Доброе дело - дороже богатства.
-
Жизнь - это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
-
Упражнение для родителей «Мечты сбываются?»
Родители должны закончить фразу: «В детстве я мечтала …». Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.
11. Просмотр социального ролика «Берегите родителей!»
12. Игра "Сессия".
Следующее наше задание поможет выяснить, насколько хорошо вы знаете друг друга.
Всем участникам раздаются листки, на которых учащиеся и их родители одновременно, независимо друг от друга отвечают на вопросы ведущего. Отвечаем не про себя самого, а про своего родителя или ребёнка.
Вопросник для учащихся
1. Как зовут мамину подругу на работе_________________
2. Мама любит, когда ________
3. Мама очень хочет купить ______
4. За что ценят маму на работе?________________________
Вопросник для родителей
1. С кем дружит ваш ребенок в колледже?________________
2. Мой ребенок мечтает о ________
3. Мой ребенок любит заниматься ______________________________
4. Какие любимые предметы у моего ребенка ___________________
13.
10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА:
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или - как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Признавайте свои ошибки, просите прошения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.
4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше.
6.Не унижай!
7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь - и не делаешь.
8. Умейте говорить со своим ребёнком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, исключая назидательность, грубость и хамство.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотела бы, чтобы другие сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
14. Итог семинара.
Литература:
-
«О любви - взрослые и дети», С. Петрушина, педагог-психолог, МОУ «Золотая рыбка», г.Ноябрьск, ЯНАО // Школьный психолог. 2007.№13 с.26-27
-
А.Джон "Ландшафт детской души"
-
К. Росс "Как на самом деле любить детей"
-
А. Спиваковская "Психотерапия: игра, семья, детство"
-
Г. Хоментаускас "Семья глазами ребенка"
-
А.Баркан "Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка".