Исследовательская работа по теме Горловое пение тувинцев. Выполнила ученица 4 класса Ооржак Валерия

Данная исследовательская работа выполнена ученицей 4 класса Ооржак Валерией Шолбановной. Работа исследует об искусстве тувинского народа. Горловым пением могут обладать только от природы одарённые люди. Любой человек не может исполнить жанры горлового пения. Тувинское горловое пение уникальный вид искусства, которое нуждается в развитии.
Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с. Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»







Научно-практическая конференция

среди учащихся начальных классов «Отечество»,

посвященная Году охраны окружающей среды.

Секция этнографии.

Исследовательская работа по теме:

«Тувинское горловое пение - редкий вид искусства»



Выполнила: ученица 4 класса

МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»

Ооржак Валерия Шолбановна

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Ооржак Чойгана Чарлыковна

Аксы-Барлык - 2013 г.

Содержание:


Введение………………………………………………………………………….3

1. Традиционная история горлового пения…………………………………..4

2. Практическая часть…………………………………………………………..9

3. Вывод…………………………………………………………………………10

Список использованной литературы………………………………………11






Введение

Горловое пение - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам.

Данная исследовательская работа изучает тему «Тувинское горловое пение - на грани исчезновения».

Актуальность темы - тувинское горловое пение уникальный вид искусства, который требует особого внимания и развития у подрастающего поколения с детства.

Гипотеза работы - тувинское горловое пение в современном обществе редкий вид искусства, оно на грани исчезновения.

Предмет изучения - горловое пение тувинцев.

Объект изучения - жители поселения Аксы-Барлык, которые умеют петь горловым пением.

Практическая значимость работы: материалы работы можно использовать на уроках музыки, во внеурочной деятельности учащихся для развития музыкального и исторического образования школьников.

Данную работу провела с 18 по 30 ноября 2013 года.

Цель работы:

  1. Изучение и анализ литературы о горловом пении тувинцев.

  2. Провести опрос жителей села Аксы-Барлык.

  3. Подведение итогов исследовательской работы.

Методы исследования - изучение и анализ литературы по данной теме, опрос жителей поселения.



  1. Традиционная история горлового пения

Горловое пение - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло.

Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере, удивление. Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев. «Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передаётся словами. Это пение называется горловым - «кумайлер» (т.е. «хөөмейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его лёгкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой. За ним следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме» - инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырём, далёкой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии».

По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение - хөөмей - заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей - каргыраа, хөөмей, сыгыт, эзеңгилээр, борбаңнадыр. Кроме того, существуют несколько разновидностей - думчуктаар (новализация), хөректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.

Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение:

1) хрипеть, издавать хриплые звуки;

2) бурлить (при кипении, например, каши).

Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому вороной.

Происхождение термина «хөөмей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хөөлээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие - с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.

В монгольском языке также существует слово «хөөмий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.

Стиль хөөмей акустически связан с тяжёлым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хөөмей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хөөмей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трёх лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией.

Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донёс этот звук до людей, и они назвали это пение «хөөмей».

В стиле хөөмей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе Монгольской народной республики.

Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошёл от глагола сыгыр - свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).

Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы - причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой связи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании.

Наименование стиля эзеңгилээр происходит от слова эзеңги - стремёна и, пожалуй, наиболее точно передаёт основной смысл и характер его музыки.

При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стремёнами, издавали определённый ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определённое положение в седле и ехать иноходь.

Стиль эзеңгилээр появился как подражание этим звукам.

Название стиля борбаңнадыр произошло от тувинского глагола «борбаңнат» - перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы. В отношении же происхождения горлового пения как искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них - достаточно распространённая - гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства.

С этим мнением никак нельзя согласиться, так как ламаизм проник в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло горловое пение. При таком подходе это искусство упрощается. Феномен этот - не остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся в обрядовый жанр. Гораздо более обоснованным является подход к этому жанру, как к вокальному искусству, создавшемуся в форме лирических, любовных по содержанию текстов песен, не связанных первоначально ни с шаманскими заклинаниями, ни с погребальными обрядовыми действиями.

В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.

Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путём подражания, но и проникновением в её сущность.

Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний - охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обострённое чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц, кличей журавля, гуся сироты, рёва быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространённое в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчётливо слышны два музыкальных голоса.

Горловое пение с давних времён было одной из традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий. Так, в сказании «Старик Боралдай, имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда Боралдай заглянул вовнутрь юрты, он увидел золотую царевну… Шестеро девушек вплетали во все косы серебристо-золотые нити, позади три девушки привязывали бусы-украшения, а позади шестеро парней исполняли каргыраа, хөөмей, сыгыт».

Если зарождение тувинского героического эпоса некоторые исследователи относят к периоду возникновения ранних форм феодальных отношений в Туве, то есть 6-8 вв., то о времени зарождения и становления горлового пения мы не можем говорить с достаточной уверенностью. Несомненно, традиции этого жанра определились гораздо раньше.

Искусные исполнители горлового пения, как и сказители, являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми среди всех социальных слоёв и групп населения.




  1. Практическая часть

Исследовательскую работу провела с 18 по 30 ноября 2013 года. В начале работы провела социологический опрос среди жителей поселения Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна.

В опросе участвовали 300 жителей села. В них входят 250 взрослых и 50 учащихся старших классов школы.

Во время опроса отвечали на вопрос «Кто из жителей села умеют петь горловым пением тувинцев? Каким видом горлового пения владеют?»

Анализ изучения ответов опроса показал следующий результат. Из жителей села Аксы-Барлык горловым пением сыгыт обладают только трое жителей села.

К ним относятся:

  1. Хомушку Арат-оол Биче-оолович - мужчине 44 лет, выпускник школы, живёт в селе и занимается собственным хозяйством.

  2. Саая Сылдыс Шактар-оолович - мужчине 36 лет, в настоящее время живёт в селе Кызыл-Мажалыке, не работает.

  3. Сарыглар Аймир Геннадьевич - выпускник школы 23 лет, окончил Кызылский педагогический колледж, по специальности «Учитель физической культуры».

Среди учащихся школы из 152 учащихся никто не умеет петь горловым пением.


Вывод

В заключение работы можно сделать вывод, что гипотеза работы - тувинское горловое пение в современном обществе редкий вид искусства, оно на грани исчезновения полностью подтвердилась. В результате опроса жителей села Аксы-Барлык были выявлены только трое жителей села, которые умеют петь горловым пением тувинцев сыгыт.

Поэтому актуальность темы «Тувинское горловое пение уникальный вид искусства, который требует особого внимания и развития у подрастающего поколения с детства» остаётся открытой.






Список использованной литературы:


  1. По материалам книги З. Кыргыс. «Хөөмей - жемчужина Тувы», Кызыл, 1992 г.

  2. По материалам статьи В.Л.Матреницкого в сборнике конференции «EuroMedica.Kiev 2010».





© 2010-2022