Классный час «Из какой это сказки»

Цели: расширять кругозор детей, развивать их интеллектуальные способности: внимание, память, мышление, эрудицию; способствовать развитию творческих и артистических способностей, умение выступать перед аудиторией, воспитывать стремление к победе, дисциплину. Оборудование: текст сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» (отрывок) для инсценировки, аудио запись песни «Буратино», запись «Голоса природы», нормативно – правовые документы, реквизиты для инсценировки, задания для конкурсов. Дорогие ребята и гости! Сегодня в ходе нашей викторины «Из какой это сказки?» на правовую тематику вы сможете зарабатывать фишки и в конце подсчитав их количество занять соответствующие места. Наибольшее количество фишек обеспечит вам призовые места. Так что удачи! Думайте, размышляйте, отвечайте, получайте новые знания по правовому воспитанию школьников.  Известно, что с рождения каждый человек имеет права, которые прописаны в государственных документах таких как: - Конституция Российской Федер...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Викторина «Из какой это сказки»(по правовому воспитанию)

Автор: Ткачева Е.С.

Цели: расширять кругозор детей, развивать их интеллектуальные способности: внимание, память, мышление, эрудицию; способствовать развитию творческих и артистических способностей, умение выступать перед аудиторией, воспитывать стремление к победе, дисциплину.

Оборудование: текст сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» (отрывок) для инсценировки, аудио запись песни «Буратино», запись «Голоса природы», нормативно - правовые документы, реквизиты для инсценировки, задания для конкурсов.

Ход:

1. Беседа «Права человека»
Дорогие ребята и гости! Сегодня в ходе нашей викторины «Из какой это сказки?» на правовую тематику вы сможете зарабатывать фишки и в конце подсчитав их количество занять соответствующие места. Наибольшее количество фишек обеспечит вам призовые места. Так что удачи! Думайте, размышляйте, отвечайте, получайте новые знания по правовому воспитанию школьников.
Известно, что с рождения каждый человек имеет права, которые прописаны в государственных документах таких как: - Конституция Российской Федерации.
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
- Федеральный закон об образовании.
- Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
- Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
А какие именно права имеет ребенок, мы узнаем из презентации, которую подготовил ученик нашего класса.

2. Просмотр презентации учащегося «Права ребенка» (Выступление учащегося) Спасибо большое, у тебя отлично получилось! Ребята запомнили из этой презентации «Какие права есть у детей?» название прав детей… но знаете ли вы, что когда-то таких прав не было…(приложение 1).

3. Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк» ….в старину на Руси существовали сословия в обществе. Одни люди жили в достатке и богатстве, а другие в бедности и бесправии. Они вынуждены работать на самых тяжелых работах, ходить в самой плохой одежде, чтобы выжить. И у них не было никаких прав. Только право работать на господ. Но у этих бедняков были дети и семьи… и рассказывая своим детям сказки, они передавали через них все свои горестные страдания и наделяли героев сказок качествами характера и благами, которых сами не имели.
В одних сказках рассказывали, как добрый герой освободил всех жителей от злого духа, которого боялись. В других рассказывали о том, что богатырь побил сказочное чудовище, которое похищало девушек и детей. Хоть и считается сказка выдумкой, но в ней очень часто отражаются реальные события и преподносятся уроки доброты, честности, справедливости.
Давайте вместе подумаем и попробуем объяснить смысл слова « СКАЗКА?» Сказка - это… удивительные истории о добре или зле, о положительных и отрицательных героях, написанные автором или народом, в которых отражались особенности того времени, в которое они были написаны…
Что можно узнать и научиться из сказок?
- о реальных и выдуманных событиях;
- об уроках добра и зла;
- об обычаях и нравах народов;
- о сказочных персонажах;
- получить хорошее настроение;
Звучит музыка («Буратино») Догадались, из какой сказки пришла к нам эта музыка? Ученик загадывает загадку:
- С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (ответы)
И автора помните? Попробуйте разобраться в этих буквах и на доске составить инициалы автора…… (дети составляют из разрезных букв- АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ)(Приложение 2)

4. Физ. минутка «Буратино» (проводят учащиеся)
- Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать … и взять…
Внимание волшебство начинается!!!! Вокруг себя повернись и в сказке очутись……(звучит музыка звуки природы-…) (Приложение 3).

5. Инсценировка отрывка из сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
-Ребята, как вы думаете, почему Мальвина сердилась на Буратино?
- Как надо вести себя за столом во время приёма пищи?
- Как надо сидеть за партой?
- Какие обязанности школьника вы знаете еще?
- Каким правом не хотел пользоваться Буратино?
- Что можно сделать, чтобы помочь Буратино исправиться? (ученики за правильные ответы и хорошее поведение получают фишки)
Голос Буратино из «чулана»:
- Я буду соблюдать правила поведения за столом, и буду учиться….
- Ладно, выходи и поиграй с нами (отвечает Мальвина)
- Я буду стараться тоже в вашей викторине получить как можно больше фишек…
Вы помните, что не все герои были честны, добры … послушайте внимательно предложения, описывающие события в сказке и…

6. «Найди в тексте термины и понятия, которые используются во Всеобщей декларации прав человека» (Приложение 4) - Схватив крысу Шушару за хвост, Буратино нарушил её право на личную неприкосновенность.
- Говорящий Сверчок посоветовал Буратино воспользоваться правом на получение бесплатного образования.
- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право наслаждаться искусством.
- Напавшие на Буратино ночью кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги и лишить, таким образом, принадлежащего его имущества.
- Сыщики доберманы - пинчеры подвергли Буратино произвольному аресту, а дежурный бульдог приказал утопить его в пруду без установления судом виновности Буратино.
- Буратино лишил черепаху Тортилу принадлежащего ей имущества, силой отняв у неё золотой ключик (не силой, а обманом)
- Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину (не было никакой Страны Дураков, выдумки героев, чтоб забрать у Буратино деньги)
- Папа Карло жил очень бедно и не имел никакой защиты от безработицы. Молодцы справились и с этим заданием!

7. «Сказки водят хоровод»
А ведь есть и другие сказки, в которых тоже идет речь о тех или иных правах или их нарушениях….
- Я знаю одну, но не скажу как называется…Попробуйте отгадать сначала загадку…
«Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит,
Добрый доктор ….Айболит» ( право на медицинский уход)

- А я расскажу отрывок из этого произведения…(чтение отрывка из сказки К.И.Чуковского «Айболит»)
- О каком праве идет речь?
Как вы понимаете значение этих слов?
- А как можно помогать себе в течение дня, чтобы укреплять своё здоровье? (физ. минутки на уроках, прогулка, зарядка, уроки физ.культуры, закаливание, соблюдение правил личной гигиены….)
-Вы просто молодцы!

Но есть еще сказки….
«Девочка хорошая по лесу идет
И не знает девочка, где опасность ждёт…
За кустами светится пара злющих глаз..
Кто - то страшный встретится девочке сейчас…
Громко спросит девочку о её пути,
И обманет бабушку, чтобы в дом войти.
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
На загадку можете ответить вы теперь?» («Красная шапочка» Ш.Пьеро, право на жизнь)

«Отворили дверь ребята…
И.. пропали все куда - то…
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти Маленькие дети?» («Волк и семеро козлят» русск. нар сказка, право на жизнь)

«Носик круглый пятачком
- Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком…
Вместо туфелек копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи,
Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки…» (« Три поросенка» Сергей Михалков, право на имущество и на личную неприкосновенность)

«Фруктово - огородная страна
- В одной из сказок есть она,
А в ней герой - мальчонка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной.
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком,
Всем по сказке интересной
Мальчик - луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно
Он зовётся…. Чиполлино» («Чиполлино» Джани Родари, право на приемлемый уровень жизни, право на безопасные условия жизни)

« Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал.
Чтоб мне в золочённой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Кто я и как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет
К себе на чердак я вернусь…» («Золушка» Шарль Пьеро, право на отдых, право на приемлемый уровень жизни, дети -не дешёвая рабочая сила)

Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка,
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку - малышку. («Дюймовочка» Г.Х. Андерсен, право на воспитание в семейном окружении, свобода выбора)

8. Заполнение бланка «Права детей» (Приложение 5)
Мальвина: «Ребята, я так много интересного узнала сегодня! Хотела бы в нашей сказке всем её героям рассказать о правах и обязанностях детей и школьников, но переживаю, что забуду что - нибудь… Помогите мне все это сохранить и запомнить..»
- Не переживай, сейчас ребята напишут на бланках, какие права они запомнили… и эти бланки ты возьмёшь с собой. Этих бланков много! Так что хватит и лисе Алисе, и коту Базилио, и Карабасу- Барабасу…(дети заполняют бланки)

9. Подведение итогов.
А теперь сосчитайте свои фишки…. и получите заслуженные медали… В заключении мы споем и станцуем веселый танец с Буратино ( включается музыка и дети произвольно поют и танцуют)(Приложение 6).

Используемая литература:
Для педагога:
1. Антонов В.В. «Изучаем права человека», Москва
2. Синова И.В. «Государственные праздники России», Санкт - Петербург 2006.
3. Синова И.В. «Герб, гимн, флаг России», Санкт - Петербург, 2007.
4. bookz.ru/authors/irina-dubrovskaa/prava-re_473.html
5. detskiysad.ru/trud/644.htm 6. vita-press.ru/171.html

Для учащихся:
1. Антонов В.В. «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека»
2. Шабельник Е.С., Е.Г.Каширцева «Ваши права»
3.Шабельник Е.С. «Права ребёнка»



© 2010-2022