Профессиональное самоопределение программа профессиональной ориентации и профессионального самоопределения у обучающихся 9 класса

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»



Утверждена

на научно-методическом совете

протокол № __ от ___________г.

Профессиональное самоопределение программа профессиональной ориентации и профессионального самоопределения у обучающихся 9 класса

В.И. Михайлик



Профессиональное самоопределение

программа профессиональной ориентации и профессионального самоопределения у обучающихся 9 класса

(14 часов)

2012

Пояснительная записка

Актуальность

Наша жизнь - это цельный процесс. Имеющий направление, преемственность, то есть зависимость будущего от прошлого и настоящего, и результат. Для человека главным в этом процессе является самосознание, самоопределение. 9-й класс - особо ответственная пора в жизни молодых людей и девушек. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей дальнейшей судьбе, карьере, профессии. Поэтому необходимы знания о простейших способах ориентации в мире специальностей и профессий, что поможет в выборе будущей деятельности применительно к склонностям, способностям, характеру и темпераменту конкретной личности. Поняв как важно, строго не завышая и не занижая своих возможностей, оценить их обучающиеся уменьшат вероятность ошибок в выборе будущей специальности.

Социологические опросы показывают, что 60% старшеклассников имеют устойчивые интересы к профессиональной деятельности, при этом около 70% не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей, в соответствии с их избираемой профессией. Исходя из этого в данной программе предложены новые подходы к профессиональной ориентации молодёжи, которые заключаются в обучении продуктивной практической деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей - познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их при подготовке к профессиональному самоопределению. Данная программа должна способствовать тому, чтобы к моменту окончания школы большинство выпускников имели сформированные личные профессиональные планы.

Новизна программы

заключается в:

междисциплинарной интеграции, содействующей становлению целостного мировоззрения, повышению общей культуры, познанию собственной деятельности, умению видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их при подготовке к профессиональному самоопределению ;

учете сензитивных возможностях возраста. Из многообразия подходов к профессиональной ориентации молодёжи, которые заключаются в обучении продуктивной практической деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей выбраны те аспекты, которые соответствуют возрасту подростков 14-16 лет, их потребностям, могут быть ими поняты и приняты на данном этапе развития и становления личности;

пересечении актуальных для школьника сфер жизнедеятельности: урочная и внеурочная деятельность взаимодополняют и актуализируют подростковые проблемы, помогая обучающимся самостоятельно находить варианты разрешения проблемных ситуаций в самоопределении дальнейших жизненных и профессиональных планах.

Цель программы:

Курс «Профессиональное самоопределение» призван помочь учащимся в их профессиональном самоопределении, устройстве будущей карьеры.

Основные задачи курса:

актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов;

обеспечить системой сведений о мире современного профессионального труда; развить способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Исходя из основных задач, жизнедеятельность обучающихся организуется на следующих принципах:

Сочетание природосообразности и культуросообразности в организации воспитательной деятельности обучающихся. Одним из главных принципов воспитания является создание единой воспитательной среды, задача которой состоит в развитии основных потребностей подростка.

Принцип индивидуализации предполагает воспитание обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей, способностей каждой конкретной личности.

Принцип социальной активности. Воспитание на основе принципа социальной активности создает школьнику условия для самостоятельного выбора и принятия решений, формирует способность противостоять внешнему давлению и отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию. «Если ребенок может что-то сделать сам, он должен это сделать сам».

Принцип социального творчества. Действие, которое совершает ученик должно быть им прожито, продуманно и осмысленно.

Условия реализации программы

Образовательная программа включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть содержит психологическую составляющую - изучение образа «Я» - и профессиоведческую составляющую - изучение мира труда и профессий.

В ходе изучения теоретической части курса школьники получают представление о богатстве внутреннего, психологического мира человека и многообразии мира профессий, что обеспечивает им возможность непосредственно охарактеризовать образ «Я» и составить личную программу профессионального самосовершенствования.

  • Первый цикл тем посвящен «секретам» выбора профессии, которые анализируются с точки зрения трех аспектов: «ХОЧУ» (профессиональные намерения), «МОГУ» (возможности личности), «НАДО» (социальные проблемы труда). Это помогает учащимся познакомиться с требованиями к современному профессионалу в новых социально-экономических условиях.

  • Второй цикл представлен темами, характеризующими признаки профессиональной деятельности. Учащиеся знакомятся с психологическими ресурсами личности (психофизиологические особенности, эмоциональные, волевые, интеллектуальные и коммуникативные качества) применительно к различным типам профессий.

  • Третий, завершающий цикл тем служит осознанию школьниками неисчерпаемости человеческих ресурсов, пониманию идеи самореализации, необходимых для устройства будущей профессиональной карьеры.

Сформированность образа «Я» является одним из условий, обеспечивающих школьнику возможность адекватно соотнести свои личные качества с требованиями различных профессий и соответственно эффективно реализовать свой потенциал в будущей профессиональной деятельности. Изучение учащимися собственного образа «Я» осуществляется параллельно с анализом мира труда и профессий и выполнением профессиональных проб, моделирующих профессиональную деятельность.

Практическая часть курса представлена профессиональными пробами.

Профессиональные пробы проводятся по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: человек - природа (Ч - П), человек - техника (Ч - Т), человек - человек (Ч - Ч), человек - знаковая система (Ч - 3), человек - художественный образ (Ч - X).

Индикаторы успешной реализации программы

количественные:

количество самодиагностики;

знания о простейших способах ориентации в мире специальностей и профессий, что поможет в выборе будущей деятельности применительно к склонностям, способностям, характеру и темпераменту конкретной личности.

качественные:

устойчивые интересы к своей будущей профессиональной деятельности;

формирование рефлексивных способностей - познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их при подготовке к профессиональному самоопределению;

Формы реализации программы

Занятия проводятся 1 раз в месяц по 40 минут, во время, отведенное для классного часа, в форме теоретических и практических занятий, с использованием активных методов воспитания (проблемно-поисковых, игровых), участия в общешкольных мероприятиях, акциях, организации внеклассных мероприятий.

Индивидуальная воспитательная деятельность сочетается с проектными (групповыми) формами работы.

Классный руководитель выступает в роли лектора, консультанта, координатора, создает условия для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в выборе способа решения поставленной задачи.

Наиболее эффективными дидактическими формами занятий могут быть:

познавательные занятия (беседы, лекции - соразмышления, классные часы);

практикумы (игры, в том числе ролевые, коллективные творческие дела, самотестирование, проект «Моя будущая профессия» ).


Срок реализации программы

Данная воспитательная программа одногодичная, предусматривает реализацию в течение 2012-2013 учебного года.

Ожидаемые результаты

В процессе реализации данной программы у обучающихся сформируются представления:

  • о простейших способах ориентации в мире специальностей и профессий

  • о выборе будущей деятельности применительно к склонностям, способностям, характеру и темпераменту конкретной личности

  • о адекватной самооценке своих возможностей, что уменьшит вероятность ошибок в выборе будущей специальности обучающимися

  • формирование рефлексивных способностей - познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их при подготовке к профессиональному самоопределению

  • сформированные личные профессиональные планы

Подведение итогов реализации программы проходит в форме рефлексии. Она осуществляется на основании анкетирования ребят, защиты проектов «Моя будущая специальность», «Мои профессиональные планы».







Примерный план и сроки реализации программы

Программа рассчитана на 10 занятий.

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

познавательные

практикумы

1 вводное

Внутренний мир человека и система представлений о себе

1

сентябрь

2

Профессиональные интересы и склонности

0,5

0,5

октябрь

3

Способности, условия их проявления и развития

0,5

0,5

ноябрь

4

Природные свойства нервной системы

0,5

0,5

декабрь

5

Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности

0,5

0,5

январь

6

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

0,5

0,5

февраль

7

Профессиональные и жизненные планы

1

март

8

Профессиональная пригодность

0,5

0,5

апрель

9

Здоровье и выбор профессии

1

май

10

Защита проектов

1

май

Всего - 10

5

5

Содержание программы

Внутренний мир человека и система представлений о себе (1 ч)

Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.

Профессиональные интересы и склонности (1 ч)

Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально- диагностический опросник» (ДДО), коммуникативных, организаторских склонностей (КОС-1).

Способности, условия их проявления и развития (1 ч)

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как Важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка.

Природные свойства нервной системы (1 ч)

Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (1 ч)

Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений (методики «Кубика Косса»), внимания (тест Бурдона, «Красно черная таблица»), мышления (методики ШТУР, тесты Амтхауэра, Равена).

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (1 ч)

Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДИМ) Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации" условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность (2 ч)

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязи и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тест Холланда.

Здоровье и выбор профессии (1 ч)

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Координация движений рук и профессиональная деятельность. Выявление и оценки координации движений и тремора рук. Глазомер и его роль в профессиональной деятельности Методики и оценки пространственного и линейного глазомера.

Защита проектов обучающимися (1 ч)

© 2010-2022