- Преподавателю
- Классному руководителю
- Для учителей начальной школы Положение о портфолио
Для учителей начальной школы Положение о портфолио
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Садыкова Е.Г. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Принято на заседании «Утверждаю»
Совета школы Директор БОУ г. Омска «Средняя
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 145» общеобразовательная
школа № 145»
______________ Н.В. Лоскутова
Протокол № ____ «___» ______________ 2013г.
«____» __________ 2013 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о Портфолио ученика начальной школы
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 145»
1. Общие положения.
1.1.Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио.
1.2 Рабочий Портфолио ученика:
· является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
· реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
· позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
· предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
1.3 Рабочий Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А 4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов: «Портрет». «Рабочие материалы», «Мои достижения»; тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
1.4 Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
2. Цели и задачи.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
· создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
· максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
· развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
· формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
· формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
· приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
· формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
3. Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
· сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
· содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
· позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
4. Девиз работы с Портфолио:
«Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
5. Содержание Портфолио. (Приложение)
Раздел I. «Портрет» - включает в себя информацию, которая интересна и важна для ребенка.
Данный раздел включает в себя следующие рубрики:
«Мой портрет, моё имя» - информация об имени и фамилии ребенка: как зовут ребенка родители, учителя и друзья; как будут его звать, когда он вырастет; как ребенок хотел, чтобы его звали; почему родители так назвали ребенка; имеются ли родственники с таким же именем и что ребенок знает о них; что означает имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, ребенок может разместить информацию о том, что она означает. Ребенок также указывает дату своего рождения.
«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздниках; по желанию ребенок при помощи родителей рисует древо семьи. Подписывает фамилии, имена, отчества и степень родства всех членов семьи. Если возможно размещает их фотографии, пишет, всё, что он узнал о своём роде, чем знамениты его родные.
«Мои друзья» - ученик рассказывает о своих одноклассниках, с кем дружит; о друзьях, которые окружают его в жизни; можно добавить фотографии.
« «Мои увлечения» - с помощью небольшого рассказа или фотографий, зарисовок описать увлечения: животные, растения, стихотворения, разгадывание кроссвордов и т.д.
«Мои кружки и секции» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок, какие кружки и секции посещает. Этот раздел можно оформить с помощью фотографий.
«Моё участие в школьных праздниках и мероприятиях» - в данном разделе целесообразно составить таблицу:
№ п/п
Дата
Название мероприятия, праздника
Мои впечатления
Также можно дополнить этот раздел фотографиями.
Раздел II. «Рабочие материалы» В этом разделе заголовки листов могут быть посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, результатами участия в предметных олимпиадах, графиками роста скорости чтения, итоговые оценки по предметам базисного учебного плана, а также раздел включает грамоты за отличную и хорошую учебу.
Раздел III. «Мои достижения» - Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, фотографии с соревнований, конкурсов, отзывы о прочитанных книгах, и т.д.,, копии наград. ученик помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если ребенок гордится какой-то объемной поделкой, он помещает ее фотографию. Включает оригиналы или фотографии творческих и научных работ, перечень представленных работ.
По желанию ученик может включить в портфолио раздел «Мои впечатления». В данном разделе ребенок вкладывает свои отзывы от экскурсий, посещения театра и т.д.
Для подведения итога за год можно оформить раздел «Самооценка мой деятельности за год».
6. Формы контроля и учета достижений обучающихся.
Обязательные формы и методы контроля
Иные формы учета достижений
Текущая аттестация
Итоговая (четверть, год) аттестация
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
-устный опрос
- письменная
-самостоятельная работа
- диктанты
-контрольное списывание
- тестовые задания
- графическая работа
- изложение
- доклад
- творческая работа
-посещение уроков по программам наблюдения
-диагностическая контрольная работа
- диктанты
- изложение
-контроль техники чтения
-анализ динамики текущей успеваемости
-участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
-активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
- портфолио
- анализ психолого-педагогических исследований
7. Формы представления образовательных результатов:
· таблицы достижения предметных результатов (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
· тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания - знания, понимания, применения, систематизации);
· устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
· портфолио;
· результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
· соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
· динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
8. Примечание.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Приложение
РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕГО «ПОРТФОЛИО»
Страницы раздела «Портрет»
-
Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
-
Место для фото (или автопортрета)
-
Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут___________________
Я родился ____________________ (число/месяц/год)
Я живу в ______________________
Мой адрес
Моя семья
-
Нарисуй портрет своей семьи
-
Родословное дерево
-
Чем я люблю заниматься
-
Я ученик
Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)
-
Я могу делать …
-
Я хочу научиться в этом году…
-
Я научусь в этом году …
-
Я читаю …
-
Мой класс, мои друзья, мой первый учитель …
-
Мой распорядок дня
Время
Дела
Рисунок
Утро
День
Вечер
-
Я и мои друзья …
Вопрос
Напиши
Нарисуй
Чем я люблю заниматься?
Какая игрушка у меня самая любимая?
Сколько у меня друзей и как их зовут?
Какой у меня самый любимый цвет?
Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?
-
Мои впечатления
Раздел «Рабочие материалы»
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы или в один файл вкладываются все работы.
Страницы раздела «Мои достижения»
-
Моя лучшая работа
-
Задание, которое мне больше всего понравилось
-
Я прочитал ……. книг.
-
Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
-
Что я теперь умею, чего не умел раньше?
-
Мои цели и планы на следующий учебный год:
-
Чему я еще хочу научиться?
-
Какие книги прочитать?
-
Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
-
Мои проекты
-
Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)
-
Мое участие в интеллектуальных конкурсах
-
Мои спортивные достижения
Итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения.