Для учителей начальной школы Положение о портфолио

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принято на заседании «Утверждаю»

Совета школы Директор БОУ г. Омска «Средняя

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 145» общеобразовательная

школа № 145»

______________ Н.В. Лоскутова

Протокол № ____ «___» ______________ 2013г.

«____» __________ 2013 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о Портфолио ученика начальной школы


БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 145»

1. Общие положения.

1.1.Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио.

1.2 Рабочий Портфолио ученика:

· является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

· реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;

· позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

· предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

1.3 Рабочий Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А 4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов: «Портрет». «Рабочие материалы», «Мои достижения»; тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

1.4 Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

2. Цели и задачи.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

· создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

· максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

· развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

· формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

· формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

· приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

· формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

3. Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

· сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

· содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;

· позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

4. Девиз работы с Портфолио:

«Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

5. Содержание Портфолио. (Приложение)

Раздел I. «Портрет» - включает в себя информацию, которая интересна и важна для ребенка.

Данный раздел включает в себя следующие рубрики:

«Мой портрет, моё имя» - информация об имени и фамилии ребенка: как зовут ребенка родители, учителя и друзья; как будут его звать, когда он вырастет; как ребенок хотел, чтобы его звали; почему родители так назвали ребенка; имеются ли родственники с таким же именем и что ребенок знает о них; что означает имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, ребенок может разместить информацию о том, что она означает. Ребенок также указывает дату своего рождения.

«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздниках; по желанию ребенок при помощи родителей рисует древо семьи. Подписывает фамилии, имена, отчества и степень родства всех членов семьи. Если возможно размещает их фотографии, пишет, всё, что он узнал о своём роде, чем знамениты его родные.

«Мои друзья» - ученик рассказывает о своих одноклассниках, с кем дружит; о друзьях, которые окружают его в жизни; можно добавить фотографии.

« «Мои увлечения» - с помощью небольшого рассказа или фотографий, зарисовок описать увлечения: животные, растения, стихотворения, разгадывание кроссвордов и т.д.

«Мои кружки и секции» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок, какие кружки и секции посещает. Этот раздел можно оформить с помощью фотографий.

«Моё участие в школьных праздниках и мероприятиях» - в данном разделе целесообразно составить таблицу:

№ п/п

Дата

Название мероприятия, праздника

Мои впечатления

Также можно дополнить этот раздел фотографиями.

Раздел II. «Рабочие материалы» В этом разделе заголовки листов могут быть посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, результатами участия в предметных олимпиадах, графиками роста скорости чтения, итоговые оценки по предметам базисного учебного плана, а также раздел включает грамоты за отличную и хорошую учебу.

Раздел III. «Мои достижения» - Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, фотографии с соревнований, конкурсов, отзывы о прочитанных книгах, и т.д.,, копии наград. ученик помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если ребенок гордится какой-то объемной поделкой, он помещает ее фотографию. Включает оригиналы или фотографии творческих и научных работ, перечень представленных работ.

По желанию ученик может включить в портфолио раздел «Мои впечатления». В данном разделе ребенок вкладывает свои отзывы от экскурсий, посещения театра и т.д.

Для подведения итога за год можно оформить раздел «Самооценка мой деятельности за год».

6. Формы контроля и учета достижений обучающихся.

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

Текущая аттестация

Итоговая (четверть, год) аттестация

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

-устный опрос

- письменная

-самостоятельная работа

- диктанты

-контрольное списывание

- тестовые задания

- графическая работа

- изложение

- доклад

- творческая работа

-посещение уроков по программам наблюдения

-диагностическая контрольная работа

- диктанты

- изложение

-контроль техники чтения

-анализ динамики текущей успеваемости

-участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

-активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований


7. Формы представления образовательных результатов:

· таблицы достижения предметных результатов (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

· тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания - знания, понимания, применения, систематизации);

· устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

· портфолио;

· результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

· соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

· динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

8. Примечание.

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.


Приложение


РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕГО «ПОРТФОЛИО»

Страницы раздела «Портрет»

  • Мой портрет (знакомьтесь: это - я)

  • Место для фото (или автопортрета)

  • Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес

Моя семья

  • Нарисуй портрет своей семьи

  • Родословное дерево

  • Чем я люблю заниматься

  • Я ученик

Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)

  • Я могу делать …

  • Я хочу научиться в этом году…

  • Я научусь в этом году …


  • Я читаю …

  • Мой класс, мои друзья, мой первый учитель …

  • Мой распорядок дня

Время

Дела

Рисунок

Утро

День

Вечер


  • Я и мои друзья …

Вопрос

Напиши

Нарисуй

Чем я люблю заниматься?

Какая игрушка у меня самая любимая?

Сколько у меня друзей и как их зовут?

Какой у меня самый любимый цвет?

Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?


  • Мои впечатления


Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы или в один файл вкладываются все работы.

Страницы раздела «Мои достижения»


  • Моя лучшая работа

  • Задание, которое мне больше всего понравилось

  • Я прочитал ……. книг.

  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?

  • Мои цели и планы на следующий учебный год:

  • Чему я еще хочу научиться?

  • Какие книги прочитать?

  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

  • Мои проекты

  • Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

  • Мое участие в интеллектуальных конкурсах

  • Мои спортивные достижения

Итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения.





© 2010-2022