Статья «Как помочь ребенку учиться. Развитие школьной мотивации»

Зачем ты ходишь в школу? Тебе нравится в школе? Что тебе нравится в школе? На эти вопросы дети отвечают по-разному. Для одних детей важно узнать что-то новое, другим интересно общаться с одноклассниками и учителем, третьим нравится ощущать себя в новой социальной роли – роли ученика, чувствовать себя старше, взрослее. Как помочь ребенку учиться. Развитие школьной мотивации. Учение всегда захватывает эмоциональную сферу ученика. Дети учатся, делают успехи и, увы, промахи. Успехи, конечно, радуют...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как помочь ребенку учиться. Развитие школьной мотивации.


Зачем нужно ходить в школу.

Зачем ты ходишь в школу? Тебе нравится в школе? Что тебе нравится в школе? На эти вопросы дети отвечают по-разному. Для одних детей важно узнать что-то новое, другим интересно общаться с одноклассниками и учителем, третьим нравится ощущать себя в новой социальной роли - роли ученика, чувствовать себя старше, взрослее.

Мотив (причина) - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ребенка к ней.

Учение всегда захватывает эмоциональную сферу ученика. Эмоции тесно связаны с мотивами ребенка и выражают возможность реализации ребенком имеющихся у него мотивов и постоянных целей.

Виды эмоций в учении бывают положительные: радость, удовлетворение, уверенность, гордость, достоинство, удивление, конструктивное сомнение; и отрицательные: страх, обида, досада, скука, беспокойство, унижение и др.

Дети учатся, делают успехи и, увы, промахи. Успехи, конечно, радуют как детей, так и родителей (положительные эмоции), а вот промахи… Как воспринимать кажущиеся трагическими неудачи детей в учебе, поведении, чтобы не закрепить негативные эмоции у ученика?

Не стоит спрашивать с порога: «Что ты сегодня получил?» вместо «Что сегодня было интересного в школе?», так как ориентация на оценку приводит к тому, что родители ругают ребенка за плохую оценку, не пытаясь разобраться в ее причинах, и готовы, скорее, наказать ребенка, чем помочь ему.

Нередко при неудачах детей в школе родители исходят из «презумпции виновности»: не разбираясь, не вникая в ситуацию, считают ребенка виноватыми. Это приводит к снижению самооценки, а в результате - ко все новым неудачам.

Дети чрезвычайно склонны к обобщению своих неудач, и своих успехов. «Раз это не выходит, то, значит, и ни в чем другом ничего не выйдет». И наоборот: «Если это получилось, то и все остальное получится». Первое из этих представлений необходимо опровергнуть, второе - поддержать.

Итак, позицию родителей, предохраняющую от появления «хронической неуспешности», можно сформулировать примерно так: «Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. Ведь с другими трудностями ты же хорошо справляешься!». Но позиция эта должна проявляться не только в словах, а во всем поведении родителей. В доброжелательном внимании к успехам. В спокойном отношении к неудачам: «Не вышло? Ничего, завтра попробуешь еще раз, и у тебя обязательно выйдет».

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребенок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Ребенка необходимо научить настраивать себя на ежедневное открытие чего-то нового, на улучшение собственных рекордов. Успех должен измеряться не достижениями товарищей, а ощущением собственного роста.

Подлинной причиной отрицательного отношения школьников к учению нередко является отсутствие умения учиться. В широком смысле умение учиться включает в себя две стороны: что знает ученик (знание) и как он умеет учиться к настоящему времени (учебная деятельность).

В течение первого года, надо научить ребенка выполнять задание быстро, четко, не отвлекаясь. Иначе он может навсегда возненавидеть само понятие «урок».

Если ребенок не умеет собраться и сосредоточиться, если смотрит в окно вместо того, чтобы писать палочки, нужно создать рабочие условия: ребенка ничто не должно отвлекать от дела. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают музыку или громко разговаривают. Многое зависит от настроя детей и от того, как они подготовили свое рабочее место. Если ребенок не приготовил заранее все необходимое, то он постоянно будет отвлекаться: надо заточить карандаш, достать тетрадь, учебник и т.д. В результате ребенок затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным. (Родителям необходимо помнить, что контроль над учебной деятельностью должен быть постоянным).

Навыки, которые нужно вырабатывать

у систематически занимающихся детей.

  • В одно и то же время, на одном и том же месте. Это общеизвестная истина. Место для занятий должно быть специально оборудовано, помогать сосредоточиться. Нужно согласовать с ребенком время, когда он будет садиться работать, своеобразный «ЧАС УЧЕНИЯ», который можно изменять только в исключительных случаях - так же, как и время сна или принятия пищи. В этом случае весь организм будет готовиться к умственной работе.

  • Деление материала по степени сложности. Предложите ребенку разделить все, что он должен сделать, на три степени сложности:

- умею сам;

- скажи, как, и я сделаю сам;

- мне требуется помощь все время.

Прекрасный вид работы с ребенком, начинающим обучения, - прием «научи меня», с помощью которого он будет стремиться понять что-то самостоятельно. Попросите ребенка объяснить вам, что надо сделать. Не следует объяснять за него и упрощать формулировку задания. Раз он ходит в школу, слушает учителя, работает на уроках - значит, он знает лучше. Поэтому пусть объяснит.

  • Поддержание временного режима и поощрение за своевременность. Важным навыком является умение укладываться во время, необходимое для выполнения конкретной работы. Используйте песочные часы, таймеры, секундомеры, даже обыкновенный будильник. Научите ребенка тому, что ВРЕМЯ ИДЕТ и мы этим пользуемся по-разному.

Покажите ребенку, что значительно выгоднее решать проблему как задачу. Можно назначить минимальное время и в результате наградить самого себя за свое умение концентрироваться.

Пример. Решаю задачу три минуты, засекаю время и работаю. Когда закончу - выпью сок или съем что-нибудь вкусненькое, посмотрю в окно, попрыгаю под музыку.

Большое количество времени поглощает мнимая деятельность: подготовка, перекладывание, верчение. Ребенок сам должен испытать это двойное удовлетворение: от того, что сумел так быстро что-то сделать, и от того, что сэкономил столько времени. За это его можно чем-нибудь поощрить (наклейкой, поцелуем, сладостями, словами восхищения…).

  • Лучше мало и часто, чем долго и редко. Это прекрасное правило часто забывается. Память работает лучше, выученное припоминается быстрее, если учить понемногу. Многочасовое просиживание над уроками и монотонная зубрежка - просто игра, самообман, самоуспокоение, принесение себя в жертву. Никто ведь потом не спросит, как ты учился. Всех будет интересовать, что ты умеешь. Даже самому способному ребенку потребуется повторение, потому что понимание еще не означает умение и владение конкретной информацией. Вырабатывайте навыки обучения короткими, но очень интенсивными мини-сессиями, с четко обозначенными началом и концом, с ясно сформулированной целью. Например, сейчас я это прочитаю, сейчас мы это прослушаем, сейчас мы это напишем…

Памятка «Садимся за уроки».

От интересного - к обязательному, таков путь развития у детей умения управлять собой. Не хочу, но сделаю, чтоб достичь желаемого, - вот мотив, который заставляет детей проявлять настойчивость, усидчивость. Пусть ребенок из наших уст слышит: «Это не интересно, но нужно»; «Это трудно, но выполнимо, если очень постараться».



© 2010-2022