Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Традицион укытуда укытучы белемнәрне үзе бирә, ә коммуникатив  юнәлеш белән укыту процессында укучыларга белем әзер килеш бирелми, ә бәлки аны мөстәкыйль танып-белү эшчәнлеге вакытында, коммуникатив компетенция формалаштыру шартларында туплыйлар.     Аңлатмалы-иллюстратив укытуда уку материалы укытучының сөйләп аңлатуы рәвешендә оештырыла. Бу очракта информацион бәян итү өстенлек итә. Укучылар тыңлыйлар, күзәтәләр, истә калдыралар. Уку материалы катлаулы булган саен, укытучы җентекләбрәк аңлата....
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование гражданской позиции личности

в условиях современного школьного образования

Кострицкая Ольга Петровна,

Учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №5

В Законе Российской Федерации «Об образовании» и в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа», одна из основных задач образования обозначена как формирование духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания - формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений. Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.

Проблема гражданского воспитания личности в настоящее время чрезвычайно актуальна и широко обсуждаема. Крайне важным в этом контексте является формирование идентичности «Я - гражданин своей страны» и создание условий для формирования активной личности, становления гражданской позиции личности, для реализации ее интересов и прав, для выявления и развития способностей и творчества.

Каким образом осуществить это на практике в школьном образовании?

Из опыта работы: внеклассное мероприятие «В Россию можно только верить».

Понятие «гражданская позиция», во-первых, носит междисциплинарный характер, являясь предметом изучения в системе общественных и гуманитарных наук; во-вторых, представляет собой осознанное и целенаправленное участие человека в жизни общества. Гражданская позиция проявляется в осознании человеком себя как гражданина своей страны; в ответственном отношении личности к обществу, деятельности, другим людям, к самой себе; в степени ее социальной активности на благо своей страны . Содержательно близким понятию «гражданская позиция» выступает категория «патриотизм», ведь патриот - это гражданин, живущий в своей стране, уважающий ее язык, чтящий ее культуру, традиции, горячо и искренне любящий свою Родину - большую и малую, неравнодушный к ее истории - прошлому, настоящему и признающий личную ответственность за ее будущее.

- внеклассное мероприятие «Единство - основа независимости российского народа»

Наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения внутри страны и извне. Это влечёт за собой размывание привычных форм культурной самоидентификации. В этих условиях воспитание осмысленного уважения к своей и иной духовной, в том числе религиозной культуре - необходимый ответ на такие вызовы современности как мультирелигиозность и поликультурность общественной жизни

- конференция старшеклассников «Современная Россия»

Очевидно, одна из приоритетных задач современного общества и ее социальных институтов состоит в необходимости создания условий и максимального содействия формированию и становлению патриотических и гражданских основ личности. Одним из условий успешного становления гражданского патриотизма личности, признается приобщение подрастающего поколения к культурному наследию своей страны.

- Идеи Д.С.Лихачева.

Культура, по мысли Д.С. Лихачёва, это - «огромное целое явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из просто населения - народом, нацией». Эта мысль подчеркивает необходимость решения задач гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения в единстве с задачами развития их психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека.

«Найдите миг остановиться..»; «Холокост - трагедия ХХ века».

Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Необходимо также умение избегать столкновений, не поступаясь своей совестью и не предавая личных, национальных, государственных и семейных традиций, интересов, идеалов и святынь.

- родительское собрание «Взрослые и дети».

В «воспитании гражданского патриотизма и любви к Родине, в осознании человеком себя как гражданина своей страны, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире; в приобщении к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества», приоритетное место отводится дисциплинам исторического цикла. Интерес и уважение к прошлому своей Родины позволит восполнить информационные пробелы о выдающихся личностях своей страны и ярких представителях избранной для освоения профессии, о их роли в историческом процессе, в становлении профессии, в обогащении культурного наследия державы, а так же самоопределиться в собственной жизненной (профессиональной, личностной) и культурной перспективах. Ещё Л.С. Выготский, трепетно чтивший опыт, накопленный предшествующими поколениями учёных, писал: «Мы не хотим быть Иванами, не помнящими родства; мы не страдаем манией величия, думая, что история начинается с нас; мы не хотим получить от истории чистенькое и плоское имя; мы хотим имя, на которое осела пыль веков». По мысли А. Эйнштейна, «моральные качества выдающейся личности имеют возможно большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения.

- исследовательские работы старшеклассников «История семьи в истории страны»; «Люди. События. Факты.»;

Воспитательная работа по формированию гражданской позиции у школьников приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:

- понятия основных социальных ролей - дочери, сына

- преемственность поколений, семейные традиции

- любовь к Родине, гордость

- гражданский долг

- активность жизненной позиции

- соблюдение правил и норм поведения

- верность долгу

- профессиональное самоопределение и польза обществу

- призвание и успех в жизни

- роль коллектива

-уважение других людей

- сопереживание и участие

- лидерская позиция и др.

Система формирования гражданской позиции учащихся включает следующие ее ступени:

1. «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе.

2. «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.

3. «Я и культура». Формирование гражданского отношения к искусству.

4. «Я и школа». Формирование гражданского отношения к школе.

5. «Я и мое Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству.

6. «Я и планета». Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом - человеческого развития обучающегося. Обучение - только один из компонентов личностного развития.

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование гражданской позиции личности в условиях современного школьного образования.

Основная цель гражданского воспитания заключается в воспитании у человека нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества.



© 2010-2022