- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выступление на ШМО классных руководителей Воспитательная компонента
Выступление на ШМО классных руководителей Воспитательная компонента
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Солдатенко О.М. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сегодня процесс модернизации российской школы затронул не только организацию учебной деятельности, но и процесс воспитания в современной школе. Основные задачи и принципы воспитательного процесса изложены в « Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях». Этот нормативный документ опубликован на сайте Министерства образования и в «Вестнике образования России» №12 за 2013 год.
Подготовила эту программу рабочая группа с участием специалистов «Федерального института развития образования», «Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», «Института психолого-педагогических проблем детства», «Института теории истории педагогики», «Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма» и др.
В программе отмечено, что воспитание неотделимо от обучения, более того обучение и воспитание - единый процесс, называемый образованием.
Согласно этой программе сегодня под воспитанием в общеобразовательном учреждении понимается создание условий для развития личности ребёнка, его духовно- нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению.
Основная цель программы - укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Сроки реализации программы рассчитаны до 2020 года. Для реализации Программы предусматривается определённое ресурсное обеспечение, включающее разработку нормативно-правовой базы в сфере воспитания, подготовку кадрового потенциала, развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения.
Программой определены следующие основные направления организации воспитания и социализации обучающихся образовательных учреждений6
1.Гражданско - патриотическое воспитание.
Развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству и согражданам. Действенными проектами в развитии данного направления являются, проекты направленные на исследования истории родного края, культурного наследия страны, программы и проекты , направленные на поддержку ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах семейных традиций, профессиональной ориентации.
2.Нравственное и духовное воспитание.
Формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, милосердие, достоинство, любовь). Это проекты и программы, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся, тематические встречи с приглашением деятелей культуры, науки, представителей общественных организаций.
3.Воспитание положительного отношения к труду и к творчеству.
Формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получать знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности, формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессии. Организация экскурсий на предприятия. Организация встреч с представителями разных профессий, организация производственных практик для учащихся старшей школы, организация профориентационных мероприятий.
4.Интелектуальное воспитание.
Развитие навыков работы с научной информацией, стимулирование научно- исследовательской деятельности, организация работы с одарёнными детьми (деятельность специализированных кружков, отделений вузов). Организация олимпиад, творческих конкурсов.
5. Здоровьесберегающее воспитание.
Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья( встречи с медицинскими работниками, профилактические беседы, беседы об отрицательном воздействие вредных привычек. Организация деятельности спортивных кружков, клубов и секций, лагерей. Организация санаторного лечения.
6.Социокультурное и медиа культурное воспитание.
Формирование у обучающихся представлений о таких понятиях, как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», развитие опыта противостояния таким явлениям, как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм».
7.Культуротворческое и эстетическое воспитание.
Формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей, формирование условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, театру. Организация творческих конкурсов, литературных гостиных, экскурсий. Посещений музеев.
8. Правовое воспитание и культура безопасности.
Формирование у обучающихся представлений об основных правах и обязанностях, об уважении к правам человека и свободе личности. Это и организация школьного самоуправления. Развитие навыков безопасности в школе, в быту, на отдыхе, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур. Это деятельность клубов и кружков юных инспекторов движения, юных пожарных, спасателей и тд.
9.Воспитание семейных ценностей.
Формирование у обучающихся представлений о семейных ценностях, традициях и культуре семейной жизни. Организация и проведение дней семьи, дней национально-культурных традиций, спортивных мероприятий «Мама, папа, я- спортивная семья» и тд.
10.Формирование коммуникативной культуры.
Формирование у обучающихся дополнительных межличностных и межкультурных коммуникативных навыков, ответственного отношения к слову как к поступку. Это организация деятельности кружка юного филолога, организация всевозможных диспутов, круглых столов с привлечением психологов и филологов.. Программы и проекты на развитие средств массовой информации (школьные газеты, сайты, радио и видеостудии.)
11. Экологическое воспитание.
Формирование бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов. Мероприятия по охране природы, деятельность детских экологических отрядов.
Итак, реализация Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях и её эффективность, как считают разработчики программы, обеспечивается реализацией следующих мероприятий:
- развитие системы дополнительного образования
- взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными организациями
- готовность и активность к социально значимой и полезной деятельности учителей и обучающихся