- Преподавателю
- Классному руководителю
- Разработка классного часа Война глазами очевидцев
Разработка классного часа Война глазами очевидцев
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Новиченко Е.Г. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Классный час
Тема: «Война глазами очевидцев»
Цели:
1. Расширить знания воспитанников о Великой Отечественной войне; дать представление о значении писем времен Великой Отечественной войны; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины.
2. Способствовать формированию у воспитанников представлений о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.
3. Воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны, воспитывать уважение к защитникам Родины.
Оборудование: презентация
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Вступление
История России полна великих побед, закаливших сердца русских, с молоком матери перешедших в подсознание. Но, несомненно, самой значимой победой для нас стало окончание Второй Мировой войны. Четыре долгих года фашисты уничтожали ни в чем не повинных жителей земли Русской. До наших дней болезненным эхом доносятся отголоски тех времен.
Когда я училась в школе, мне дали домашнее задание: написать сочинение о подвиге любого русского человека, защищавшего Родину в те страшные года, будь то орденоносец или рядовой. Задание казалось легким: ведь тогда в каждом дворе жил, если не участник, то очевидец той войны. Каково же было мое удивление, когда ни один пенсионер так и не решился помочь мне. Отвечали одинаково: «Было страшно». И только соседка кратко рассказала, что в годы Великой Отечественной войны еще молоденькой девчушкой сама вызвалась медсестрой. Как тащила она раненного, а тот молил его бросить и все жаловался, что слишком тяжелый, хотя давно и не ел, как следует. Как немцы сбрасывали тела умерших в речку, а вода потом окрашивалась в алый цвет, через несколько дней превращаясь в яд непригодный для питья. Она не плакала, не жаловалась, а говорила так, будто пересказывала старый фильм, который видела давным-давно и уже порядком подзабыла подробности. Тогда мне это показалось странным. Сочинение я, конечно, написала, но удовлетворения не получила. И только спустя годы поняла почему. Так уж устроен человек, что старается выжить в любых условиях, выкарабкаться и потом забыть страшное, начать новую жизнь.
Сегодня на уроке мы познакомимся с документами времен Великой Отечественной войны. Мы попытаемся уловить переживания, которые были у очевидцев тех смертельно опасных событий. Ведь годы проходят, люди умирают, а бумаги помогают нам прикоснуться к прошлому, вернуть воспоминания, мысли тех, кого уже давно нет на белом свете.
III Основная часть
Одно из самых страшных событий всех времен и народов - блокада Ленинграда. Тысячи людей гибли от голода. Вот объявление тех дней (презентация слайд №1)
Как вы считаете, соизмеримы ли по цене перечисленные предметы и те продукты, которые на них надеялись выменять?
Ради кусочка хлеба, ради шанса прожить еще один день люди готовы были отдать все, что когда-то казалось ценным.
Ознакомьтесь с письмом, сохранившимся в частных архивах. Прокомментируйте его ( слайд №2).
А ведь письмо датировано октябрем 1941 года. Как долго еще продолжалась блокада? Как письмо попало к адресату?
Люди гибли тысячами. По словам очевидцев, как только наступили морозы, продукты в городе практически полностью окончились. Дорога жизни не справлялась. Машины тонули в ледяных заторах, обстреливались с воздуха. Было настолько голодно, что некоторые обезумевшие горожане убивали детей и занимались каннибализмом, превращаясь в животных с единственным желанием - выжить любой ценой. А тот паек, который выдавали, зачастую не спасал от смерти: изможденные люди падали в голодные обмороки прямо на улице. Тел был настолько много, что их даже не успевали убирать. Потому выходить было еще страшней.
А вот еще одно воспоминание:
«Хочу написать несколько строчек о нашей квартире. Марьям с дочкой Хасеной умерли в середине января, Аталла умер тоже, дядя Исмаил умер в январе. Абдурахим и Хафискина мать пропали без вести... Муся умер 25 марта 1942 года. Привет от Игоря, отец Игоря умер, остальные пока живы. Коля Васин умер в декабре. Толю я совсем не встречаю, он, наверное, эвакуирован...
Дорогой брат Омяр! Прости меня за то, что я так долго не сообщала тебе о смерти папы, я думала, что это отзовётся и помешает твоим занятиям. Мама тоже не советовала писать. Дорогой братец, нет сил больше писать о домашних обстоятельствах. Если останемся живыми и здоровыми и увидимся, то узнаешь сам подробно... До свидания! Пиши быстрее. Твоя сестра Рашида».
Это последнее (тринадцатое) письмо 16-летней девочки брату. Рашида, пожалев брата, не сообщила ему ещё об одной смерти - 16 февраля 1942 года умерла их мать. Сама Рашида умерла в июле 1942 года...
Нужно ли комментировать строки?
Но были места, из которых не приходили письма. Потому что и выживших практически не осталось. Гетто.
Из воспоминаний малолетних узников - Легкова Раиса Вениаминовна
Гетто - это место, где люди постоянно ждали смерть.
Люди в гетто умирали каждый день. В гетто пробыли примерно до января 1942 г. Однажды бабушка встала в 5 часов утра и увидела, что немцы забивают двери и окна в бараках, чтобы сжечь их вместе с людьми. Бабушка разбудила всех, одела, вывела на улицу, за домом в ров спускалась лестница, и немцы нас не видели, когда мы пошли по рву, потом - на насыпь, за нами пошли другие люди. Немцы увидели, стали стрелять, мы убежали, а те, кто шёл за нами, остались лежать убитыми, и дети не понимали, почему люди не встают.
Гетто - это место, где люди постоянно ждали смерть.
В живых из гетто осталось 18 человек.
Письма - единственная надежда на то, что близкий тебе человек еще жив.
Письма - маленькие треугольники, ради которых военные почтальоны рисковали собственной жизнью. Почему же у них такая форма?
Давайте прикоснемся к письмам тех лет. (Презентация слайды 8, 9 и 10)
11 октября 1943 года накануне форсирования реки Сож в Белоруссии радист Юрий Дагаев набросал несколько строк матери. Пообещал написать ещё, если останется в живых.
На другой день он пошёл в свой последний бой. По воле случая в тот же самый день в новосильском селе Голунь Елена Дагаева пишет письмо Юре, пронизанное материнской тревогой за него, желанием уберечь сына от опасности.
Можно прочитать тысячи писем, но в каждом из них есть сходные строки: жив и здоров, даже если не совсем здоров. Один из бойцов, например, чтобы не обидеть маму пишет, что отдыхает. А ведь сам находится в госпитале после тяжелого ранения. Каждый беспокоится о своих родных. Жалуются, что пишут редко. Да и писать-то особо некогда. Война. Страшная, непредсказуемая война. И ведь нельзя о грустном писать. Только о теплом, чтобы согреть близкого человека, дать ему самое дорогое - надежду на счастливое будущее, даже если сам уже давно потерял веру.
Пожалуй, самое пронзительное послание прошлых лет, было послано из Кронштада. Автор письма не знал, прочитают ли его когда-нибудь. Он очень хотел жить и надеялся, что за него отомстят. Прочитайте письмо №10 и все поймете сами.
Отрезанные противником от берега, бойцы двое суток оборонялись без связи и подкрепления; весь личный состав десанта проявил исключительный героизм и самопожертвование, сражались до последнего патрона, иногда и врукопашную; в плен были взяты лишь те, кто был в бессознательном состоянии. Многие десантники были застигнуты и растерзаны специально обученными немецкими овчарками в береговых камышах...
За памятником увековечены в бронзе слова из предсмертной записки одного из участников десанта: "Живые, пойте о нас".
И все-таки мы победили. С болью, потерями, но страстным желанием жить. Писем о победе не так уж и много. И все-таки они есть. Познакомьтесь с одним из них. Какие чувства оно в вас пробуждает?
IV Подведение итогов.
Проходят годы. С жизненным опытом по-другому начинаешь воспринимать прошлое. Вспоминая ту беседу с соседкой, я думаю, что многое могла еще узнать, многое спросить. Только больше не у кого. Остались лишь письма да обрывки воспоминаний. Тысячи людей погибли ради нашего спасения. Ради того, чтобы призрачные поколения продолжили жить свободно, честно, по-настоящему. Так неужели мы Иваны, не помнящие родства? Неужели мы имеем право забыть о подвиге великого народа? Постарайтесь ответить сердцем.