Разработка классного часа Война глазами очевидцев

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

Тема: «Война глазами очевидцев»

Цели:

1. Расширить знания воспитанников о Великой Отечественной войне; дать представление о значении писем времен Великой Отечественной войны; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины.

2. Способствовать формированию у воспитанников представлений о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.

3. Воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны, воспитывать уважение к защитникам Родины.

Оборудование: презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступление

История России полна великих побед, закаливших сердца русских, с молоком матери перешедших в подсознание. Но, несомненно, самой значимой победой для нас стало окончание Второй Мировой войны. Четыре долгих года фашисты уничтожали ни в чем не повинных жителей земли Русской. До наших дней болезненным эхом доносятся отголоски тех времен.

Когда я училась в школе, мне дали домашнее задание: написать сочинение о подвиге любого русского человека, защищавшего Родину в те страшные года, будь то орденоносец или рядовой. Задание казалось легким: ведь тогда в каждом дворе жил, если не участник, то очевидец той войны. Каково же было мое удивление, когда ни один пенсионер так и не решился помочь мне. Отвечали одинаково: «Было страшно». И только соседка кратко рассказала, что в годы Великой Отечественной войны еще молоденькой девчушкой сама вызвалась медсестрой. Как тащила она раненного, а тот молил его бросить и все жаловался, что слишком тяжелый, хотя давно и не ел, как следует. Как немцы сбрасывали тела умерших в речку, а вода потом окрашивалась в алый цвет, через несколько дней превращаясь в яд непригодный для питья. Она не плакала, не жаловалась, а говорила так, будто пересказывала старый фильм, который видела давным-давно и уже порядком подзабыла подробности. Тогда мне это показалось странным. Сочинение я, конечно, написала, но удовлетворения не получила. И только спустя годы поняла почему. Так уж устроен человек, что старается выжить в любых условиях, выкарабкаться и потом забыть страшное, начать новую жизнь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с документами времен Великой Отечественной войны. Мы попытаемся уловить переживания, которые были у очевидцев тех смертельно опасных событий. Ведь годы проходят, люди умирают, а бумаги помогают нам прикоснуться к прошлому, вернуть воспоминания, мысли тех, кого уже давно нет на белом свете.

III Основная часть

Одно из самых страшных событий всех времен и народов - блокада Ленинграда. Тысячи людей гибли от голода. Вот объявление тех дней (презентация слайд №1)

Как вы считаете, соизмеримы ли по цене перечисленные предметы и те продукты, которые на них надеялись выменять?

Ради кусочка хлеба, ради шанса прожить еще один день люди готовы были отдать все, что когда-то казалось ценным.

Ознакомьтесь с письмом, сохранившимся в частных архивах. Прокомментируйте его ( слайд №2).

А ведь письмо датировано октябрем 1941 года. Как долго еще продолжалась блокада? Как письмо попало к адресату?

Люди гибли тысячами. По словам очевидцев, как только наступили морозы, продукты в городе практически полностью окончились. Дорога жизни не справлялась. Машины тонули в ледяных заторах, обстреливались с воздуха. Было настолько голодно, что некоторые обезумевшие горожане убивали детей и занимались каннибализмом, превращаясь в животных с единственным желанием - выжить любой ценой. А тот паек, который выдавали, зачастую не спасал от смерти: изможденные люди падали в голодные обмороки прямо на улице. Тел был настолько много, что их даже не успевали убирать. Потому выходить было еще страшней.

А вот еще одно воспоминание:

«Хочу написать несколько строчек о нашей квартире. Марьям с дочкой Хасеной умерли в середине января, Аталла умер тоже, дядя Исмаил умер в январе. Абдурахим и Хафискина мать пропали без вести... Муся умер 25 марта 1942 года. Привет от Игоря, отец Игоря умер, остальные пока живы. Коля Васин умер в декабре. Толю я совсем не встречаю, он, наверное, эвакуирован...

Дорогой брат Омяр! Прости меня за то, что я так долго не сообщала тебе о смерти папы, я думала, что это отзовётся и помешает твоим занятиям. Мама тоже не советовала писать. Дорогой братец, нет сил больше писать о домашних обстоятельствах. Если останемся живыми и здоровыми и увидимся, то узнаешь сам подробно... До свидания! Пиши быстрее. Твоя сестра Рашида».


Это последнее (тринадцатое) письмо 16-летней девочки брату. Рашида, пожалев брата, не сообщила ему ещё об одной смерти - 16 февраля 1942 года умерла их мать. Сама Рашида умерла в июле 1942 года...

Нужно ли комментировать строки?

Но были места, из которых не приходили письма. Потому что и выживших практически не осталось. Гетто.

Из воспоминаний малолетних узников - Легкова Раиса Вениаминовна

Гетто - это место, где люди постоянно ждали смерть.

Люди в гетто умирали каждый день. В гетто пробыли примерно до января 1942 г. Однажды бабушка встала в 5 часов утра и увидела, что немцы забивают двери и окна в бараках, чтобы сжечь их вместе с людьми. Бабушка разбудила всех, одела, вывела на улицу, за домом в ров спускалась лестница, и немцы нас не видели, когда мы пошли по рву, потом - на насыпь, за нами пошли другие люди. Немцы увидели, стали стрелять, мы убежали, а те, кто шёл за нами, остались лежать убитыми, и дети не понимали, почему люди не встают.
Гетто - это место, где люди постоянно ждали смерть.
В живых из гетто осталось 18 человек.

Письма - единственная надежда на то, что близкий тебе человек еще жив.

Письма - маленькие треугольники, ради которых военные почтальоны рисковали собственной жизнью. Почему же у них такая форма?

Давайте прикоснемся к письмам тех лет. (Презентация слайды 8, 9 и 10)

11 октября 1943 года накануне форсирования реки Сож в Белоруссии радист Юрий Дагаев набросал несколько строк матери. Пообещал написать ещё, если останется в живых.

На другой день он пошёл в свой последний бой. По воле случая в тот же самый день в новосильском селе Голунь Елена Дагаева пишет письмо Юре, пронизанное материнской тревогой за него, желанием уберечь сына от опасности.

Можно прочитать тысячи писем, но в каждом из них есть сходные строки: жив и здоров, даже если не совсем здоров. Один из бойцов, например, чтобы не обидеть маму пишет, что отдыхает. А ведь сам находится в госпитале после тяжелого ранения. Каждый беспокоится о своих родных. Жалуются, что пишут редко. Да и писать-то особо некогда. Война. Страшная, непредсказуемая война. И ведь нельзя о грустном писать. Только о теплом, чтобы согреть близкого человека, дать ему самое дорогое - надежду на счастливое будущее, даже если сам уже давно потерял веру.

Пожалуй, самое пронзительное послание прошлых лет, было послано из Кронштада. Автор письма не знал, прочитают ли его когда-нибудь. Он очень хотел жить и надеялся, что за него отомстят. Прочитайте письмо №10 и все поймете сами.

Отрезанные противником от берега, бойцы двое суток оборонялись без связи и подкрепления; весь личный состав десанта проявил исключительный героизм и самопожертвование, сражались до последнего патрона, иногда и врукопашную; в плен были взяты лишь те, кто был в бессознательном состоянии. Многие десантники были застигнуты и растерзаны специально обученными немецкими овчарками в береговых камышах...

За памятником увековечены в бронзе слова из предсмертной записки одного из участников десанта: "Живые, пойте о нас".

И все-таки мы победили. С болью, потерями, но страстным желанием жить. Писем о победе не так уж и много. И все-таки они есть. Познакомьтесь с одним из них. Какие чувства оно в вас пробуждает?

IV Подведение итогов.

Проходят годы. С жизненным опытом по-другому начинаешь воспринимать прошлое. Вспоминая ту беседу с соседкой, я думаю, что многое могла еще узнать, многое спросить. Только больше не у кого. Остались лишь письма да обрывки воспоминаний. Тысячи людей погибли ради нашего спасения. Ради того, чтобы призрачные поколения продолжили жить свободно, честно, по-настоящему. Так неужели мы Иваны, не помнящие родства? Неужели мы имеем право забыть о подвиге великого народа? Постарайтесь ответить сердцем.Разработка классного часа Война глазами очевидцевРазработка классного часа Война глазами очевидцевРазработка классного часа Война глазами очевидцевРазработка классного часа Война глазами очевидцевРазработка классного часа Война глазами очевидцев

© 2010-2022