Классный час Роль личности в истории, 10 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час: «Роль личности в истории», 10 кл.

Людей неинтересных в мире нет…

Евтушенко

Цели: 1.дать знания о исторически сложившихся христианских подвигах

русских людей «не щадя живота своего»;

2.рассмотреть роль личности в истории;

3.воспитание патриотизма и способность совершить подвиг в

повседневной жизни.

Оборудование: портреты исторических деятелей.

Ход урока

1 Организационный момент

2 Основная часть:

Вступление (стр 1-2 в сообщении) - 2-3минуты.

Анкета

Предлагаю сейчас ответить всего на 2 вопроса анкеты (раздаю листы с вопросами- с одной стороны «Что такое подвиг»; с другой- «Способен ли я совершить подвиг». Какое состояние души нужно для совершения подвига?) - 2минуты.

Собрать анкеты и 2 ученика на доске выписывают ответы, а в это время

Словарная работа:

-Скажите, что Вы понимаете под словами «патриот» и «гражданин

(опрос учащихся).

Выводы:

В словаре Сергея Ивановича Ожегова записано: «патриот - человек одушевлённый патриотизмом»; «патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам» и подвигам во имя интересов своей Родины»;

«Гражданин - 1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности . Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина»

2. Взрослый человек, мужчина, а также вежливая форма обращения к нему.

(Определения вывесить на доску.)

Новый материал

Название темы, целей урока.

-Сегодня будем говорить о людях, живших в далёкие времена и сравним, что изменилось в современном человеке и способен ли он совершить подвиг?

-Я утверждаю, что у любого человека есть стремление служить на общее благо государства и народа, что каждый человек способен на беззаветное мужество, необходимое для этого служения.

-Совестливость есть во всех людях, значит каждый способен совершить подвиг.

- Давайте разберёмся, что такое подвиг по - вашему мнению.

Зачитываем анкеты и делаем выводы

С теоретической точки зрения : « Подвиг - героический, самоотверженный поступок (воинский, трудовой, во славу Родины).»

«Герой - выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги» - это всё по Ожегову.

-КАК ЖЕ ВЫРАСТИ ЧЕЛОВЕКОМ, СПОСОБНЫМ НА ПОДВИГ?

В природе существует несколько видов подвига (семейный, родительский, профессиональный, гражданский, военный ).

Сегодня остановимся более подробно на подвигах гражданском и военном:

Антонин (Капустин Андрей Иванович) и Хрущёв Никита Сергеевич.

Деникин Антон Иванович и Власов Андрей Андреевич

В данных примерам мы рассмотрели поступки этих людей с позиции гражданского подвига и увидели, что А.И. Деникин несмотря на поражение в гражданской войне, совершил гражданский подвиг. Он смог пересмотреть свои взгляды в соответствии с тем временем, в котором жил. Его пример показывает, что можно оставаться честным человеком, способным совершить подвиг в то время, в которое ты живёшь.

Деникин жил в эмиграции, но в годы Великой Отечественной войны он не пошёл воевать против России, против русских.

А.А. Власов был военачальником в начале Великой Отечественной войны, но о его поступке не хочется сегодня говорить. Как вы думаете, почему?

Деникин и Власов жили в одно время, но поступали так, как подсказывала им их совесть, чувства к Родине, к людям.

Ушаков Ф.Ф., Суворов А.В., Жуков Г.К. (несколько моментов из биографии)

Яркие личности, показавшие пример военного долга перед Родиной.

Заключение

Из приведённого списка исторических деятелей можем сделать вывод о том, что одни Герои, и их много, а другие - антигерои, их мало, но они к сожалению, есть.

Можно привести массу примеров, но у нас другая задача. Мы увидели, что люди, творившие историю не застрахованы от ошибок. Люди учатся на ошибках, народы - на трагедиях, поколения - на историческом опыте своих предшественников.

Вновь возникает ключевой вопрос урока:

КАК УЗНАТЬ, СПОСОБЕН Я СОВЕРШИТЬ ПОДВИГ ИЛИ НЕТ?

(опрос учащихся)

-Способен ли современный человек совершить подвиг?

-Какие душевные качества способствуют совершению подвига?

ВЫВОД УРОКА:

1. жертвенность (лучший кусок отдать другому);

2. милость (пожалеть и отдать, хотя бы руку протянуть; не смеяться друг над

другом в классе);

3. смелость (брать на себя решение вопроса);

4. мужество (реальное видение своих возможностей, не принижая их, кто, как

не я?).

Поэт Евгений Евтушенко в своём стихотворении сказал: «Людей неинтересных в мире нет…».

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

Думаю, что вы со мной согласны.





Приложение

Стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…», написанное в 1961 году, посвящено Сергею Николаевичу Преображенскому (1908-1979), известному в советские годы журналисту, публицисту, автору исследования романа Фадеева «Черная металлургия». Кроме того, он занимал должность ответственного редактора в знаменитом литературно-художественном журнале «Юность». В своих воспоминаниях Евтушенко отмечал, что Преображенский благоговейно любил стихи. Именно за счет его стараний в печать вышла знаменитая поэма Евгения Александровича «Братская ГЭС» (1965).

«Людей неинтересных в мире нет…» - образец философской лирики Евтушенко. В нем поэт рассуждает на вечные темы: жизнь и смерть, смысл пребывания человека на земле. В произведении провозглашается факт неповторимости каждого представителя рода людского, даже самого обычного, невзрачного, ничем не выделяющегося из толпы, не обладающего какими-то выдающимися способностями. Человеческие судьбы сравнимы по загадочности с историями дальних планет. Евтушенко утверждает, что у всех есть тайный личный мир, наполненный лучшими мгновениями и страшными часами. Никто не способен узнать нас так хорошо, как мы сами себя знаем. Лирический герой произведения восхищен многогранностью, необъятностью личности каждого человека. Умирает индивидуум, а вместе с ним умирает его первый снег, первый поцелуй, первый бой. И ничего с этой несправедливостью нельзя поделать. Уходят люди, забирая с собой свои тайные миры, которые никогда не возродить. От такой невозвратности лирическому герою хочется кричать. Конечно, от людей творческих остаются книги и холсты, от рабочих - машины и мосты. Что-то остается, но что-то обязательно и навсегда покидает землю. Из этого Евтушенко выводит вечный закон существования, безжалостный и непреложный, - «не люди умирают, а миры».

Основные средства художественной выразительности в стихотворении - риторические вопросы и восклицания, многоточия, лексические повторы. При помощи них Евгений Александрович заостряет внимание читателей на наиболее важных мыслях. Например:
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Стихотворение написано простым языком - в нем нет мудреных слов, сложносочиненных метафор. Лирика Евтушенко способна проникнуть в сердце практически любого человека, недаром у нее в свое время были миллионы поклонников, да и сейчас она не потеряла актуальности.

Источник: pishi-stihi.ru/lyudej-neinteresnyh-v-mire-net-evtushenko.html

5

© 2010-2022