- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Роль личности в истории, 10 класс
Классный час Роль личности в истории, 10 класс
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аникина И.В. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час: «Роль личности в истории», 10 кл.
Людей неинтересных в мире нет…
Евтушенко
Цели: 1.дать знания о исторически сложившихся христианских подвигах
русских людей «не щадя живота своего»;
2.рассмотреть роль личности в истории;
3.воспитание патриотизма и способность совершить подвиг в
повседневной жизни.
Оборудование: портреты исторических деятелей.
Ход урока
1 Организационный момент
2 Основная часть:
Вступление (стр 1-2 в сообщении) - 2-3минуты.
Анкета
Предлагаю сейчас ответить всего на 2 вопроса анкеты (раздаю листы с вопросами- с одной стороны «Что такое подвиг»; с другой- «Способен ли я совершить подвиг». Какое состояние души нужно для совершения подвига?) - 2минуты.
Собрать анкеты и 2 ученика на доске выписывают ответы, а в это время
Словарная работа:
-Скажите, что Вы понимаете под словами «патриот» и «гражданин?»
(опрос учащихся).
Выводы:
В словаре Сергея Ивановича Ожегова записано: «патриот - человек одушевлённый патриотизмом»; «патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам» и подвигам во имя интересов своей Родины»;
«Гражданин - 1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности . Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина»
2. Взрослый человек, мужчина, а также вежливая форма обращения к нему.
(Определения вывесить на доску.)
Новый материал
Название темы, целей урока.
-Сегодня будем говорить о людях, живших в далёкие времена и сравним, что изменилось в современном человеке и способен ли он совершить подвиг?
-Я утверждаю, что у любого человека есть стремление служить на общее благо государства и народа, что каждый человек способен на беззаветное мужество, необходимое для этого служения.
-Совестливость есть во всех людях, значит каждый способен совершить подвиг.
- Давайте разберёмся, что такое подвиг по - вашему мнению.
Зачитываем анкеты и делаем выводы
С теоретической точки зрения : « Подвиг - героический, самоотверженный поступок (воинский, трудовой, во славу Родины).»
«Герой - выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги» - это всё по Ожегову.
-КАК ЖЕ ВЫРАСТИ ЧЕЛОВЕКОМ, СПОСОБНЫМ НА ПОДВИГ?
В природе существует несколько видов подвига (семейный, родительский, профессиональный, гражданский, военный ).
Сегодня остановимся более подробно на подвигах гражданском и военном:
Антонин (Капустин Андрей Иванович) и Хрущёв Никита Сергеевич.
Деникин Антон Иванович и Власов Андрей Андреевич
В данных примерам мы рассмотрели поступки этих людей с позиции гражданского подвига и увидели, что А.И. Деникин несмотря на поражение в гражданской войне, совершил гражданский подвиг. Он смог пересмотреть свои взгляды в соответствии с тем временем, в котором жил. Его пример показывает, что можно оставаться честным человеком, способным совершить подвиг в то время, в которое ты живёшь.
Деникин жил в эмиграции, но в годы Великой Отечественной войны он не пошёл воевать против России, против русских.
А.А. Власов был военачальником в начале Великой Отечественной войны, но о его поступке не хочется сегодня говорить. Как вы думаете, почему?
Деникин и Власов жили в одно время, но поступали так, как подсказывала им их совесть, чувства к Родине, к людям.
Ушаков Ф.Ф., Суворов А.В., Жуков Г.К. (несколько моментов из биографии)
Яркие личности, показавшие пример военного долга перед Родиной.
Заключение
Из приведённого списка исторических деятелей можем сделать вывод о том, что одни Герои, и их много, а другие - антигерои, их мало, но они к сожалению, есть.
Можно привести массу примеров, но у нас другая задача. Мы увидели, что люди, творившие историю не застрахованы от ошибок. Люди учатся на ошибках, народы - на трагедиях, поколения - на историческом опыте своих предшественников.
Вновь возникает ключевой вопрос урока:
КАК УЗНАТЬ, СПОСОБЕН Я СОВЕРШИТЬ ПОДВИГ ИЛИ НЕТ?
(опрос учащихся)
-Способен ли современный человек совершить подвиг?
-Какие душевные качества способствуют совершению подвига?
ВЫВОД УРОКА:
1. жертвенность (лучший кусок отдать другому);
2. милость (пожалеть и отдать, хотя бы руку протянуть; не смеяться друг над
другом в классе);
3. смелость (брать на себя решение вопроса);
4. мужество (реальное видение своих возможностей, не принижая их, кто, как
не я?).
Поэт Евгений Евтушенко в своём стихотворении сказал: «Людей неинтересных в мире нет…».
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
Думаю, что вы со мной согласны.
Приложение
Стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…», написанное в 1961 году, посвящено Сергею Николаевичу Преображенскому (1908-1979), известному в советские годы журналисту, публицисту, автору исследования романа Фадеева «Черная металлургия». Кроме того, он занимал должность ответственного редактора в знаменитом литературно-художественном журнале «Юность». В своих воспоминаниях Евтушенко отмечал, что Преображенский благоговейно любил стихи. Именно за счет его стараний в печать вышла знаменитая поэма Евгения Александровича «Братская ГЭС» (1965).
«Людей неинтересных в мире нет…» - образец философской лирики Евтушенко. В нем поэт рассуждает на вечные темы: жизнь и смерть, смысл пребывания человека на земле. В произведении провозглашается факт неповторимости каждого представителя рода людского, даже самого обычного, невзрачного, ничем не выделяющегося из толпы, не обладающего какими-то выдающимися способностями. Человеческие судьбы сравнимы по загадочности с историями дальних планет. Евтушенко утверждает, что у всех есть тайный личный мир, наполненный лучшими мгновениями и страшными часами. Никто не способен узнать нас так хорошо, как мы сами себя знаем. Лирический герой произведения восхищен многогранностью, необъятностью личности каждого человека. Умирает индивидуум, а вместе с ним умирает его первый снег, первый поцелуй, первый бой. И ничего с этой несправедливостью нельзя поделать. Уходят люди, забирая с собой свои тайные миры, которые никогда не возродить. От такой невозвратности лирическому герою хочется кричать. Конечно, от людей творческих остаются книги и холсты, от рабочих - машины и мосты. Что-то остается, но что-то обязательно и навсегда покидает землю. Из этого Евтушенко выводит вечный закон существования, безжалостный и непреложный, - «не люди умирают, а миры».
Основные средства художественной выразительности в стихотворении - риторические вопросы и восклицания, многоточия, лексические повторы. При помощи них Евгений Александрович заостряет внимание читателей на наиболее важных мыслях. Например:
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Стихотворение написано простым языком - в нем нет мудреных слов, сложносочиненных метафор. Лирика Евтушенко способна проникнуть в сердце практически любого человека, недаром у нее в свое время были миллионы поклонников, да и сейчас она не потеряла актуальности.
Источник: pishi-stihi.ru/lyudej-neinteresnyh-v-mire-net-evtushenko.html
5