- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час по теме
Классный час по теме
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горожанкина Е.В. |
Дата | 22.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема нашего классного часа сегодня: «Крепка семья - крепка Россия»
Цели: - Обобщение знаний обучающихся о семье, её традициях.
- Развитее и коррекция памяти, внимания, логического мышления на основе игровых конкурсных программ.
- Развитие и коррекция речи посредством высказываний на поставленные вопросы.
- Воспитание уважения, любви к семье, к родителям, любознательности узнать о семье ещё больше.
Оборудование: древо жизни, карточки с пословицами.
Ход занятия:
-
Организационный момент.
2. Введение в тему: А эпиграфом будут слова:
Семья - это святое слово,
и обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила,
Наши заветные слова!
Песня « Под крышей дома своего» Ю.Антонова. (ролик)
Потом я опять говорю:
-Дорогие ребята! Этот классный час посвящён Родине, дому и семье.
Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в нём жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в этой стране мы родились, говорим на родном языке, и всё здесь для нас родное.
А матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку: пока мы маленькие, как мать она защищает нас от врагов.
Ребята, посмотрите на это дерево жизни, это особое дерево: вместо листьев у него лица. Лица тех людей, которые жили и трудились на этой благодатной земле, растили детей, создавали домашний уют. И тех людей, которые сегодня живут, продолжая свой род.
Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть своё «Я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь идёт не так.
Не может быть глубокой и искренней любви в той семье, где правит эгоизм и самолюбие.
Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Их жизнь должна быть примером для детей.
3. Конкурсная программа, в которой вы будете сегодня принимать участие, напомнит вам о детстве, о ваших родителях, вашем доме, где вы выросли и живете сейчас, о ваших корнях.
Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. Тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки.
В них говорится о семье. Сейчас я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать её до конца.
Конкурс пословиц и поговорок: (посмотрите на слайд, прочитайте их, а потом дайте правильный ответ)
-
В гостях хорошо, а… ( дома лучше).
-
Не красна изба углами, а …(красна пирогами).
-
Хозяюшка в дому, что… (оладушки в меду).
-
Каково на дому, … (таково и самому).
-
Дом вести …( не бородой трясти).
-
Не нужен клад, ….(когда в доме лад).
Сто лет назад население Росси быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло не по дням, а по часам, причём большими темпами, чем в других странах. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могла быть 10, 20 и более человек.
Представьте себе на селе в начале 20 века, дедушки, бабушки, внуки, правнуки - все вместе и все друг другу помогают. Такой дом был настоящей крепостью и твердыней: за малышами ухаживали сёстры, а старшие братья защищали младших от соседних забияк. Жили весело. Уважали старость, молодость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу.
Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками - кровью: бабушки, дедушки, дяди и тёти... Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силён, который предков чтит.
Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни.
Конкурс вопросов «Знаете ли вы?» (Постарайтесь ответить)
Попробуйте ответить на такие вопросы:
-
Кто-то из ваших родственников живёт далеко-далеко. Знаете ли вы кем они вам приходятся и как их зовут? Пишите ли вы им письма, шлёте ли поздравления?
-
Традиционно новая семья берёт фамилию мужа. Чью фамилию носите вы: мамину или папину? Какую девичью фамилию носила ваша мама?
-
Знаете ли вы, откуда родом ваши родители? А бабушка с дедушкой?
-
Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? В честь кого вас назвали?
-
Вспомните случай, когда вы сумели помочь кому-то из близких и этим доставили ему и себе радость.
Стихотворение (Маслов Дима)
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи
В семейном кругу мы жизнь создаём
Основа основ - родительский дом.
Песня «Родительский дом» Л.Лещенко. (ролик)
Семья - это, прежде всего внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и семья есть.
А когда родилась её величество семья? Оказывается давно.
Стихотворение: (читаем Я и Илюхов Сергей)
Когда-то о ней о ней не слыхала земля, но…
Еве сказал перед свадьбой Адам:
« Сейчас я тебе семь вопросов задам.
-
Кто деток родит мне, богиня моя?
-
И Ева тихо ответила «Я».
-
Кто их воспитает, царица моя?
-
И Ева снова ответила «Я».
-
Кто пищу сготовит, о радость моя?
-
И Ева снова ответила «Я».
-
Кто платье сошьёт? Постирает бельё? Меня приголубит? Украсит жильё?»
«Я, я - снова вторила Ева, - я, я.»
С этой поры и родилась семья!
Конкурс «Семейная азбука» (А теперь,ребята, ответьте на следующие вопросы)
-
Что означает слово «фамилия»? (семья)
-
Назовите даты дней рождений всех членов вашей семьи.
-
Как называют детей, родившись в один день? (близнецы, двойняшки)
-
Назовите одним понятием слова: «мама», «папа», «дедушка», «бабушка», «дети». (Семья)
-
Назовите по-другому у мамы маму, сестру мамы, сына тёти. (бабушка, тётя, двоюродный брат)
-
Про кого говорят «Седьмая вода на киселе». (Дальние родственники)
-
Назовите маму и папу, одним словом. (Родители)
-
Перечислите основные (обязанности) качества дружной семьи.
-
Кого называют предками, а кого потомками.
Семья - это священный союз людей, поэтому все святые отцы благословляли семейных людей и говорили о том, что у семьи есть небесные, святые покровители.
В первую очередь - это святые Петр и Феврония, ставшие в нашей культуре олицетворением супружеской любви и верности. (ролик).
Муромские чудотворцы Петр и Феврония, память которых чтят 8 июля, издавна считаются покровителями семейного благополучия.
Согласно Житию святых, князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. За несколько лет до княжения он заболел проказой, и во сне ему было открыто, что излечить его сможет только дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же умела лечить недуги с помощью трав. Она исцелила князя, но тот не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.
Унаследовав княжение, Петр вынужден был отказаться от власти, когда узнал, что бояре хотят разлучить его с любимой женой. Петр и Феврония удалились вместе в изгнание. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре, опомнившись, решили звать князя Петра обратно.
После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Они завещали похоронить себя вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час - 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года. Вопреки воле усопших, их тела были положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе. Через три века Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
Отсюда снова говорю после ролика:
8июля у православных верующих принято молиться Петру и Февронии, которые считаются покровителями семейного благополучия. В своих молитвах молодые люди просят Бога об искренней любви, а люди постарше о семейном согласии.
Конкурс «Мозговой штурм» (а теперь ответьте на вопросы)
-
Отца гражданина зовут Николай Петрович, а внука его Алексей Владимирович. Как зовут сына? (Владимир Николаевич)
-
В России есть два города: Одесса - мама, а кто папа? (Ростов)
-
Сидит на дороге ребёнок и плачет: «Если у меня отец, есть и мать, да только я им не сын» Жалко малютку! Но может ли такое быть? (Это дочь)
-
Сколько у матери детей, если ей пришлось купить восемь рукавичек? (четверо)
5.Одна бабушка, две мамы, две дочки, одна внучка. Сколько людей? (трое)
Оказывается история идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии и если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды - это дети.
Существует такая заповедь - наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.
Я хочу, чтобы эти слова заставили вас задуматься о своей семье, о своих родителях.
Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это и будет примером нравственного долга.
Стихотворение: (Щвец Сергей)
На Руси это издавна чтимо,
То, что в нашей, наверное, крови:
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаниях, в скитаниях, в любви.
Чтоб, его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Все же заповедь вспоминалась.
Мы не просто вдвоем, мы - семья. (Т. Кузовлева)
Конкурс «Родственные связи» (попробуйте ответить на вопросы)
Задание - назвать, кто это:
- Тесть (отец жены)
- Тёща (мать жены)
- Свёкор (отец мужа)
- Зять (муж дочери)
- Невестка, сноха (жена сына)
- Шурин (брат жены)
- Деверь (брат мужа)
- Свояченица (сестра жены)
- Золовка (сестра мужа).
Традициями, укладом, обычаями, атмосферой, которые передаются из поколения в поколение, гордится семья. Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда я ? Откуда мои корни?
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка - Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье? А теперь ребята расскажут нам о своих родственниках,
воевавших в годы Великой Отечественной войны.
Учащиеся рассказывают о своих близких.
-
Романов Никита (о своих прадедушках)
-
Мелкумов Левон (о своем прадедушке).
Главное в доме - атмосфера, его особый уклад отношений, умение помогать друг другу, утешать и радоваться.
4. Подведение итогов. Тест «Незаконченное предложение»
А сейчас мы подведем итоги нашего общения. Постарайтесь сделать одно чудо своими руками и сказать друг другу это «нужное слово здесь и теперь», закончив фразу.
-
Семья - это…
-
Мои родители - это…
-
Радость в моей семье - это…
-
Горе в моей семье - это…
-
В дали от родного дома я буду вспоминать…
-
Из традиции моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…
-
Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это…
Похвалить активных ребят
5. «Рецепт семейного счастья»
В завершении я хочу вам дать, ребята, одно напутствие, один совет от педагога и психолога Ирины Беляевой:
«Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё очень хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».
Спасибо за внимание, за работу, спасибо всем, молодцы!!!
Список использованной литературы:
1. Алоева М.А. «Классные часы в 7-9-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.
2. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания», Москва «ВАКО» 2005г.
3. Диденко Т.И. «Сборник классных часов и родительских собраний», Ростов-на-Дону «Феникс», 2003г.
4. Лунина Е.И., Шепурева Н.С. «Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.
5. Шин С.А. «Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин для учащихся 9-х классов, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002г.