Доклад Здоровье обучающихся сегодня и завтра

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Чибышева Светлана Юрьевна

Учитель начальных классов

МОУ «Слободчиковская ООШ»

Усть - Ишимского муниципального района

тел. 8-381-50-2-47-94

Здоровье обучающихся сегодня и завтра.

В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами».

Золотник - это примерно вес одной двухкопеечной монеты, а пуд - шестнадцать килограммов. Это значит, стать здоровым можно постепенно, а потерять здоровье можно сразу.

Здоровье - одна из главных ценностей жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь знания о гигиене и здоровом образе жизни. Что является главным для человека, ценным - богатство или слова? Один из древнейших философов ответил на этот вопрос так: «Ни богатство, ни слова не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля».

Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 - 40% хронические заболевания. Институт возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают множество факторов, причём эти факторы можно разделить на две группы:

а) внешние факторы:

- экология;

- семья и микроклимат в ней;

- круг общения, вредные привычки;

- питание;

- образ жизни.

б) внутренние факторы:

- организация учебного процесса;

- организация и реализация воспитательного процесса;

- двигательный режим в урочное и неурочное время;

- создание условий психологического комфорта;

- организация медицинского обслуживания;

- организация питания;

- соблюдение санитарно - гигиенических норм.

Понятие - здоровье неоднозначно практикуется в научной литературе. Я придерживаюсь такого определения: «Здоровье - это физическое, психическое, и социальное благополучие, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Такой подход к здоровью детей позволяет рассматривать не только психолого - педагогические, медицинские, но и социальные аспекты сохранения и воспроизведения здоровья. Опыт работы в школе позволяет мне выделить две группы риска по здоровью в современных условиях.

Первая группа - дети из неполных семей с низкими доходами, где родители вынуждены много работать или имеют вредные привычки. Эта группа родителей мало или совсем не уделяет внимания своим детям.

Вторая группа - дети из так называемых «новых русских», где родители много работают, уделяя детям, минимум внимания, а чаще родителей заменяют бабушки, дедушки, няни.

Показатель, что по статистике именно дети из этих двух категорий чаще всего приобретают вредные привычки, невротические и психологические заболевания, плохо адаптируются в школе.

При планировании с родителями и обучающимися я опираюсь на наиболее значимые моменты здоровья:

- режимные моменты и правильное питание;

- массаж рук, как метод простой эффективной коррекции психических функций - памяти, внимания, речи;

- создание положительного психологического климата в классе, семье;

- физические нагрузки.

Как научить детей беречь свое здоровье? Одно из наилучших средств, на мой взгляд, - пропаганда здорового образа жизни. На родительских собраниях, классных часах лозунгом работы является призыв: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!». Мы, учителя должны помочь родителям более серьезно относиться к здоровью своих детей, а родители должны научить своих чад воспринимать жизнь и здоровье, как величайшую ценность. Эта необычайно сложная задача не имеет однозначного решения. Она включает в себя формирование у детей основ физиологической, психологической и интеллектуальных культур. Родители должны умело использовать эти основы при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными для здоровья делами. Я считаю, что каждый классный руководитель должен стать помощником и хорошим, полезным советчиком для родителей, создать атмосферу взаимопонимания и доверия, желая помочь, оказать посильную помощь родителям, приобрести опыт в воспитании ребёнка. При планировании встреч с родителями стремлюсь, чтобы, уходя с родительских собраний, школьных вечеров и просто встреч, родители не только уносили искорку надежды, но и повод к раздумью. Родители моих детей имеют представления о тех знаниях и умениях, которые дети получают на уроках и внеклассных мероприятиях. Спланированная работа в школе и дома принесет желаемый результат - поможет сохранить и укрепить здоровье наших детей.

В нашей школе стало уже традицией проведение таких спортивных мероприятий: «В лес за здоровьем», «День бегуна», «Лыжня зовет», «Зарница». Целью этих мероприятий является - пропаганда здорового образа жизни, сплочение коллектива. Ведь спорт - это залог трудовых побед, хорошего настроения и отличного здоровья, а также это стартовая площадка в страну здоровья. Движение - потребность детского организма. Недостаток движения приводит к ряду заболеваний. Приход ребенка в школу почти вдвое сокращает двигательную активность. Уроки физкультуры в школе не компенсируют этот недостаток, а родители с детьми играют все меньше и меньше, чем с дошколятами. Мы учителя, должны убедить детей в систематических занятиях физическими упражнениями не только в школе, но и дома. Это поможет детям воспитать трудолюбие, быть здоровыми, отрицательно относиться к вредным привычкам. Чтобы добиться этой цели, работу начинаю со своими первоклашками с самого первого урока. Провожу беседу. Говорю о том, зачем нужна физкультура, чем надо заниматься, чтобы быть здоровыми, сильными, смелыми. При рассмотрении сюжетных картинок, дети называют чем надо заниматься: зарядкой, бегать, прыгать, играть с мячом, кататься на санках, лыжах, ходить в походы. Учитывая анатомо - физиологические и психологические особенности первоклассников, основываясь на естественное влечение детей к подражанию животных, к игре часто выполняем такие упражнения: на дыхание - «А - у - у - у!» «Заблудился», «часики» (наклон влево - тик, вправо - так), «Пружинка» (полуприседания), «Воробышки» (прыжки на носочках, размахивание руками - «крылышками»). Разрешаю кукарекать, чирикать, мяукать. Детям такие упражнения нравятся. В этом учебном году провожу небольшую зарядку перед началом первого урока. Дети получают заряд бодрости. Сначала им надо было напоминать о зарядке, а сейчас они без напоминания выполняют упражнения.

Мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружиться голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? По результатам исследований российских психологов, в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2 - 2,5 часов, а ведь к этому нужно добавить уроки в школе.

Особенность школьного обучения состоит в том, что дети должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети зачастую становятся злыми и агрессивными. У них возникают проблемы со здоровьем (болит голова, живот) - но и появляются трудности в учении. В первую очередь эта проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на хорошем уровне и предупреждать преждевременное утомление. На многих уроках, а особенно на уроках русского языка, математики, обучающимся приходиться много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статистическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить.

Для того, чтобы помочь детям сохранить психологическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые помогают размять тело, расслабиться, прислушаться к себе, а самое главное принести пользу своему здоровью. Я ежедневно на своих уроках для снятия утомления, восстановления работоспособности провожу физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления кистей, глаз, улучшения слуха, развития речи. С обучением должны быть связаны не только трудности, но и радости. Этого можно достичь с помощью интересных заданий, веселых и шуточных строк, которые, например, помогают провести полезную и нужную физкультминутку.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела.

У реки остановилась.

Над водою закружилась.

Уроки письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклашек устают, ведь письмо для них сложный процесс. Для этого мы проводим такой массаж пальцев:

Без пальто гулял глупышка,

И замерз он как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть.

Для глаз проводим следующие упражнения - «Филин», «Веселые рожицы», «Мой нос - карандаш». Умение поддерживать состояние активности обучающихся - важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта используемых учителем. Во избежание усталости на уроках меняю виды учебной деятельности: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, интеллектуальные разминки. Не менее важным является эмоциональный климат урока. Улыбка, искренний смех, шутка ученика и учителя на уроке мощный противовес подкрадывающемуся состоянию утомления.

Задача школы - «не дотянуть» детей до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ними не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить к самостоятельной жизни. Сохранению и укреплению здоровья обучающихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания их в нашей школе.

  1. Систематический анализ здоровья детей.

  2. Учет санитарно - гигиенических требований при составлении расписаний учебной и внеурочной работы.

  3. Проведение физкультминуток.

  4. Хорошая организация горячего питания, витаминизация блюд.

  5. Организация проведения спортивных мероприятий, посещение кружка «Энергия».

  6. Применение здоровьесберегающих технологий, дозировка домашнего задания.

Таблица 1

Диагностика состояния здоровья на начало и конец ученого года.

Ф.И. ребенка

вес

рост

зрение

окружность грудной клетки

сентябрь

март

сентябрь

март

сентябрь

март

сентябрь

март

Гольцова Наташа

23

24

119

123

1,0

1,0

1,0

1,0

59

60

Макачев Артем

24

28

130

132

1,0

1,0

1,0

1,0

58

61

Невзгодова Оля

21

22

118

123

1,0

1,0

1,0

1,0

53

55

Некрасов Максим

21

22

112

115

1,0

1,0

1,0

1,0

55

56

Якушев Тимур

22

25

120

125

1,0

1,0

1,0

1,0

60

62

Невзгодов Костя

34

37

139

142

1,0

1,0

1,0

1,0

69

71

По данным таблицы можно сделать вывод, что из 6 детей обучающихся в моем классе 100 % имеют среднее физическое развитие. Дети развиваются гармонично, полноценно. Прибавка по всем медицинским показателям соответствует норме. Я считаю, что этому способствует вышеуказанные моменты в организации учебной и внеурочной деятельности младших школьников.

Таким образом, традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование не менее важная задача - сохранить и укрепить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и нас - педагогов.


© 2010-2022