- Преподавателю
- Классному руководителю
- КАК УЛУЧШИТЬ КОНТАКТ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И РОДИТЕЛЕМ
КАК УЛУЧШИТЬ КОНТАКТ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И РОДИТЕЛЕМ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Анисимова С.А. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КАК УЛУЧШИТЬ КОНТАКТ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И РОДИТЕЛЕМ
«Воспитание детей надо начинать именно с родителей».
В.А. Сухомлинский
_________________________
Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества. В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка - его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания». Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.
_____________________________________________________________-
Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей. Поэтому очень важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.
Каждому учителю, особенно классному руководителю, очень важно установить качественную связь с родителями. Причем желательно, чтобы эта связь была двухсторонней.
Одной из главных задач современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школа является критически важным элементом в этом процессе, но не основным. Без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Мне, как классному руководителю следует помнить, что я призвана вместе с родителями обучающихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
____________________________________________________________________
· обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
· доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
· позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
___________________________________________________________________
В практике нашей школы содержание работы школы с семьей включает пять основных блоков:
1 блок - ознакомление родителей с нормативно - правовой базой школы;
2 блок - ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-познавательного процесса;
3 блок - обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями;
4 блок - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
5 блок - участие родителей в управлении школой.
С этой целью используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
В практической работе с родителями учащихся я, как классный руководитель использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем и в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
_______________________________________________________________
Традиционные формы работы.
-
родительские собрания;
-
общеклассные и общешкольные конференции;
-
индивидуальные консультации педагога;
-
посещения на дому;
Посещая учащихся на дому, я выясняю условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяет индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Меня, как педагога интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
________________________________________________________________
Нетрадиционные формы работы.
- Родительские чтения.
Очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекцию педагога, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении
- Родительские вечера.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Такой контакт с родителями позволяет сэкономить время на решение проблем, а также предотвратить более половины негативных событий в классе.
____________________________________________________________________
- Информационный лист.
Раз в месяц я формирую что-то вроде информационного листа. Включаю в него информацию о предстоящих событиях в школе, моих пожеланиях к родителям, важных новшествах, подведение итогов прошедшего периода. Такой информационный лист помогает в совместной деятельности учителя, родителей и обучающихся. Родители всегда в курсе жизни школы и класса. Информирование родителей о деятельности школы является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Такая форма работы с родителями помогает решить следующие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей. Родители помогают мне, как классному руководителю в подготовке внеклассных мероприятий, принимают в них участие. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов и увлечений.
Таким образом, все формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей в семье и школе.
.
Информационный лист
Мероприятия
Возможная помощь родителям
Сотрудничество
Неделя математики
(с 05.10.13- 12.10.13)
Ребусы, кроссворды по математике.
Материал по теме «Знаменитые математики»
День учителя
04.10.13
Стихи для учителей.
Неделя вежливости
(13.10 .13- 20.10.13)
Материал для газеты. Тема «Что такое вежливость»
Классные часы.
Тема «Профессии наших родителей»
20.10.13 в 8.30
Рассказ о своей профессии.
Досуг.
Экскурсия в музей леса.
26.10.13. в 11часов
Сопровождение детей.
Оплачивание проезда.
Посещение семей.
1Семья Иванова Александра
01.11.13 в 18.00
2.Семья Петрова Владимира
02.11.13 в 18.00
Родительское собрание
24.09.13 в 17.30
Тема родительского собрания
Законы родительской истины:
Закон 1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2. Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
Закон 3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.
Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5. Не опекайте ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Памятка «Десять секретов успешного проведения родительского собрания»
-
Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано других важных дел, интересных телепередач и т. п.
-
Определите одну наиболее важную проблему, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
-
Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
-
Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно знают друг друга.
-
Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.
-
Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.
-
Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.
-
Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета.
-
Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.
-
Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания (например: снимать верхнюю одежду обязательно: не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).
Памятка «Правила поведения классного руководителя на родительском собрании»
-
Снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
-
Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
-
Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
-
Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.
-
Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.
-
Разговаривать с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников: и благополучных и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребенка.