РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

роль исследовательской деятельности в воспитании
учащихся в условиях реализации ФГОС

«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»

А. Сент-Дьердьи

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

ФГОС ориентируют:

- на достижение нового качества в соответствии с запросами личности, общества и государства;

- на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.

Исследовательская деятельность

Одной из наиболее приоритетных задач образования в современной школе, и организации образовательного процесса, является воспитательное наполнение образования и обучения, переход к освоению знания, через исследовательскую деятельность, как главное средство воспитания.

Как это выглядит сегодня?

В учреждениях образования до сих пор наиболее распространенным является репродуктивный подход, не ставящий своей целью организацию деятельности. А учитывая, что деятельность выступает перед нами как источник, так и инструмент формирования ценностей, процесс воспитания может идти бесконтрольно, под влиянием случайных факторов. Но, человек не может оставаться в бездействии - свой предмет деятельности он начинает искать (и, очень часто находит) - вне учреждения образования. Как результат очень часто перед нами предстаёт реальная картина: заложенный в школе процесс обучения теряет для ребенка всякую значимость, идеи ему начинает диктовать «улица».

Как можно научить думать без «шаблона»?

  • Одним примеров подобной деятельности является вовлечение учащихся в науку посредством исследовательской деятельности с привлечением представителей научной школы, педагогов дополнительного образования.

  • При этом в основу воспитания закладывается научный способ мышления, и организации коммуникаций между субъектами воспитательного процесса способствует воспитательная модель научной школы.

Этапы исследовательской деятельности

  • Подготовительный

  • Планирование

  • Исследование (экспериментальный)

  • Результативно- аналитический

  • Отчётно-презентационный

  • Самооценка работы

Направления работы:

I направление - индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах:

а) отдельные задания

б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану

II направление - групповая работа;

III направление - массовая работа

Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию:

  • Критического мышления;

  • Информационной культуры;

  • Творческих и коммуникативных способностей;

  • Умения ставить цели и пути их реализации.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Н.Толстой).

В заключение…

И, быть может, если учащиеся и не станут великими учеными, то запасутся жизненным опытом, который поможет им излагать добытую информацию, сталкиваясь с другими взглядами, доказывать свою точку зрения и формировать собственную гражданскую позицию. И в этом - наше будущее!







© 2010-2022