Презентация на тему: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) в образовании

К началу ХХI века перед Россией встала задача перехода в достаточно короткие сроки к инновационному, социально ориентированному развитию. Это требует изменение в экономике, политике, социальной сфере. Ключевая задача модернизации – всемерное развитие человеческого потенциала, подготовка граждан, способных жить и работать в развивающем мире, в условиях современных экономических, политических, нравственных отношений Важнейшая роль в решении этой задачи принадлежит образованию, результат...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 слайд тема: "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) в образовании"

2 слайд

Задача перехода к инновационному, социально ориентированному развитию.

К началу ХХI века перед Россией встала задача перехода в достаточно короткие сроки к инновационному, социально ориентированному развитию. Это требует изменение в экономике, политике, социальной сфере. Ключевая задача модернизации - всемерное развитие человеческого потенциала, подготовка граждан, способных жить и работать в развивающем мире, в условиях современных экономических, политических, нравственных отношений.

3 слайд

ПУТИ ПЕРЕХОДА ОБРАЗОВАНИЯ

Важнейшая роль в решении этой задачи принадлежит образованию, результатом этой задачи должна стать новая модель образования

В числе поставленных целей - это обновление образовательных стандартов.

4 слайд

Состояние разработки и утверждения стандартов


  1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785); Приказ Минобрнауки России №1241 от 26 ноября 2010 г. (о внесении изменений во ФГОС)


  1. ФГОС основного общего образования - утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 01 февраля 2011 г. № 19644.

3. ФГОС среднего (полного) общего образования - в стадии разработки.

5 слайд

6 слайд

Основные особенности ФГОС второго поколения

  • Стандарт как общественный договор в отношении: ожидаемых результатов образования; принципов формирования и сущности взаимных обязательств и прав; общих принципов организации образовательного процесса и важнейших условий его реализации

7 слайд

  • Иная структура документа. Стандарт - совокупность трех систем требований:

1) требования к результатам освоения основной образовательной программы (3гр.планируемых результатов:

предметные, метапредметные, личностные);

2) требования к структуре основной образовательной программы

В структуре Базисного образов. плана выделяются 3 раздела:

  • Инвариантная часть

  • Вариативная часть

  • Внеурочная деятельность. Организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное

Здоровьесберегающие технологии

  • (урок является личностно-ориентированный. Его основа не этап, а учебная ситуация

  • изменения в деятельности учителя (технологическая карта урока));

3) требования к условиям реализации основной образовательной программы

  • (создание комфортной для уч. и педагогов образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физич., психологич, и социального здоровья

  • высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для учащихся, их родителей и всего общества

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся);

8-13 слайд

  • Опора на деятельностный подход, ориентация на компетентностный результат

При решении любой проблемы человек пытается ответить себе на ряд вопросов. Какие же Вы ставите перед собой вопросы, если хотите чего-то добиться?

Какой же первый вопрос мы задаем себе, пытаясь найти то или иное решение? Какова цель образования? К какому результату мы стремимся?

Ответив на первый вопрос, перед нами сразу встает второй вопрос: «Чему учить?».

Чему учить - это содержание, развороты учебников, которые мы листаем из урока в урок.

Вот следующий вопрос: «Как учить?»

Как учить - это технологии, которыми учитель пользуется на уроках для выращивания функционально грамотной личности. Технология

14 слайд

  • ИКТ-компетентность

Важными элементом на ступени начального общего образования, обеспечивающими его результативность являются:

  • ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ)

  • формирование способности грамотно применять ИКТ.

B программу ФГОС НОО включена подпрограмма «Формирование ИКТ -компетентности обучающихся».

15 слайд

    • Информационно-образовательная среда - новое требование в программе ФГОС

  • Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта.

  • ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося.

  • Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.

  • Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

16 слайд

  • Организация проектной деятельности школьников

В современной школе широко применяется проектный метод. Имеется цикл проектов: « Я умею»;«Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Также в обучении применяется интегрированный подход к обучению,который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

17 слайд

В базисный учебный план впервые включён раздел «Внеурочная деятельность»

В соответствии с требованиями ФГОС Образовательная программа учреждения должна содержать следующие разделы:

  1. пояснительная записка;

  2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ;

  3. примерный учебный план на основе основной образовательной программы.

  4. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом реализуемых педагогических технологий;

  5. программы отдельных учебных предметов, курсов;

  6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  7. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни1

  8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Эти прогр разраб-ся самостоятельно ОУ с учётом предлагаемых рекомендаций

18-20 слайд

  • Ориентация стандарта на результаты образования: личностные, метапредметные (УУД), предметные.

Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний - развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы должны отказаться от «багажа» знаний. Необходимо просто поменять приоритеты. Предметное содержание перестало быть центральной частью стандарта.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

21 слайд

Существует четыре вида универсальных учебных действий :

  • личностные

  • регулятивные

  • познавательные

  • коммуникативные.

22 слайд

1.Личностные универсальные учебные действия, относятся отношения, отражающие отношение к социальным ценностям:

-идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране,государству;

-проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

-проявлять интерес к культуре и истории своего народа, роднойстраны;

-различать основные нравственно-этические понятия;

-соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

-оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

-мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,

-проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

2.Личностные универсальные учебные действия, относятся отношения, отражающие отношение к учебной деятельности:

-воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

-выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

-оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

-применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

23 слайд

Регулятивные универсальные учебные действия

обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности

  • целеполагание,

  • планирование,

  • прогнозирование,

  • контроль,

  • коррекция,

  • оценка,

  • саморегуляция

Регулятивные универсальные учебные действия.

1.Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности

- удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);

-корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

-анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

2.Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

-осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

-оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

-анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

-оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

24 слайд

Познавательные универсальные учебные действия

1.Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:

-различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

-выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

-анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

-фиксировать их результаты;

-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

-применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

-презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

2.Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции

-сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

-сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;

-выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

-классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

-приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

-устанавливать причинно-следственные связи и зависимости

между объектами, их положение в пространстве и времени;

-выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

3.Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

-составлять план простого эксперимента;

-выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

-выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

-преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

-моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

-исследовать собственные нестандартные способы решения;

-преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

25 слайд

Коммуникативные универсальные учебные действия.

1.Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

-находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

-сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

-анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

-составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

2.Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

-различать особенности диалогической и монологической речи;

-описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

-характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

-характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;

-выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

-составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

-писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников

26-29 слайд

К тем, кто проходит практику в первых классах (а с сентября 2012 г. - и во вторых классах), предъявляются новые требования к разработке конспектов уроков и к их проведению. В частности, произошли изменения в формулировке образовательных задач. Если раньше при планировании урока выделялись образовательные, развивающие и воспитательные задачи, то теперь необходимо планировать формирование у учащихся метапредметных и предметных результатов. Содержание метапредметных результатов составляют четыре вида универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных. Эти изменения нашли отражение, как в оформлении, так и в содержательной части конспектов

30-34 слайд

Так учили нас:

Так будут учиться наши дети:

1 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разрабатывается каждым образовательным учреждением самостоятельно с учётом предлагаемых рекомендаций.

© 2010-2022