Программа воспитательной работы по направлению Социализация (9-11 классы)

Современный мир требует от людей быть инициативными, активными и толерантными. Век информационно-коммуникационных технологий делает жизнь стремительной, ставя все новые и новые проблемы, решать которые придется именно молодому поколению. Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а, если необходимо, приходили к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными. Одной из главных проблем воспитания дете...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Программа воспитательной работы

по направлению «Социализация»















Автор-составитель: Маркова О.В.

классный руководитель 9 «с» класса

Пояснительная записка

Современный мир требует от людей быть инициативными, активными и толерантными. Век информационно-коммуникационных технологий делает жизнь стремительной, ставя все новые и новые проблемы, решать которые придется именно молодому поколению.

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а, если необходимо, приходили к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.

Общество нуждается в инициативных, неравнодушных, деловых, успешных молодых людях, способных свободно ориентироваться в современном мире, умеющих самостоятельно принимать решения. Современный мир не прост, поэтому очень важно, чтобы каждый ученик вышел из стен школы социально адаптированной личностью.

Одной из главных проблем воспитания детей в современном мире является их разобщенность, ярко выраженный индивидуализм, неумение общаться в коллективе. Эти особенности имеют как объективные причины, так и субъективные.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального опыта. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:

 воспроизводить жизненные ситуации, опираться на впечатления повседневной жизни;

 вызывать личную заинтересованность старшеклассника и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

 предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;

 предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.

Цель программы:

- формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Задачи:

- сформировать личность, обладающую интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющую выстроить себя в современных условиях;

- повысить социальную активность учащихся, их самостоятельность и ответственность в организации жизни коллектива и социума;

- формировать активную жизненную позицию и общую культуру личности учащихся;

- развить стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения в ВУЗах и работы во всех возможных отраслях хозяйства страны;

- организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 3 года (9-11 классы).

Методы воспитания в механизме социализации: воспитание - не просто функционирует как составная часть социализации, а системой своих методов по существу обеспечивает целенаправленный механизм социализации. Это:

  • пример великого человека,

  • пример родителей,

  • пример сверстников,

  • метод педагогического требования,

  • метод упражнения,

  • социальное внушение,

  • метод соревнования,

  • метод поощрения,

  • метод наказания.

Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:

• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;

• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;

• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;

• любящей свою малую и большую Родину;

• знающей и хранящей традиции;

• ведущей здоровый образ жизни;

• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.

Реализация поставленных задач ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:

Я и мои интеллектуальные способности. Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи:

  • Поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию.

  • Разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.

  • Помочь учащимся познать свой внутренний мир, сформировать представление о том, что такое способности человека.

  • Воспитание уверенности в своих силах, развитие у учащихся инициативы и творчества.

Предлагаемый результат:

  • Сформировать высокий уровень самосознания, самопознания, самодисциплина, понимание учащимся значимости развитого интеллекта.

Я и моя семья. Воспитание основ характера и морального облика ребенка через семью. Семья во многом направляет развитие интересов, склонностей подрастающего человека.

Задачи:

  • Взаимодействие семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности и ее социализации.

  • Воспитать чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, сплочение коллектива учащихся и родителей.

Предполагаемые результаты:

  • сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье;

  • сформулировать представление о том, какими качествами обладает настоящий мужчина и чем отличается настоящая женщина.

Я и моя школа. Формирование отношения учащихся к своей школе, школьному коллективу.

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе

  • воспитать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемые результаты:

  • сформировать у ученика осознанное понятие роли знаний в жизни человека,

  • овладеть этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик»,

  • приучить к выполнению распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умению пользоваться правами ученика.

Нравственность и Я. Воспитание нравственной культуры учащихся

Задачи:

  • Развитие у учащихся потребности в совершенствовании нравственных поступков.

  • Создание ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни.

Предполагаемые результаты:

  • Сформировать видение прекрасного в окружающей жизни;

  • Разъяснить понятия - нравственность, жизненные ценности, долг, порядочность, ответственность, скромность.

Я - патриот и гражданин. Формирование гражданского отношения к государству. Получение и расширение знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д. Воспитание у учащихся любовь к Татарстану как к малой Родине.

Задачи:

  • Формирование у школьников чувства гордости за свою Отчизну.

  • Воспитывать у учащихся чувство сопричастности к истории нашей Родины.

  • Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.

  • Формировать у учащихся гражданские качества личности, представления о юридическом и духовном смысле понятия «гражданства».

Предполагаемые результаты:

  • убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Я и мои интеллектуальные способности Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Тема

Форма проведения

Класс

Четверть

1

Восприятие.

тренинг

9/11

1/1

2

Внимание.

тренинг

9/11

2/2

3

Память.

тренинг

9/11

3/3

4

Мышление.

тренинг

10

1

5

Коммуникативные способности

психологический практикум

10

2

6

Способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности

психологический практикум

10

3

Я и моя семья. Воспитание основ характера и морального облика ребенка через семью. Семья во многом направляет развитие интересов, склонностей подрастающего человека.

Тема

Форма проведения

Класс

Четверть

«Никого дороже нет…» (классный час посвящен Дню матери).

театрализованное представление

10

3

    «Маме посвящаю… » (классный час посвящен Дню матери).

    урок-презентация

    9

    3

      "Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - Мать!"

      театрализованное представление

      11

      3

        «Мама, папа, я - здоровая семья»

        соревнования

        9

        2

          День здоровья

          соревнование

          10

          2

            «Забота о родителях- дело совести каждого»

            беседа

            11

            4

              «Мои родные - защитники Родины»

              фотовыставка



                «Отцы и дети»

                соревнование

                11

                2

                  «Дороги, которые мы выбираем»

                  тестирование профориентации

                  9

                  1

                    «Дом, в котором мы живем»

                    беседа по профориентации

                    10,11

                    1

                      «Моя будущая семья»

                      диспут

                      9

                      4

                        «Дружба, любовь, семья»

                        диспут

                        10

                        4

                        Я и моя школа. Формирование отношения учащихся к своей школе, школьному коллективу.

                        Тема

                        Форма проведения

                        Класс

                        Четверть

                        1

                        "Мои права и обязанности в школе»

                        вопросы и ответы

                        9

                        1

                        2

                        «Все профессии хороши, выбирай на вкус...»

                        встреча с интересными людьми

                        9

                        3

                        3

                        Моя будущая профессия.

                        экскурсия в мир профессий

                        10

                        3

                        4

                        Какие воспоминания оставлю я о себе в школе

                        классное собрание

                        9

                        4

                        5

                        Мой профессиональный выбор. Прав я или нет?

                        конференция

                        11

                        3

                        6

                        Ученик года

                        конкурс

                        11

                        1

                        7

                        «Самоуправление в классе»

                        ролевая игра

                        10

                        1

                        8

                        «Уже мы стали взрослыми»

                        диспут

                        10

                        4

                        9

                        «Молодежь Татарстана - шаг в будущее»

                        круглый стол



                        10

                        В начале жизни школу помню я

                        творческий вечер

                        11

                        4

                        Нравственность и Я. Воспитание нравственной культуры учащихся

                        Тема

                        Форма проведения

                        Класс

                        Четверть

                        «О милосердии"

                        беседа

                        9

                        2

                          О красоте, моде и хорошем вкусе

                          викторина - презентация

                          10

                          2

                            «Долг и верность»

                            диспут

                            10

                            1

                              Толерантность

                              проект

                              9

                              3

                                «Человек -это…звучит гордо»

                                викторина

                                10

                                3

                                  «Горькая правда или ложь во спасение..?»

                                  диспут

                                  11

                                  3

                                    «Смысл жизни - это то, что придает ей ценность!»

                                    круглый стол

                                    10

                                    4

                                      Человек и творчество. Великие творения человечества.

                                      брейн-ринг

                                      11

                                      2

                                        Идея достойной жизни

                                        беседа

                                        11

                                        4

                                          «В чем счастье? В том, что я живу…»

                                          дискуссия

                                          9

                                          4

                                            «Жизнь замечательных людей»

                                            Встреча с интересными людьми

                                            11

                                            1

                                            Я - патриот и гражданин. Формирование гражданского отношения к государству. Получение и расширение знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д. Воспитание у учащихся любовь к Татарстану как к малой Родине.

                                            Тема

                                            Форма проведения

                                            Класс

                                            Четверть

                                            "Мои права"

                                            проект

                                            10

                                            2

                                              "Человек и закон"

                                              деловая игра

                                              11

                                              2

                                                Парламентский урок «Где рождаются законы»

                                                внеклассное мероприятие

                                                9

                                                1

                                                  «О них мы будем помнить всегда»

                                                  экскурсия

                                                  10

                                                  4

                                                    «Пусть будет ясным вечно небо...» (урок мужества, посвященный освобождению нашей Родины от немецко-фашистких захватчиков)

                                                    встреча с интересными людьми

                                                    11

                                                    4

                                                      Классный час "Есть такое слово -«выстоять» посвященный Дню Победы.

                                                      встреча с интересными людьми

                                                      9

                                                      4

                                                        Из истории символики России.

                                                        брейн-ринг

                                                        9

                                                        3

                                                          Основной закон страны (Кл.час посвященный Дню Конституции)

                                                          беседа

                                                          9

                                                          2

                                                            "Всеобщая декларация прав человека"

                                                            беседа

                                                            11

                                                            3

                                                              "Шаг во Вселенную", посвященный Дню космонавтики

                                                              проект

                                                              10

                                                              3


                                                              Литература


                                                              1. Караковский В.А. Как быть с воспитанием? - М.: Открытая школа, 1997

                                                              2. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.

                                                              3. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000

                                                              4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Народное образование, 2001.

                                                              5. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2002.

                                                              6. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.

                                                              7. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогическое общество России, 1997.

                                                              8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта у школьников. М.: Педагогическое общество России, 2002.



                                                              © 2010-2022