- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа воспитательной работы по направлению Социализация (9-11 классы)
Программа воспитательной работы по направлению Социализация (9-11 классы)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маркова О.В. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа воспитательной работы
по направлению «Социализация»
Автор-составитель: Маркова О.В.
классный руководитель 9 «с» класса
Пояснительная записка
Современный мир требует от людей быть инициативными, активными и толерантными. Век информационно-коммуникационных технологий делает жизнь стремительной, ставя все новые и новые проблемы, решать которые придется именно молодому поколению.
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а, если необходимо, приходили к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.
Общество нуждается в инициативных, неравнодушных, деловых, успешных молодых людях, способных свободно ориентироваться в современном мире, умеющих самостоятельно принимать решения. Современный мир не прост, поэтому очень важно, чтобы каждый ученик вышел из стен школы социально адаптированной личностью.
Одной из главных проблем воспитания детей в современном мире является их разобщенность, ярко выраженный индивидуализм, неумение общаться в коллективе. Эти особенности имеют как объективные причины, так и субъективные.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального опыта. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:
воспроизводить жизненные ситуации, опираться на впечатления повседневной жизни;
вызывать личную заинтересованность старшеклассника и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;
предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
Цель программы:
- формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
- сформировать личность, обладающую интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющую выстроить себя в современных условиях;
- повысить социальную активность учащихся, их самостоятельность и ответственность в организации жизни коллектива и социума;
- формировать активную жизненную позицию и общую культуру личности учащихся;
- развить стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения в ВУЗах и работы во всех возможных отраслях хозяйства страны;
- организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 3 года (9-11 классы).
Методы воспитания в механизме социализации: воспитание - не просто функционирует как составная часть социализации, а системой своих методов по существу обеспечивает целенаправленный механизм социализации. Это:
-
пример великого человека,
-
пример родителей,
-
пример сверстников,
-
метод педагогического требования,
-
метод упражнения,
-
социальное внушение,
-
метод соревнования,
-
метод поощрения,
-
метод наказания.
Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:
• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
• любящей свою малую и большую Родину;
• знающей и хранящей традиции;
• ведущей здоровый образ жизни;
• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
Реализация поставленных задач ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:
Я и мои интеллектуальные способности. Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи:
-
Поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию.
-
Разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.
-
Помочь учащимся познать свой внутренний мир, сформировать представление о том, что такое способности человека.
-
Воспитание уверенности в своих силах, развитие у учащихся инициативы и творчества.
Предлагаемый результат:
-
Сформировать высокий уровень самосознания, самопознания, самодисциплина, понимание учащимся значимости развитого интеллекта.
Я и моя семья. Воспитание основ характера и морального облика ребенка через семью. Семья во многом направляет развитие интересов, склонностей подрастающего человека.
Задачи:
-
Взаимодействие семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности и ее социализации.
-
Воспитать чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, сплочение коллектива учащихся и родителей.
Предполагаемые результаты:
-
сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье;
-
сформулировать представление о том, какими качествами обладает настоящий мужчина и чем отличается настоящая женщина.
Я и моя школа. Формирование отношения учащихся к своей школе, школьному коллективу.
Задачи:
-
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе
-
воспитать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
-
воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемые результаты:
-
сформировать у ученика осознанное понятие роли знаний в жизни человека,
-
овладеть этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик»,
-
приучить к выполнению распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умению пользоваться правами ученика.
Нравственность и Я. Воспитание нравственной культуры учащихся
Задачи:
-
Развитие у учащихся потребности в совершенствовании нравственных поступков.
-
Создание ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни.
Предполагаемые результаты:
-
Сформировать видение прекрасного в окружающей жизни;
-
Разъяснить понятия - нравственность, жизненные ценности, долг, порядочность, ответственность, скромность.
Я - патриот и гражданин. Формирование гражданского отношения к государству. Получение и расширение знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д. Воспитание у учащихся любовь к Татарстану как к малой Родине.
Задачи:
-
Формирование у школьников чувства гордости за свою Отчизну.
-
Воспитывать у учащихся чувство сопричастности к истории нашей Родины.
-
Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.
-
Формировать у учащихся гражданские качества личности, представления о юридическом и духовном смысле понятия «гражданства».
Предполагаемые результаты:
-
убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Я и мои интеллектуальные способности Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
№
Тема
Форма проведения
Класс
Четверть
1
Восприятие.
тренинг
9/11
1/1
2
Внимание.
тренинг
9/11
2/2
3
Память.
тренинг
9/11
3/3
4
Мышление.
тренинг
10
1
5
Коммуникативные способности
психологический практикум
10
2
6
Способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности
психологический практикум
10
3
Я и моя семья. Воспитание основ характера и морального облика ребенка через семью. Семья во многом направляет развитие интересов, склонностей подрастающего человека.
№
Тема
Форма проведения
Класс
Четверть
«Никого дороже нет…» (классный час посвящен Дню матери).
театрализованное представление
10
3
«Маме посвящаю… » (классный час посвящен Дню матери).
урок-презентация
9
3
"Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - Мать!"
театрализованное представление
11
3
«Мама, папа, я - здоровая семья»
соревнования
9
2
День здоровья
соревнование
10
2
«Забота о родителях- дело совести каждого»
беседа
11
4
«Мои родные - защитники Родины»
фотовыставка
«Отцы и дети»
соревнование
11
2
«Дороги, которые мы выбираем»
тестирование профориентации
9
1
«Дом, в котором мы живем»
беседа по профориентации
10,11
1
«Моя будущая семья»
диспут
9
4
«Дружба, любовь, семья»
диспут
10
4
Я и моя школа. Формирование отношения учащихся к своей школе, школьному коллективу.
№
Тема
Форма проведения
Класс
Четверть
1
"Мои права и обязанности в школе»
вопросы и ответы
9
1
2
«Все профессии хороши, выбирай на вкус...»
встреча с интересными людьми
9
3
3
Моя будущая профессия.
экскурсия в мир профессий
10
3
4
Какие воспоминания оставлю я о себе в школе
классное собрание
9
4
5
Мой профессиональный выбор. Прав я или нет?
конференция
11
3
6
Ученик года
конкурс
11
1
7
«Самоуправление в классе»
ролевая игра
10
1
8
«Уже мы стали взрослыми»
диспут
10
4
9
«Молодежь Татарстана - шаг в будущее»
круглый стол
10
В начале жизни школу помню я
творческий вечер
11
4
Нравственность и Я. Воспитание нравственной культуры учащихся
№
Тема
Форма проведения
Класс
Четверть
«О милосердии"
беседа
9
2
О красоте, моде и хорошем вкусе
викторина - презентация
10
2
«Долг и верность»
диспут
10
1
Толерантность
проект
9
3
«Человек -это…звучит гордо»
викторина
10
3
«Горькая правда или ложь во спасение..?»
диспут
11
3
«Смысл жизни - это то, что придает ей ценность!»
круглый стол
10
4
Человек и творчество. Великие творения человечества.
брейн-ринг
11
2
Идея достойной жизни
беседа
11
4
«В чем счастье? В том, что я живу…»
дискуссия
9
4
«Жизнь замечательных людей»
Встреча с интересными людьми
11
1
Я - патриот и гражданин. Формирование гражданского отношения к государству. Получение и расширение знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д. Воспитание у учащихся любовь к Татарстану как к малой Родине.
№
Тема
Форма проведения
Класс
Четверть
"Мои права"
проект
10
2
"Человек и закон"
деловая игра
11
2
Парламентский урок «Где рождаются законы»
внеклассное мероприятие
9
1
«О них мы будем помнить всегда»
экскурсия
10
4
«Пусть будет ясным вечно небо...» (урок мужества, посвященный освобождению нашей Родины от немецко-фашистких захватчиков)
встреча с интересными людьми
11
4
Классный час "Есть такое слово -«выстоять» посвященный Дню Победы.
встреча с интересными людьми
9
4
Из истории символики России.
брейн-ринг
9
3
Основной закон страны (Кл.час посвященный Дню Конституции)
беседа
9
2
"Всеобщая декларация прав человека"
беседа
11
3
"Шаг во Вселенную", посвященный Дню космонавтики
проект
10
3
Литература
-
Караковский В.А. Как быть с воспитанием? - М.: Открытая школа, 1997
-
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
-
Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000
-
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Народное образование, 2001.
-
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2002.
-
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.
-
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогическое общество России, 1997.
-
Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта у школьников. М.: Педагогическое общество России, 2002.